Наталья Федутинова
Конспект занятия «Земля — наш дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Земля – наш дом родной».
Цель:
• показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.
• вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условия сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
• способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома
• уточнить и расширить представления о первых цветах весны.
• учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь творения природы.
Публикация «Конспект занятия „Земля — наш дом родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитывать коммуникабельность, нравственные качества: доброта, взаимовыручка, дружелюбие, интерес и бережное отношение к природе.
• развивать воображение, память, устную речь.
• прививать любовь к труду
Методы и приемы: словесный метод - загадки, стихи, беседа. Наглядный метод - рассматривание первоцветов, картин, иллюстраций. Игровой метод – поездка на лесную полянку.
Оборудование: интерактивная доска. Изображение растений, животных, людей, птиц, насекомых, первоцветов. Изображение планеты Земля, Венера, Марс, Солнце. Картины, иллюстрации первоцветов, цветущие первоцветы в цветочных горшках, глобус, елки, аудиозапись.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, как часто мы с вами слышим разговоры о том, что природу надо не только любить, но и охранять, беречь преумножать.
Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы, он такой разнообразный и неповторимый. На интерактивной доске появляются изображения растений, насекомых, животных, рыб. Без чего не смогут жить на Земле живые существа?
Дети: Без воздуха, без воды, без солнца.
Воспитатель: У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом. Ребята, как же называется наш общий дом?
Дети: Земля.
На интерактивной доске изображение Земли, Венеры, Марса, Солнца.
Воспитатель: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Марс, Юпитер, но жизни на них
нет, потому что на них нет воздуха и воды. Земля – это общий чудесный дом для всех зверей, птиц, рыб, растений, насекомых.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром.
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы.
Весенний звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
На экране И. доски изображена красота синего моря, морской прибой, чайки над волнами, горы, реки, поля и луга.
Воздух словно куполом, прикрыл Землю, и все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему?
Дети: Воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи, без воды, а без воздуха он может прожить лишь несколько минут.
На экране И. доски появляется Земля – вид из космоса.
Воспитатель: Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей солнца. А вода? Что она значит для нас? Сегодня она для всех так привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жизнь». Без воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе воду.
На экране появляются реки, океаны и моря, пустыни, оазис в пустыни.
Дети: Повсюду, где бежит вода, цветет земля, цветет страна.
Воспитатель: Да, ребята много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь.
На экране появляются обитатели лесов, полей, субтропиков, пустыни. Отгадайте некоторых из них.
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы
Ножка есть, но нет сапожек
Шляпа есть, нет головы (гриб).
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок
И остался стебелек (одуванчик).
Вильну хвостом туда-сюда
И нет меня, и нет следа (рыба).
У меня четыре лапки
Лапки Цап-царапки,
Пара чутких ушей
Я - гроза для мышей (кошка).
Что же это за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год (ель).
На экране ответы дублируются показом.
Вот сколько замечательных соседей живет с нами на Земле. Ребята давайте представим, что мы с вами красивые цветы на лугу.
На экране появляется луг с яркими полевыми цветами, звучит аудиозапись: жужжание пчел, писк комара, стрекотание кузнечиков.
Физкультминутка.
Наши алые цветы
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши алые цветы
Закрывают лепестки
Тихо засыпают
Головой качают.
Воспитатель. Ребята, а давайте мы с вами отправимся в путешествие в весенний лес и посмотрим, как цветут первоцветы.
На чем мы поедим с вами ребята? (на поезде).
Давайте соберем его из частей!
Дети собирают «поезд» на интерактивной доске.
Воспитатель: Теперь мы готовы отправиться в путь? (Да).
Тогда в путь. Едим на поезде.
На экране появляется лес, поляна на ней много разных цветов – первоцветов.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые цветы выросли на лесной полянке. Это первоцветы, самые первые весенние цветы. Ребята, как вы понимаете слово первоцветы.
Ответы детей.
На экране показ первоцветов: подснежник, фиалка, мать - и - мачеха, пролески.
Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас
своею скромностью, красотой. Ребята, посмотрите вот на этот цветок, кто из вас знает, как он называется?
На экране появляется подснежник.
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Посмотрите на этот необыкновенный цветок, он нежный, душистый. Подснежники самые первые, самые смелые разведчики весны. Кажется, что именно их, крохотных не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит. Ребята, посмотрите какой красивый цветок!
На экране появляется Мать- и- мачеха.
Дети: Мать- и- мачеха.
Воспитатель. Чуть запахнет весной, на проталинах появляются кучки бледных стебельков – головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы было им теплее? Но по - цветочному они одеты хорошо с ног до головы – в пушистых листиках-чешуйках. Удивителен этот цветок! Ребята, а что особенного у этого цветка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, утром мать и мачеха раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа – мать – теплая, другая – холодная – мачеха. Цветы появляются раньше листьев. А какие цветы похожи на мать – и – мачеху?
Дети. Одуванчик.
На экране появляется одуванчик.
Воспитатель: На что похож одуванчик?
Дети: На солнышко, на золотой шарик и т. д.
На экране появляется луг на котором цветет много одуванчиков.
Воспитатель. Ребята, одуванчик так любит солнышко, что весь день не отводит от него восторженного взгляда. Одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки.
На экране появляется луг, украшенный разноцветными полевыми цветами, а над ними кружатся бабочки, стрекозы, пчелы. Одуванчиковый мед густой и ароматный. Ребята, посмотрите, а это что за цветок расцвел у нас на полянке?
На экране появляется фиалка.
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, это фиалка, посмотрите какие у нее нежные листы, а какие красивые цветы на тонких изогнутых стебельках. Они смотрят на нас своими синими глазками и улыбаются, радуются приходу весны. К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.
Сквозь иглы темной хвои
Веселый лился свет
Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет
Букет лесных фиалок
Лежал на мшистом пне
И стало мне их жалко
И грустно стало мне
Цветы уже увяли,
Поникли лепестки
Зачем же их сорвали
Сломали стебельки
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон
Он делался все тише
Но сердце ранил он
Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Вика, а ты как думаешь, можно рвать цветы?
Вика: Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Воспитатель. Да, Вика, ты права, если мы не научимся беречь окружающею нас природу, то так и будет.
На экране появляется изображение с лесными пожарами. Ребята, подумайте и ответьте мне. Сможет ли человек жить один на земле без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, грибов и т. д. ?
Дети. Без деревьев, цветов, всевозможных растений на земле не будет кислорода, и мы все без него умрем. Исчезнут все живые существа.
Воспитатель. Вы правы ребята! Хотя человек на Земле самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но без растений, птиц, животных он погибнет. Поэтому люди должны беречь, охранять, приумножать природу.
На экране появляется планета Земля.
Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река
Свои, теряя берега
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!»
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
Воспитатель. Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Давайте с вами поиграем и вспомним правила поведения в природе.
Игра на интерактивной доске «Ответь правильно».
На экране появляется серия картинок с изображением, что нельзя делать в лесу (оставлять костер без присмотра, шуметь, рвать цветы, разрушать гнезда птиц).
*во время отдыха в лесу;
*во время сбора лесных ягод и плодов;
*при сборе грибов;
*при разжигании костра в природе.
В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Воспитатель. Молодцы ребята, вы все правильно ответили, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в поезде, отправляемся в путь.
Воспитатель. А вот и наш любимый детский сад! Мы с вами хорошо потрудились.
На интерактивной доске появляется изображение детского сада.
В конце занятия предлагаю детям высадить первоцветы на экологической тропе.