Алеся Махинько
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Волшебной бумаги» с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе :
«Путешествие в страну Волшебной бумаги»
по образовательной области «Познавательное развитие»
с элементами экспериментирования
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие в страну Волшебной бумаги“ с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
-познакомить детей со способами письма до момента создания бумаги и изготовление бумаги в современном мире;
-закрепить знания о предметах из бумаги, их назначении и пользе; способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги в процессе исследовательской деятельности;
-обогатить представления детей о свойствах бумаги, картона;
-формировать у детей умения самостоятельно делать выводы; активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Бумага»;
-привлечь детей к коллективному созданию образа цветка, способом оттиск (смятие бумаги, развивать творческое воображение, мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение к предметам из бумаги.
Предварительная работа:
• рассматривание коллекции образцов разновидностей бумаги
• беседа с детьми, о том из чего делается бумага
• проведение опытов и экспериментов с бумагой
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, различные разновидности коробок, предметы из бумаги, оборудование для экспериментов (ёмкости с водой, бумага альбомная, картон, копировальная бумага, ватман, гуашь, влажные салфетки).
Ход занятия
Приветствие. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Ой, смотрите, что это за загадочная коробка? Наверное, ее принес почтальон. Давайте посмотрим, что же в ней?
Воспитатель: Открываем! А здесь письмо есть, как вы думаете: от кого? Но сначала, для того чтобы узнать от кого же это письмо, нам нужно отгадать загадку:
Он мальчишка деревянный,
Острый нос, немного странный.
Ключ имеет золотой.
Угадай-ка, кто такой.
Его девочка Мальвина Называла ….
( ответы детей: (Буратино).)
Воспитатель:
- Ребята, вы правы. Нам пишет житель Солнечного города Буратино. Он со своими друзьями тоже ходит в детский сад. И вот на одном занятии им прислали таинственное письмо. Чтобы его прочитать, ребята из Солнечного города выполнили много заданий, но у них всё равно не получилось разгадать письмо. Теперь Буратино с друзьями просит помощи у нас. Поможем прочитать таинственное письмо?
Воспитатель: А вот и письмо!
Достаём листок из конверта.
Дети рассматривают письмо.
Воспитатель: Какое непонятное, чистый лист бумаги. А вдруг, чтобы прочитать его, нужно совершить какое-то открытие?
- Ребята, как вы считаете, с помощью чего совершаются открытия?
Дети: Провести опыт.
Воспитатель: Верно, и с помощью опытов. Чтобы узнать с чем мы будем экспериментировать и какая тема нашего занятия предлагаю отгадать загадку.
Отгадайте и эту.
«Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом
Письмом, обоями, билетом
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами.
Дети. Бумага.
Воспитатель: Правильно! Буратино пишет нам о том, что с этим листом бумаги мы с вами должны провести ряд опытов и узнать много нового и интересного о свойствах бумаги.
Воспитатель: Подумайте, может ли человек обойтись без бумаги? Какими бумажными предметами мы пользуемся ежедневно?
Примерные ответы детей. (Бумажными салфетками вытираем рот после еды.
Читаем книги, рисуем на бумаге, пишем в тетрадях, делаем аппликации, поделки)
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели узнать ещё больше о бумаге? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде в страну Волшебной бумаги
(воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).
Мы с вами прибыли на станцию «Историческая».
Что же на этой станции мы сможем узнать о бумаге?
Воспитатель: Ребята, я хочу у вас спросить, кто-нибудь из вас знает, на чём в древние времена люди писали, когда ещё не было бумаги?
(Примерные ответы детей. На бересте (дереве)
Воспитатель: Давайте подойдём к экрану и посмотрим.
Воспитатель: Мы прибыли с вами на станцию «Познавательную», где находится лаборатория, предлагаю провести несколько экспериментов из бумаги. Назовите правила поведения в лаборатории?
(Примерные ответы детей)
Нельзя громко разговаривать, мешать соседу, обязательно соблюдать технику безопасности с предметами.
Воспитатель: Я хочу познакомить вас с бумагой, она называется – копировальная. Кто-нибудь из вас видел эту бумагу раньше? Интересно, почему же её так назвали? Предлагаю провести эксперимент, и может тогда, вы узнаете, почему такое название? Для начала рассмотрим бумагу. Что вы можете о ней рассказать?
(Примерные ответы детей.)
Бумага тонкая, шуршит, она разного цвета…
Воспитатель: Обратите внимание, что одна сторона бумаги жирная на неё нанесена краска, а другая сторона гладкая, матовая на ней нет краски. Предлагаю провести эксперимент, положите жирной стороной на лист бумаги, и проведите карандашом линию. Посмотрите, что получилось?
(Примерные ответы детей.)
Остался след.
Воспитатель: Теперь переверните копировальную бумагу и проведите линию, что вы видите? Какой можно сделать вывод?
(Дети.)
Бумага оставляет след, если её положить жирной стороной на лист бумаги. Поэтому её называют копировальной.
Воспитатель: А мы продолжаем наши эксперименты. У вас на столах лежат цветы, обследуем их.
(Примерные ответы детей.)
Эти цветы сделаны из тонкой бумаги, они жёлтого цвета.
Воспитатель: Мы с вами будем загибать лепестки к центру, и считать, теперь опустим их в воду и понаблюдаем. Какой вывод можно сделать?
(Дети.)
Кувшинки раскрылись, потому что бумага намокает и становится тяжёлой.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы узнать, как в современном мире изготавливают бумагу? Тогда в путь (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу).
Просмотр слайдов.
1. Для изготовления бумаги необходимо сырьё – это деревья.
2. Их спиливают, везут на деревообрабатывающие комбинаты.
3. Там с деревьев снимают кору, измельчают в крошку.
4. Несколько часов варят, добавляют красители, потом бумажную массу отправляют на специальный станок, где бумагу выравнивают, разглаживают, сушат.
5. А уже потом готовую бумагу скатывают в огромные рулоны, разрезают и отправляют в магазины.
Воспитатель: Вы увидели, что изготовление бумаги очень долгий и сложный процесс. Какой вывод для себя мы сделаем?
(Примерные ответы детей.)
Нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу.
Воспитатель: А наше путешествие продолжается (воспитатель с детьми под песню «Паровозик» двигаются по залу). Мы приехали с вами на станцию «Букетная». Предлагаю сделать коллективную работу «Ваза с сиренью» способом смятой бумаги (показ воспитателя).
Воспитатель: Перед рисованием разомнём наши пальчики.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать
Будем мы им рисовать.
(После коллективного творчества ребята любуются букетом сирени и делают вывод, что рисовать цветы можно не только карандашами, кисточкой, но и с помощью смятой бумаги. Даже смятая бумага приносит пользу.)
Воспитатель: Переходим к следующему эксперименту для определения свойств бумаги.
- Ребята, посмотрите, есть бумажный цветок. Как вы считаете, он может сам раскрыться? (Ответы детей).
- А я знаю секрет, как цветку помочь. У меня есть волшебная вода! С её помощью бумажный цветок раскроется!
Показ опыта.
Самостоятельное проведение опыта детьми.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, почему бумажный цветок раскрылся?
(Ответы детей).
- Это объясняется тем, что при изготовлении бумаги остаются небольшие пространства между волокнами целлюлозы и вода наполняет их. И в итоге мы можем наблюдать за раскрытием цветка.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: бумага может распрямляться под воздействием воды (влаги).
Физминутка.
- Ребята, труд ученых очень тяжел, и вы, наверное, уже устали! Предлагаю провести физминутку, размять свои мышцы.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки вниз, на пояс, вверх –
Нам сопутствует успех.
Руки в стороны, вперёд –
Нас ещё работа ждёт.
Опыт «Бумага – мост».
Воспитатель: Ребята, мы уже выяснили, что бумага издаёт звуки, бумага под воздействием воды может распрямляться. Предлагаю проверить, а может ли бумага быть жёсткой. Для этого проведем опыт «Бумага – мост».
- Вы знаете, что у нас в городе есть мосты через реку. Они большие, прочные, по ним ходят пешеходы и проезжает много машин. Но прежде чем построить мост, нужно рассчитать конструкцию. Нужно много чего учесть: и силу трения, напряжения, предел прочности материала, и условия рельефа и много чего еще.
- Я предлагаю сделать мост из листа бумаги. Может ли лист бумаги выдержать яблоко? (Ответы детей).
- Давайте проверим. Нам потребуется два стакана, два листа бумаги и одно яблоко.
Проведение опыта с гладким листом бумаги. Бумага не выдерживает веса яблока. (Обсуждение с детьми причины падения яблока)
- Теперь вторая попытка проведения опыта. Но мы изменим условия опыта. На этот раз я предлагаю сделать мост из сложенной гармошкой бумаги.
(Дети складывают лист бумаги гармошкой.)
Проведение второго опыта. Бумага выдерживает вес яблока.
- Ребята, у вас получилось сделать мост из бумаги. Как вы считаете, почему бумага выдержала вес яблока? (Ответы детей).
- Рёбра жёсткости, которые появились на сгибах, сделали лист бумаги прочным и мост смог выдержать яблоко.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: бумагу можно сделать прочной, если её сложить так, чтобы получились рёбра жесткости.
Воспитатель: Ребята, скажите, что вы поняли, что же было в письме от нашего гостя Буратино?
( ответы детей: Что с помощью бумаги можно проводить различные опыты и узнать много нового и интересного совершая при этом различные для себя открытия)
Итог занятия.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.
Анализ работы детей воспитателем.
- Спасибо за работу!