Татьяна Скрягина
Возможности технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Возможности технологии «Ситуация» для самоорганизации деятельности педагогов в составлении алгоритма ведения педагогических наблюдений».
Основные цели:
Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области освоения технологий системно-деятельностного подхода (на примере технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон) и составление алгоритма ведения педагогических наблюдений.
Задачи:
Публикация «Возможности технологии „Ситуация“ Л, Г, Петерсон» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
показать возможности применения технологии «Ситуация» непосредственно для педагогов;
обеспечить взаимодействие между педагогами таким образом, чтобы в процессе взаимодействия полученная информация превратилась в их личное знание;
создать условия для профессионального общения педагогов, их самореализации;
способствовать повышению профессионального мастерства коллег.
Участники: воспитатели.
Форма проведения: мастер-класс.
Дидактические материалы:
Раздаточный материал: карточки с предметными картинками на каждого для разделения на подгруппы, чистые листы формата А4 для фиксации рабочих записей.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация Power Point, ноутбук.
Краткая аннотация к работе:
Мероприятие проводилось в рамках методического мероприятия в ДОУ «Наблюдение – как метод проведения образовательного мониторинга в детском саду».
Категория участников – воспитатели и специалисты детского сада. Практическая часть мастер-класса выстроена в структуре технологии «Ситуация» системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон.
Ход мероприятия:
1. Вступление.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня наша встреча посвящена теме: «Наблюдение – как метод проведения педагогической диагностики в детском саду».
Одними из некоторых условий успешности современного педагога являются:
- Признание ценности индивидуальности каждого ребенка, его изначальной способности к развитию, его готовности действовать в типично детских видах деятельности.
- Умение вести педагогическую диагностику, которая позволяет оценить эффективность педагогических действий (и является средством реализации первого).
Большое место в процессе педагогической диагностики занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают. Целенаправленное систематическое наблюдение за детьми во время совместной и самостоятельной деятельности, осмысление фактов, полученных в ходе наблюдений, и умение найти «первопричину» явлений позволяют педагогу оптимизировать свою педагогическую деятельность, оценить, насколько верно подобрано содержание и средства обучения.
Наиболее достоверные данные дает наблюдение за детьми в процессе их самостоятельной деятельности, потому что очень важно видеть то, что ребенок умеет делать сам, мотивы и стиль его деятельности, его логика, его ошибки и готовность их преодолевать, его достижения и отношение к ним.
Сегодня важно чтобы каждый педагог ДОО мог проводить педагогическую диагностику, используя педагогические наблюдения.
А сейчас Вас ждет маленький сюрприз!
Итак, уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам применить технологию «Ситуация», разработанную в рамках системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон к ситуации из нашей педагогической действительности.
2. Основная часть. Практическая деятельность (на основе технологии «Ситуация»).
1. Введение в ситуацию.
- Скажите, любите ли вы творчество? Чем именно вы любите заниматься?
- Испытывали ли вы чувство удовлетворения от того, что сделали что-то сами? Почему? (получили эмоциональное удовлетворение, освоили новый способ, создали новый продукт, повысили компетентность и т. д.).
Представляете, сегодня в адрес нашего методического объединения пришло письмо:
«Уважаемые коллеги! К Вам обращается директор Центра Педагогических Исследований с просьбой помочь составить алгоритм ведения педагогических наблюдений»
Хотите поучаствовать и помочь директору Центра в составлении алгоритма?
Сможете? (Такие профессионалы не смогут отказать коллеге, законы коллегиальности).
- Так что же нам предстоит сделать? (помочь директору составить алгоритм ведения педагогических наблюдений).
Итак, отправляемся в Центр Педагогических Исследований.
Раз, два, три потянитесь,
Встаньте, трижды повернитесь,
в Центре дружно очутитесь!
2. Актуализация знаний
Вот мы и очутились в ЦПИ. Всем известно, что для того, чтобы соответствовать требованиям времени необходимо совершенствовать свои знания.
Давайте вспомним, о чем говорится в ФГОС ДО п 3.2.3. :
«При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей».
Ведущим методом проведения мониторинга в детском саду является наблюдение.
В «Профессиональном стандарте педагога», еще одном документе, регламентирующем деятельность педагога, говориться:
«…одним из необходимых умений для педагога является организация и проведение педагогического мониторинга усвоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе».
Также отмечено, что «…при проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду»
Так что же является ведущим методом проведения мониторинга в дошкольном образовании?
- Верно, наблюдение!
3. Затруднение в ситуации.
Что мы понимаем под наблюдением?
Наблюдение - метод сбора данных с целью последующего анализа.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Экспресс-наблюдение». Возьмите по одной карточке и в соответствии с предметной картинкой разбейтесь на подгруппы. В течение 3-5 минут Вам предстоит провести наблюдение за любым объектом. Потом мы выслушаем то, что у вас получилось. Приступайте.
Смогли Вы с ходу выполнить задание?
Почему не смогли? С какими трудностями Вы столкнулись? (не знали с чего начать, за чем или за кем наблюдать, с какой целью).
Значит, что мы должны узнать, что составить? (алгоритм ведения педагогических наблюдений).
4. Открытие нового знания.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает, попробовать догадаться самим, найти ответ в интернете, прочитать). Хорошо, в нашем случае возможно ли справиться самим? Есть предложения?
- Мозговой штурм! Задание выполняется каждой группой. Через 5-7 минут делегат из каждой группы высказывает свой вариант. На доске фиксируются предложения, обсуждаются и выводится общий алгоритм.
1. Определить цель и задачи наблюдения.
Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д.
2. Определить объект наблюдения.
Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.
3. Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения. (регистрация эпизодов, повествовательные или дневниковые заметки, карта наблюдений, видеозапись, фотографирование и аудиозапись).
Фиксируем готовый алгоритм.
1. Определить цели и задачи;
2. Определить объект наблюдения;
3. Определить ситуацию наблюдения;
4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений.
Сейчас мы с Вами снова выполним задание «Экспресс наблюдение»
- Как Вы построите свои действия на этот раз?
- Чем Вы воспользуетесь при проведении наблюдений? (алгоритмом)
- С чего вы начнете? (с постановки цели…и т. д.) Приступайте.
Заслушиваются представители от каждой рабочей группы.
Вы молодцы. А нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три потянитесь,
Встаньте, трижды повернитесь,
Коллеге улыбнитесь,
В детский сад вернитесь!
6. Осмысление.
- Скажите, где мы сегодня были?
Чем занимались? Кому помогали? Смогли помочь директору Центра? Почему Вам это удалось? Какие умения вам в этом помогли? (у нас был опыт ведения педагогических наблюдений, нам только понадобилось его систематизировать, потому что мы команда и мы вместе)
3. Заключение. Рефлексия.
- Итак, мы применили и проиграли целостную структуру деятельностного метода в технологии «Ситуация» для составления алгоритма ведения педагогических наблюдений. Как вы считаете, соответствовала ли структура мастер-класса структуре технологии «Ситуация»?
В заключении хочется отметить, что наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:
1) планомерность;
2) целенаправленность;
3) систематичность.
Без умения наблюдать за детьми, анализировать и оценивать ситуацию в развитии стать эффективным профессиональным педагогом едва ли реально.
Я очень благодарна вам за плодотворное сотрудничество и за вашу активность.