Татьяна Энговатова
Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования
▼ Скачать +Заказ
Тема «Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования»
Подготовила воспитатель МОУ Дедовская СОШ 1 д/с № 2 «Радуга» Энговатова Т. В.
г. Дедовск. 2022 год
Долгие годы система образования чётко делила детей на обычных и детей с ОВЗ, которые не имели возможности получать образование и реализовывать свои возможности.
Публикация «Возможности реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2022
В настоящее время формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями. В последние годы большое внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется вопросам инклюзивного образования.
Инклюзивное образование основывается на исключительности и уникальности человеческой личности, её праве на достойную жизнь, не зависимо от физического состояния, праве владеть всеми ценностями т достижениями цивилизации.
Основная задача стоящая перед государством и обществом в отношении таких детей – создание условий и возможностей в подготовке их к полноценной жизни.
Возможность реализации инклюзивных практик в работе с детьми и их родителями в условиях дошкольного образования зависит от комплексного подхода к обучению всех специалистов: психиатра, дефектолога, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и, конечно же, родителей. Большую часть времени ребёнок, посещающий образовательное учреждение, находится с педагогом. Поэтому роль воспитателя и дефектолога в формировании навыков общения ребёнка со взрослым и сверстниками очень важна. Добиться снятия диагноза, нельзя, но именно педагоги, веря в не безнадёжность своего дела, могут по-настоящему помочь ребё нку и сделать очень многое: понять ребёнка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций:
Я работаю в группе детей 3-5 лет. В нашу группу поступила девочка с синдромом Дауна. Это в моей практике был первый опыт работы с особенными детьми. Я не знала как представить ребёнка детям, не знала как себя вести с девочкой. Помощь в этом вопросе мне оказала мама девочки, так как она посещала занятия в специальном центре. Дети с осторожностью общались с Оксаной. Не брали её в игры, отнимали игрушки. Некоторые родители здоровых детей отнеслись с настороженно к посещению Оксаны,с синдромом Дауна общей группы. Родители этих детей боялись неопределённости, что не будет должного внимания их детям.
На первом этапе мы приглядывались друг к другу, девочка ко мне – я к ней. Я начала изучать литературу по теме, много беседовала с мамой девочки. Трудность ещё состояла в том, что ребёнок не говорил, а объяснялся жестами. Проводилось много бесед с родителями здоровых детей На следующем этапе девочка стала доверять мне, стала общаться с детьми, стала более усидчивой на занятиях. С удовольствием делала зарядку и посещала с группой занятия физкультурой. Я заметила, что ей нравится рисовать и заниматься музыкой. Произошла и адаптация в группе ребёнка. Девочка стала ходить в туалет вместе с детьми (раньше носила памперс, как бы брала с них пример. Вместе с детьми играла, дети с удовольствием ее брали в игру. Родители остальных детей полюбили Машу. Мы все переживали, когда она болела.
На следующем этапе в беседах с мамой,уже я стала обращать внимание мамы на воспитание и развитие девочки, на некоторые особенности общения со сверстниками. Вместе с мамой и музыкальным работником, мы научили Машу выступать на общих праздниках. Сначала, конечно, не все получалось, но потом и девочке понравилось, и маме, и нам. К сожалению в моей группе с 3-5 лет на тот момент не было ни логопеда, ни дефектолога. В пять лет Маша перешла в логопедическую группу. Она полностью адаптировалась в детском саду. Мне очень приятно, когда Маша видит меня, то бежит обниматься, тем самым показывая своё расположение ко мне. С родителями девочки поддерживаю связь до сих пор. В логопедической группе у девочки произошёл прогресс. Она начала говорить. Конечно не все ещё получается. Но работа специалистов и родителей сделают своё дело.
Я считаю, что инклюзивное образование является шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы. Именно инклюзивное образование должно предполагать изменение образовательной системы, а не самого ребёнка. Педагоги должны дать каждому ребёнку право на образование, равную возможность чувствовать, думать, общаться и стремиться. Образовательное пространство должно стать опорой для каждого ребёнка, а не барьером. Инклюзивное образование находится на переходном этапе. Путь этот не быстрый и трудный. Осуществлять такую работу необходимо.
Как бы подводя итог необходимо отметить, что основной целью работы проведённой с детьми и их родителями, является: адаптация детей к социальной жизни и только преемственность в работе специалистов ДОУ и семьи может обеспечить эффективность преодоления нарушений в развитии ребёнка в наикратчайшие сроки, естественно в пределах возможного.