Регина Амаханова
Конспект опытно-экспериментальной НОД по ознакомлению со свойствами воды «Земля-наш дом родной» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме «Земля – наш дом родной». Опыты с водой. По опытно – экспериментальной деятельности для детей старшей группы.
Цель: Расширять знания детей о свойствах воды.
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с особенностями воды и его свойствами;
• Расширять представления о формах и видах воды;
• Учить анализировать и сравнивать;
Развивающие:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной НОД по ознакомлению со свойствами воды „Земля-наш дом родной“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
• Развивать память, внимание путем выполнения заданий в ходе опытно-экспериментальной деятельности ;
• развивать речь,
• мышление,
• любознательность;
• развивать умение делать выводы, умозаключения;.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
• воспитывать экологическую культуру;
• воспитывать аккуратность в работе;
• Методы и приемы:
• Словесный;
• Наглядный: показ иллюстраций,
• показ способа действия;
• Практический: опыты и эксперименты.
Оборудование и материалы:
• Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, молоко, растительное масло, пластиковые ложечки, камешки, колбы, салфетки, слайды на тему: «Вода»; «Свойства воды», музыкальное сопровождение, картинки для дидактической игры.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня хочу пригласить вас в интересное путешествие. Но сначала, вам придется отгадать загадку.
Моря есть плавать нельзя,
Дороги есть ехать нельзя,
Земля есть пахать нельзя.
Что это?
Да, загадка очень трудная. Но я могу вам помочь. Очень часто мы слышим выражение: «Земля – наш общий дом». Посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла. Что это?
Дети: это глобус.
Воспитатель: правильно. Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты Земля, где живут все люди. Давайте мы его рассмотрим, и загадка окажется простой.
Как вы думаете, что обозначено, синим и голубым цветом?
Дети: реки, моря, океаны.
Воспитатель: а желтым и коричневым?
Дети: горы и пустыни.
Воспитатель: а зеленым?
Дети: леса и долины.
Воспитатель: ещё есть белый цвет, что же обозначает он?
Дети: ледники – Северный и Южный полюс.
Воспитатель: ребята, у нас, у всего человечества, одна большая крыша – это небо. У нас под ногами один общий пол – это земная поверхность. У нас одна на всех огромная лампа – это Солнце.
Вот и выходит, что Земля, земной шар – это наш общий большой дом.
Природа на Земле имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, природа дает человеку то, без чего жить не возможно. А что именно вам подскажут загадки:
Не огонь, а больно жжет.
Не пекарь, а печет. (Солнце)
-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
- Нет.
- Почему? (ответы детей) Показ слада.
Следующая загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него прожить не можем. (Воздух)
- А без воздуха можем мы прожить? - Нет. Почему?
- Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. Показ слайда.
- Почему на картинке ничего не изображено?
- Потому что воздух - невидимый.
- Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от сильного нагрева и остывания.
Физкультминутка «Ветер»
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево- вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
Следующая загадка:
Меня пьют, меня льют,
Всем я нужна, кто такая я? (Вода)
- Правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? (Ответы детей). Показ слайда.
- Без воды невозможно существование всего живого:
Повсюду, где бежит вода,
Цветет земля, цветет страна…
- Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце и воду.
А сейчас я предлагаю поближе познакомиться со свойствами воды. Для этого нам необходимо отправиться в мини – лабораторию. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глазки и скажем : «Раз, два, три – в лаборатории окажись!».
Вот ребята мы и оказались в лаборатории. Давайте наденем халаты и займём свои места. Но перед тем как приступить к работе мы вспомним несколько правил поведения в лаборатории: Дети называют по одному правилу поведения в лаборатории.
Опытно-исследовательская деятельность.
Ребята, давайте вспомним, в каком состоянии существует вода на земле. (в твёрдом, жидком, газообразном). Молодцы!
А теперь давайте поиграем в игру.
Я называю состояние воды, а вы ищете подходящие карточки и показываете.
Жидкое состояние (показ детьми карточек, твёрдое состояние (показ детьми карточек,газообразное состояние (показ детьми карточек).Молодцы!
А теперь обратите внимание, у вас у всех на столах стоят стаканчики, обклеяные полосками разных цветов. В каждой из них налита вода.
Опыт №1 : «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2 : «Какой формы вода?»
Воспитатель: Вот мы с вами перелили воду из стакана в колбу. Определили, что она жидкость. Что ещё с водой случилось? (Она поменяла форму). А имеет ли вода форму? А теперь перельём воду из колбы обратно в стакан. Посмотрите, она приняла форму стакана. Переливая воду из одного предмета в другой, вода все время меняет свою форму. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). И так вода не имеет своей формы.
Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором находится. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, выкладываем слайд.
Опыт №3 : «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №4. «Вода прозрачная».
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – первый с розовой полоской - там вода, а в стакане с зеленой полоской- молоко. Опустим в оба стаканчика камешки. В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим камешек, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная).
Вывод: вода прозрачная жидкость. Выложить слайд алгоритм символизирующий, что у воды нет цвета.
Физминутка. «Дождик».
Включается весёлая музыка, дети стоя в круге выполняют танцевальные движения. В центре стоит воспитатель с собранным зонтиком. Музыка отключается, (пошёл дождь, дети бегут к воспитателю, а воспитатель раскрывает зонт. Игра повторяется ещё 2 раза.
Опыт№5. «Своего вкуса у воды нет».
Есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно. Вода безвкусная. А теперь возьмём стаканы с красной и голубой полоской. Перед вами стоят 2 тарелочки. В одной сахар, а в другой соль. Берём ложечку и насыпаем в стакан с красной полоской – сахар, а в стакан с синей полоской – соль. Аккуратно, не разливая, перемешаем ложечкой сахар, а затем соль. Как вы думаете, какая на вкус стала вода в стакане с красной полоской, с синей? (ответы детей). Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. Показ на слайде алгоритм символизирующий, что у воды нет вкуса.
Опыт№6. Вода – растворитель.
Посмотрите на стаканы с красной и голубой полосками. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Перед каждым из вас стоят микроскопы и стёклышки. Давайте взглянем на воду в микроскоп. Подвигаем к себе поближе микроскоп, возьмём пипетку, наберём воду из стакана с красной полоской капельку воды, капнем на стёклышко, вставим стёклышко в штатив и рассмотрим воду. Виден ли вам сахар в микроскоп, точнее не сам сахар, а его кристалики? Ответы детей. Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились.
Вывод: вода является растворителем.
Опыт№6. Вода – растворитель. Часть вторая.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а все ли вещества могут растворяться в воде (Ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. В стакане с зелёной полоской - вода, перед вами стоят стаканчики с подсолнечным маслом. Давайте возьмём пипетки, наберём в неё немного масла и капнем в воду. Что произошло с маслом в воде? Оно так же растворилось в воде как сахар или соль? (Ответы детей) Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Давайте стакан уберём в стороночку. А теперь возьмём стакан с фиолетовой полосочкой, там также налита вода. Перед вами тарелочки с мукой, теперь мы с вами возьмём ложечки и положим немного муки в воду. Что же мы видим? (ответы детей) Мука смешалась, но не растворилась.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: в воде одни вещества растворяются, смешиваются с водой, другие не растворяются совсем. Выложить слайд алгоритм символизирующий, что вода - растворитель.
РЕФЛЕКСИЯ. Ребята, вам понравилось быть исследователями? О чём мы с вами сегодня говорили (Что Земля общий дом всего человечества). Что необходимо для жизни на Земле? (Солнце, воздух и вода) О каком веществе мы сегодня с вами говорили (О воде). Какие свойства есть у воды (Вода прозрачная жидкость, не имеющая запаха, вкуса, цвета, своей формы, она является растворителем, но не для всех веществ. Молодцы, вы всё усвоили.
К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глазки и скажем : «Раз, два, три – в детском саду окажись!». Вот мы и вернулись в наш детский сад. Скажем нашим гостям «Спасибо», что на всём протяжении путешествия они были с нами. На этом мы с вами прощаемся, до свидания.