Гусева Наталья Васильевна
Конспект урока «Правописание мягкого знака после шипящих»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Правописание мягкого знака после шипящих.»
Цели:
Образовательная: повторять орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи; учить систематизировать изученный материал; закреплять правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода, глаголов 2-го лица единственного числа, наречий, краткой формы прилагательных; совершенствовать умение применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Публикация «Конспект урока „Правописание мягкого знака после шипящих“» размещена в разделах
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речевые умения, интерес к русскому языку, умение думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы, наблюдательность, умение высказываться самим и слушать других.
Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания; расширение кругозора учащихся, уважение друг к другу, умение радоваться за другого человека
Оборудование: учебник «Русский язык», 2-я часть (авт. С. Иванов); таблицы с правилами, иллюстрации, карты путешествия, сигнальные карточки.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Вид урока : урок-путешествие (нетрадиционный тип урока).
Формы работы на уроке :
• самопроверка;
• взаимопроверка;
• словарная работа;
• выборочный диктант;
• сравнение с образцом на доске;
• самоанализ;
• работа в парах.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация учащихся
-Ребята, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Жители города «Мягкий знак» пригласили нас в гости, чтобы мы побольше узнали о них. Сегодня мы отправляемся путешествовать в страну «Языкознание» город «Мягкий знак», в котором есть улица Существительных, улица Прилагательных, переулок Кратких Прилагательных и улица Глаголов. В пути вас ждут разные испытания. Для того чтобы их преодолеть надо быть дружными, хорошо себя вести и помогать друг другу. В пути мы будем вести дневник путешествия – это наша тетрадь.
II. Чистописание. (на доске)
- Мы будем путешествовать под девизом:
Мало уметь писать, надо уметь думать.
- Как вы понимаете эти слова?
(Будем писать без ошибок, грамотно, для этого надо знать правила, уметь их применять, быть внимательными).
- Запишем в наш дневник эту фразу очень красиво и аккуратно.
III. Определение темы урока
-Для того чтобы добраться в город нужно определить, какое слово здесь лишнее.
(На доске на карточках слова)
помощь идёшь могуч беречь пруд ночь
-Какое слово лишнее? (пруд)
-Почему? (так как слово с другой орфограммой-парной согласной, а остальные слова – с шипящей на конце слова).
-Вот мы и добрались до города «Мягкий знак».
-На какие группы можно разделить оставшиеся слова? (Ь после шипящих в сущ. жен. рода, Ь в глаголах, в кратких прилагат.)
- Разделите оставшиеся слова на группы.
Сущ. жен. рода с Ь Глагол Краткие прилагательные
помощь
ночь идёшь
беречь могуч
-Определите, на каких улицах живут все эти слова?
-Ребята, как вы считаете, как будет называться тема урока? (Слайд)
-Правильно. Сегодня будем работать над орфограммой «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».
-Как нам не ошибиться в написании этой орфограммы? (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них).
1. Целеполагания (на доске)
-А кто сможет определить цели нашего урока?
У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – учиться правильно писать Ь после шипящих и в кратких прил.
Р- развивать ….Что будем развивать? -будем развивать внимание и орфографическую зоркость
О- объяснить …. Что будем объяснить?-написание слов
К- контролировать…. Что будем контролировать?-ответы товарищей
-Для того, чтобы ориентироваться в городе, у нас есть карта путешественника.
2. Словарная работа
-Но одному путешествовать не интересно, а с товарищем весело. -вывешиваю на доску
-Посмотрите внимательно на это слово. Какая здесь орфограмма? (сущ. муж. рода на шипящий муж. рода)
-А что мы знаем о сущ. -х, оканчивающихся на шипящую в мужском роде (что Ь не пишется)
- Поставьте ударение-товарищ (первый слог – безударный)
-Какая орфограмма спряталась в этом слове? (безударный гласный)
-Ребята, а как называем слово с безударным гласным, который нельзя проверить? (словарное слово или непроверяемое)
-Как же нам проверить словарное слово? (никак)
-А я знаю секрет, как можно легко проверить словарное слово? Хотите, подскажу? (Да)
-У вас на столах словари. Откройте розовую закладку. Розовым маркером выделено слово. Прочитайте.
-Что мы видим? (от от древ. рус товарь – значит военный стан).
-Вы знаете, что раньше на Руси в военном лагере все назывались товарищами, потому что рядом жили и помогали друг другу. Вот и мы сегодня будем друг другу помогать.
-Следовательно, словарное слово «товарищ» можно проверить словом «товарь»?
-на доску вывешиваю проверочное слово.
-А ведь таким способом можно проверить все словарные слова.
-Интересно? А почему (потому что словарное слово можно проверить)
-Составьте с этим словом предложение. (мой товарищ лучше всех)
-Ребята, как же нам не ошибиться в правописании безударной гласной в словарном слове? (либо заучить либо подобрать проверочное слово по этимологическому словарю)
-А что интереснее и познавательнее (по словарю)
-Товарищей мы взяли и отправляемся в путешествие.
3. Задание №1. Выборочный диктант
-Вот мы попадаем в сказочный город «Мягкий знак»
-На дверях города записаны красивые стихи. Они есть в вашей карте путешественника.
-Прочитайте с выражением-один реб. другой реб
Утренний мороз колюч
Накрывает леса глушь
Прячутся зверятки,
Чтоб не морозить пятки С удочкой зимой сидишь-другой реб.
Рыбку поджидаешь
А на речке –гладь и тишь
Может, что поймаешь.
-А каком времени года говорится в этом стихотворении (о зиме)
-Любите ли вы зиму?
-Обратили ли вы внимание, как красива природа зимой?
-Ребята! В вашей карте путешественника есть таблица №1.
-Поработайте сейчас с этими четверостишиями, заполните таблицу словами, которые соответствуют теме нашего урока.
Нам нужно вписать слова в три столика и обосновать свой выбор:
Сущ. 3 скл. Жен. рода Ь в глаголах Краткие прилагательные
глушь
тишь сидишь
поджидаешь
поймаешь колюч
-Проверьте себя на улице существительных, кратких прилагательных, глаголов.
5. Проверка
-Возьмите зелёную пасту и проверьте себя.
-на улице Существительных какие слова живут? Обоснуйте. (Глушь, тишь)
- на улице Глаголов какие слова живут?Докажите (Сидишь, поджидаешь, поймаешь)
-в переулке Кратких Прилагательных какие слова живут? Докажите (колюч)
- если ошибок нет -поднимите зелёную карточку, если ошибки есть – то красную.
Микроитог:
-Ребята, в каких случаях пишется Ь, а в каких нет?
4. Физминутка
-Путешествуя по городу «Мяг. знак» мы так устали. Давайте отдохнем и поиграем.
-Я называю слово, если Ь пишется, то подпрыгните и хлопните в ладоши, если не пишется – то присядьте, если орфограмма не соответстует теме-стойте.
Например: сидишь-подпрыгнуть, матч-присесть, рожь, мышь, жгуч, ложь, могуч, скрипуч, ласковый, жечь, стеречь, хорош, глушь.
5. Задание №2.
-Мы с вами все лучше и лучше узнаем город Мягкий знак.
А на сколько хорошо мы узнали этот город, сейчас проверим.
-В картах таблица №2.
-Замени выражение одним словом на изученную орфограмму по нашей теме и запиши (2 чел. на закрытой доске)
-человек, который выступает в цирке (циркач)
-маленькая, серая, в норке живет (мышь)
-очень сильный человек (силач)
-житель Москвы (москвич)
-время суток, когда люди спят (ночь)
-крупное чёрное морское северное животное с усатой мордой и ластами (морж)
-Обменяйтесь листами и проверьте товарища.
(взаимопроверка- сравнение с образцом на доске)
-Проверьте своих товарищей, работавших у доски. Так ли вы сделали?
- если в вашей работе ошибок нет – поднимите зелёную карточку, если ошибки есть – то красную.
- Микроитог:
- В каких случаях пишется Ь, а в каких нет? (У сущ. женского рода, 3 скл мягкий знак пишется, у сущ. м. р. - не пишется)
Оказывается, сколько слов у нас в этом городе!
6. Задание №3 .Работа по учебнику.
-Составьте со словами, которые мы записали, распространенное предложение на тему «Зима» и запишите их в карту путешественника.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Дидактическая игра «Да - нет»
-Жители города «Мягкий знак» хотят проверить, как вы ориентируетесь на их улицах. Они приготовили для вас вопросы. Вы найдете их в карте путешественника в таблице №3.
Прием «Верные, неверные утверждения». (Один чел. выходит к доске –если согласен-пишет-плюс, если нет-то минус)
Правда ли :
В словах стричь, беречь, стеречь, жечь нужно писать Ь, т. к. это глаголы-инфинитивы Да, нужно
В словах хорош, свеж, горяч, пригож не нужно писать Ь, т. к. это краткие прилагательные Да не нежно, это крат. прил.
у сущ. мужского рода пишется Ь после шипящих Нет (луч, матч)
-Открываем и проверяем у себя.
- если ошибок нет -поднимите зелёную карточку, если ошибки есть – то красную.
-Солнышко, которое вышло к нам вначале урока, приготовило вам вопрос.
-Солнышко спрашивает у вас, когда пишется Ь после шипящих, а когда не пишется?
-А еще оно спрашивает, понравилась ли вам словарная работа?
-Что вы ему ответите?
- Что мы сегодня узнали про словарные слова? (что их можно проверить по этимологическому словарю)
-Я уверена, что до окончания вами средней школы, вы не раз возвратитесь в этот прекрасный город и будете радовать солнышко багажом своих знаний.
10. Домашнее задание.
-Найдите и запишите пословицы, в которых есть орфограммы из города «Мягкий знак». Например: Что посеешь, то и пожнешь. Хорошо, если эти пословицы будут на тему «Зима».
-А кто захочет-может ещё составить предложение или текст на тему «Зима».
11. Оценка учащихся:
-Ребята! Вы отлично работали, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.
12. Рефлексия.
Сложите ваш маршрутный лист пополам. Если вам понравился урок, и вы уходите с него с хорошим настроением, поднимите, пожалуйста, солнышко, если урок вам не понравился или оставил равнодушными, то поднимите тучу.
-Спасибо нашим гостям. Урок окончен.
Задание (резерв) : там, где Ь необходим-вставьте его, где он не нужен-поставьте прочерк.
1. стричь
2. дочь
3. хорош-
4. тишь
5. крепыш-
6. знаешь
7. дрожь
8. трубач-
9. горяч-
10. кирпич-
11. карандаш-
12. чертишь