Ирина Пронькина
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Дифференциация [л]-[р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в различении звуков л — р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.
Задачи:
- учить слышать звук в слове;
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова с заданным звуком;
-развивать связную речь;
- формировать доброжелатнльные взаимоотношения между детьми.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Приветствие
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи, Дифференциация [л]-[р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Сегодня у нас очень интересное занятие. К нам в гости пришел мальчик Женя (игрушка).Он хочет рассказать нам свою историю, давайте послушаем. Воспитатель читает рассказ Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
II. Знакомство с новой темой:
1. II. Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
Мальчик Женя не умел говорить букву "р".
Ему говорят:
- Ну-ка, Женя, скажи: "пароход".
А он говорит: "палоход".
- Скажи: "таракан".
А Женя говорит: "талакан".
- Скажи: "рыба".
А он говорит: "лыба".
Все ребята во дворе над ним смеялись.
Вот Женя однажды играл с ребятами, сказал тоже что-то неправильное. И ребята стали его дразнить.
Тогда Женя обиделся и залез на крышу.
Там на дворе стоял маленький домик, невысокая баня. Лежит Женя на банной крыше и тихонько плачет.
Вдруг на забор прилетела ворона и здорово так каркнула:
- Крррааа.
Женя тоже каркнул - только получилось: "клллааа".
А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищё лкнула клювом и давай выговаривать на разные лады:
- Каррр, краа, кррр, ррра, ррра.
У Жени получается: "клавла, кллл, клклкл".
Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил.
У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо у него получилось.
- Крррррррраааа!
Так хорошо "ррр" получается, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: "ррррр".
Обрадовался Женя и полез с крыши.
Торопится, лезет и всё время каркает, чтобы не забыть, как "р" выговаривается.
Лез, лез и свалился с крыши, да крыша-то банная, баня невысокая, и в куст смородины он упал - не ушибся.
Встал Женя, побежал к ребятам, смеётся, радуется и кричит:
- Я "рры" научился говорить!
- А ну, - говорят ребята, - скажи нам что-нибудь.
Женя думал, думал и сказал:
- Паверрррррр.
Это Женя хотел сказать "Павел", да спутал.
Вот как обрадовался!
2. Беседа по вопросам.
А теперь ответьте мне на вопросы:
-Какой звук не выговаривал мальчик Женя?
-А какой звук он говорил вместо звука «Р»? Дети: «Л»
- Так кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? Дети : «Р» и «Л»
Совершенно верно, мы будем учиться различать и правильно произносить звуки «Р» и «Л». Посмотрите как они выглядят. Но сначала потренируемся.
3. Артикуляционная гимнастика
Часики;
Вкусное варенье;
Лошадка;
Почистим зубки.
А сейчас, два раза обернись и в ворону превратись.
4. Дыхательная гимнастика: «Ворона».
Ребенок стоит, слега расставив ноги и опустив руки. Делает вдох,разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленноно опускает руки и произносит «кар-р-р-р-р», максимальнорастягивая звук «Р».
5. Игра «хлопни в ладоши и позвони в колокольчик»
Внимание! Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, хлопайте в ладоши, если услышите звук л, нужно позвонить в колокольчик.
(хобот, рак, робот, лев, ручей, танец, лак, лапа,бокал, моряк….)
Игру проводить на каждый звук отдельно
ФИЗМИНУТКА «Солнышко».
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).
6. Повторение чистоговорок:
Ла – ла – ла – лопата и пила,
Ра – ра – ра – высокая гора,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Ру – ру – ру – коза грызет кору,
Ры – ры – ры – прилетели комары.
7. Игра «Покажи где летит?»
Послушайте: ррр-летит самолет близко (приложите руки к груди и произнесите «ррр»). «Ллл» - улетел самолет далеко (отодвигаются руки в стороны).
Молодцы!
8. Стихи-добавлялки
Дедушку зовут Лука, у него болит (рука)
На столе с картошкой плошка, за столом голодный… (Прошка)
Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)
Приготовил повар Пров вкусный и душистый … (плов)
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я (пил)
В блеске солнечных лучей по земле бежит (ручей)
9. Игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый, а внук (молодой).
Вчера мне было весело, а сегодня (грустно).
Зимой снега много, а весной (мало).
Баба Яга злая, а фея (добра).
Суп горячий, а компот (холодный).
Заяц трусливый, а лев (смелый).
10. Игра «Определите позицию звука в слове»
Перед детьми лежат карточки, карточка разделена на три части. Нужно поставить фишку в окошко: если слово начинается на звук «Р» ,то в первое окошко, Если «Р» в середине – во второе, если в конце - в третье.
Рак, рука, муравей, тигр, робот, комар, зебра.
11. Игра «Нарисуй любой предмет»
Мальчики рисуют любой предмет, который начинается на звук «Р», девочки – «Л»
III. Итог.
Сегодня все очень хорошо занимались.
-Какие звуки мы сегодня проговаривали?
Наш гость Женя придет еще к вам на занятие, если вы сможете выучить скороговорку: «Три сороки – тараторки тараторили на горке».