Султанова Лилия
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Тема: Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Конспект Путешествие по маршруту «Экологической тропы»
Альпийская горка с имитацией водоёма
Русское подворье (домашние животные и птицы)
Пасека
Огород
Бахча
Альпийская горка с имитацией водоёма
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Познакомить детей с одним из способов украшения ландшафта - альпийской горкой; показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира.
Ход наблюдения:
1. Наблюдение за альпийской горкой
Воспитатель : Ребята давайте обойдем нашу альпийскую горку. Как вы думаете, почему она называется горкой, а не просто клумбой? (предположение детей)
Воспитатель : для чего на горке разложены крупные камни? (предположение детей)
Камни уложены так, чтобы композиция выглядела красиво. Крупные камни хорошо прогреваются и долго сохраняют тепло, поэтому теплолюбивым растениям возле них хорошо живется. Альпийская горка хорошо прогревается солнцем, поэтому снег с неё сходит в первую очередь, и мы ждём появления первых цветов.
Ребята, отгадайте загадку
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-
В ладошке лежать.
Тяжёлый, большой –
Одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: Камень
Воспитатель : итак, на нашей горке есть не только цветы, но и камни. Посмотрите, сколько камней на ней. Все они такие разные. Какие вы видите камни?
Дети: гладкие, разной формы – овальные, круглые, твёрдые, холодные.
2. Опытно-эксперементальная деятельность
Воспитатель : Давайте мы с вами поэкспериментируем над камнями. Возьмем любой камень с нашей альпийской горки. Как вы думаете камень тверже дерева? Как мы можем это проверить? попробуем забить гвоздь сначала в камень, а затем в дерево (проводится опыт). Ну что получилось у нас в камень вбить гвоздь? А в дерево? (ответы детей)
Какой можно сделать вывод?
Дети: камень твёрже дерева.
Воспитатель : интересно как камень и дерево будут вести себя в воде? Посмотрите, здесь у нас есть и водоём, попробуем опустить камень и кусочек дерево в воду. Что произошло? Какой делаем вывод?
Дети: камень тонет, он тяжелее воды, дерево плавает, оно легче воды.
Воспитатель : Ребята, Как вы думаете, а нужен ли камень человеку в жизни, где он может его использовать? (ответы детей)
О камнях много чего интересного можно узнать, и много чего из них можно сделать в нашем детском саду мы использовали камни для альпийской горки, чтоб наш любимый садик стал ещё красивее.
Русское подворье (домашние животные и птицы)
Цели:
1. Дать детям представление о понятии «русское подворье».
2. Закреплять представления детей о домашних животных и птицах, какую пользу приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издаёт и как за ними ухаживать.
3. Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.
Ход наблюдения:
Воспитатель : ребята, мы сегодня отправляемся с вами в путешествие, а куда вы мне сами скажите. На чём можно путешествовать? Я предлагаю вам попутешествовать на поезде. Давайте, сделаем поезд, встаньте друг за другом, получился поезд. Я говорю слово «Остановка» вы останавливаетесь, слово «Поехали» вы двигаетесь. В ходе нашего путешествия мы будем играть, и узнавать что-нибудь новое. «Итак, поехали!»
1станция. «Остановка!» «ПОДВОРЬЕ»
Ребята, посмотрите внимательно, что мы здесь видим?
Дети: колодец, мельница и т. д.
Воспитатель : куда же мы с вами попали? где может быть колодец, мельница? (ответы детей)
Ребята это место называется подворье? Что такое подворье кто может сказать? Подумайте, какое слово спрятано в слове подворье? Дети: (двор)
Воспитатель : Правильно, ребята, двор, а раньше постоялый двор, огород, хозяйство при сельском доме называли подворьем. Раньше жили на Руси крестьяне, и оно называлось «крестьянское подворье», каждый крестьянин имел своё хозяйство, сажал огород и разводил скот. А во дворах были колодцы и мельницы.
Что такое колодец? Для чего он нужен? (предположения детей)
Колодец – это большая, глубокая яма, которую люди выкапывали в ручную для того, чтобы добыть питьевую воду.
Для чего нужна мельница? (предположение детей)
Люди очень много работали на полях, пахали, сажали и выращивали пшеницу, рожь, затем эту рожь собирали и перемалывали в мельнице в муку, что бы печь хлеб. Она называлась «ветреная мельница», т. к. работала от ветра. Вот так очень нелегко приходилось людям. В наше время уже у всех в домах есть кран, и мы без труда пользуемся водой и покупаем готовый хлеб в магазине.
Поехали дальше ребята!
2. станция. Остановка. Скотный двор.
Воспитатель : на этой станции загадки, отгадаем их и узнаем что же эта за станция?
1. Му – му- му
Молока кому (корова)
2. Мягкие лапки,
На лапках царапки (кошка)
3. Гладишь - ласкается
Дразнишь - кусается (собака)
4. У кого хвост и грива (лошадь)
5. Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своей поделиться готова,
Она непоседа и егоза…
Как называем её мы? (коза)
6. Толстовата, неуклюжа,
Любит грязь и любит лужи,
Любит спать и любит хрюкать,
Пяточком в грязи похлюпать? (свинья)
6. С людьми животное живёт.
Его стригут два раза в год.
Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,
В одежде шерстяной согрелись.
В отаре на лугу пасётся.
Как то животное зовётся? (овечка)
Итак, куда мы с вами приехали? (предположение детей)
На скотный двор, скажите, как можно назвать всех этих животных?
Дети: домашние животные.
Воспитатель : правильно, ребята. А каких животных мы называем домашними? Для чего они нужны человеку? (ответы детей)
Воспитатель : Домашние животные живут рядом с домом человека, приносят ему пользу. Корова даёт молоко, из которого делают сметану, творог, масло. Коза даёт пух, молоко. Овечка даёт шерсть, их которых прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и т. д. Лошади помогают перевозить человеку грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, жилище для них.
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, кто есть на скотном дворе. Я включаю голоса животных, вы отгадываете.
Игра «чей голос?»
Скажите, чем питаются домашние животные?
Игра «кто что ест?
Корова ест….
Лошадь любит…
Кошка ест….
Собака ест…
Коза любит…
Овца ест….
Физминутка «Котик»
Я читаю, вы выполняют движения по тексту
Вот такой коташка, (идут кошачьим шагом)
Круглая мордашка, (гладят лицо)
А на каждой лапке (изображают лапки)
Коготки, царапки.
Все ему игрушки - (прыгают на месте)
Кубик и катушка (изображают кубик и катушку руками)
Котик словно мячик, (прыгают на месте)
По квартире скачет.
«Поехали!»
3 станция. Птичий двор. Остановка!
Игра «Назови лишнее»
Корова, собака, курица, коза
Яблоко, груша, утка, апельсин
Индюк, кузнечик, муха, пчела
Диван, петух, стул, кровать
Автобус, корабль, селезень, такси
Берёза, гусь, клён, дуб.
Воспитатель : Ребята, что было лишнее во всех рядах слов? (птицы) Какие птицы? (Ответы детей)
Воспитатель : Правильно, домашние птицы. Они также как и домашние животные живут рядом с человеком и приносят ему пользу. Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей)
Игра «Две курицы?» Выбираем двух куриц, остальные цыплята. Делаем движение по тексту. Говорим хором. (Можно выбрать несколько куриц)
В сарае две курицы жили (Две курицы гуляют)
Цыплят по кругу водили (цыплята встают за курицей друг за другом)
За каждой ходили четыре ребёнка
Четыре пушистых послушных цыплёнка.
Цыплята любили все вместе гулять,
Толкаться, пищать, червячков искать (гуляют, ищут червячков отдельно от курицы)
Как только стемнеет – все к мамам бегут (бегут к мамам)
Прижмутся друг другу и сразу заснут (засыпают)
Игра «животное или птица» (воспитатель называет животное – дети стоят, птицу - летают; игра повторяется несколько раз)
Воспитатель : Ну, вот и закончилось наше путешествие. Ребята, куда мы с вами ездили на поезде? (ответы детей) Что нового узнали?
В заключении я хочу предложить вам сделать макет «Наше подворье» каждый слепить домашнее животное или птицу из пластилина. (Вариант сделать оригами «собачку» либо другое домашнее животное). Украсим нашу группу и будем беречь и всегда ухаживать за животными.
Пасека
Цель: Формирование познавательной активности среди дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы; обогащать представления детей о жизни насекомых.
Ход наблюдения:
Воспитатель : Ой, смотрите, ребята, медвежонок? Он плачет. Что же случилось? Может, ему нужна помощь?
Медвежонок: хотел я попробовать мёда, пришёл на пасеку, а пчёлы меня покусали
Воспитатель : медвежонок, нельзя лезть в улей, если не умеешь обращаться с пчёлами, нужно специальное оборудование при сборе пчёл. Поможем, ребята, медвежонку.
Вот и пасека. Здесь в домиках ульях живут пчёлы. Они трудятся всё лето, собирают с цветков сок, который называется нектар, и зачем превращают его в сладкий, душистый и полезный мёд. Люди используют его очень давно. Он помогает при разных болезнях, при простуде. Ухаживает за пчёлами человек, который называется пасечник. Когда пчёлы собирают нектар, они становятся очень активными и их нельзя трогать они могут покусать.
Воспитатель : Соберем ребята, мёд для медвежонка.
Игра «собери соты»
Две команды, раскрашивают соты для мишки в жёлтый цвет по очереди (кисти краски, ватманы)
Воспитатель : ну вот медвежонок здоров и готов тоже с нами поиграть.
Игра «Медведь и пчёлы»
Среди детей выбирается «медведь» водящий
Все: Пчёлки весело резвятся
И медведя не боятся.
А медведь как побежит,
А медведь как зарычит: «ррррррр!»
(водящий догоняет детей)
Огород
Цель: Расширить знания детей об овощных культурах; Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле.
Ход наблюдения:
Воспитатель :
Там морковка, там капуста,
Там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда друзья,
Нам пускать никак нельзя.
Дети: (Огород)
У кого есть огород или сад дома? Что выращивает ваша семья на огородах? (ответы детей)
Ребята, послушайте стихотворение об овощах, скажите, какие овощи растут у нас на огороде в детском саду.
«Парад овощей»
Толстый важный кабачок,
Завалился на бочок,
Рос под солнцем лёжа,
И твердела кожа.
Подлетел к нему комар…
Ой- ой - ой! Какой кошмар!
Ты такой огромный,
толстый, неподъёмный!
Много ль дней ещё расти?
Ведь тебя не унести!
Кабачок ему в ответ…
У меня секретов нет,
Я расту и пахну,
Мне пора на кухню!
Я, ребята, помидор!
Ваш послушал разговор,
И на речи комара,
Я скажу: и мне пора!
Я перерос и презрел,
Куда хозяин мой смотрел?
Щёки сдавливают нос,
Жалко мне себя до слёз!
Подал голос огурец…
Помидорчик – молодец!
Я слышал, как твой старший брат,
Вчера сказал, что ты - томат.
А раз второе имя есть
То ты, наверно, главный здесь!
Томат краснел и улыбался
О чём- то с кабачком шептался.
А про перчик вы, друзья,
Не забыли? – Это я!
Смотрите все, как я хорош!
И где такой ещё найдёшь?
А витаминов - целый ряд,
И я полезен, говорят!
А я, друзья мои, морковь!
Понятно всем без лишних слов,
Ведь не проходит даже дня,
Чтоб в суп не бросили меня!
И я не зря хрущу листом,
Я - в сложном блюде, и в простом,
Я – для борща, и для салата,
Я витаминами богата!
Позвольте мне! Я – шубе Лук!
И я лечу любой недуг,
Меня кто раздевает,
Тот слёзы проливает.
Я рассыпчата, вкусна,
Взрослым, детям – всем нужна.
Лишь сними с меня одёжки,
И наешься ты картошки!
А вы о свёкле не забыли?
О ней давно слагают были.
Я – свёкла загорелая,
Я, яркая и спелая.
Устала я под солнцем зреть,
Пора в духовке жаркой преть!
Игра «посади и собери урожай»
Участвуют две команды по 4 человека, можно больше команд. Дети по очереди выполняют следующие действия:
1 ребёнок делает грядки (раскладывает обучи)
2 ребёнок «садит картошку»
3 ребёнок поливает (оббегает обруч с лейкой)
4 ребёнок с ведром собирает урожай
Игра «кто умеет собирать урожай» (вариант)
В 3 обруча высыпается картошка – одинаковое количество.
3 команды, даётся ложка, кто скорее соберёт картошку в ведро, та команда побеждает.
Бахча
Цель: Познакомить детей с понятием «бахча»; развивать мелкую моторику.
Ход наблюдения:
Воспитатель : Ребята послушай те стихотворение, о чём оно?
Посмотрите, вырос мяч!
Только он не мчится вскачь
На бахче он у меня
И растёт день ото дня.
Дети: (Арбуз)
Воспитатель : Какое новое слово вы услышали?
Дети: Бахча
Воспитатель : бахча – это участок земли, засеянный арбузами, дынями, тыквами.
Ребята, в нашем детском саду тоже есть бахча, арбузов и дынь здесь, конечно не высаживают, так как им нужно больше тепла, и они растут в тёплых странах, но тыквы здесь есть (рассматривают).
Воспитатель : Хотя арбузов у нас нет, но мы можем их слепить сами, я предлагаю вам слепить дольки арбуза из солёного теста. Для этого нам понадобятся, тесто, картон, краски кисть и семечки арбуза. (Дети лепят дольку арбуза, ориентируясь на образец, воспитатель контролирует приёмы работы, оказывает помощь. Дети складывают цилиндр, а затем, перенося его на кусок картона сплющивают, прихлопывая ладошкой. Затем вдавливают семечки арбуза в кусочек, можно раскрасить либо использовать готовое красное тесто)
Разработала
Воспитатель МДОУ ЦРР – Д/С 153
Султанова Лилия Вадимовна