Папки-передвижки

Конспект урока «Правописание мягкого знака после шипящих»

Гусева Наталья Васильевна
Конспект урока «Правописание мягкого знака после шипящих»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : «Правописание мягкого знака после шипящих

Цели:

Образовательная: повторять орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи; учить систематизировать изученный материал; закреплять правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода, глаголов 2-го лица единственного числа, наречий, краткой формы прилагательных; совершенствовать умение применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Публикация «Конспект урока „Правописание мягкого знака после шипящих“» размещена в разделах

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речевые умения, интерес к русскому языку, умение думать, размышлять; прививать навыки самостоятельной работы, наблюдательность, умение высказываться самим и слушать других.

Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания; расширение кругозора учащихся, уважение друг к другу, умение радоваться за другого человека

Оборудование: учебник «Русский язык», 2-я часть (авт. С. Иванов); таблицы с правилами, иллюстрации, карты путешествия, сигнальные карточки.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Вид урока : урок-путешествие (нетрадиционный тип урока).

Формы работы на уроке :

• самопроверка;

• взаимопроверка;

• словарная работа;

• выборочный диктант;

• сравнение с образцом на доске;

• самоанализ;

• работа в парах.

Ход урока:

I. Организационный момент. Мотивация учащихся

-Ребята, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Жители города «Мягкий знак» пригласили нас в гости, чтобы мы побольше узнали о них. Сегодня мы отправляемся путешествовать в страну «Языкознание» город «Мягкий знак», в котором есть улица Существительных, улица Прилагательных, переулок Кратких Прилагательных и улица Глаголов. В пути вас ждут разные испытания. Для того чтобы их преодолеть надо быть дружными, хорошо себя вести и помогать друг другу. В пути мы будем вести дневник путешествия – это наша тетрадь.

II. Чистописание. (на доске)

- Мы будем путешествовать под девизом:

Мало уметь писать, надо уметь думать.

- Как вы понимаете эти слова?

(Будем писать без ошибок, грамотно, для этого надо знать правила, уметь их применять, быть внимательными).

- Запишем в наш дневник эту фразу очень красиво и аккуратно.

III. Определение темы урока

-Для того чтобы добраться в город нужно определить, какое слово здесь лишнее.

(На доске на карточках слова)

помощь идёшь могуч беречь пруд ночь

-Какое слово лишнее? (пруд)

-Почему? (так как слово с другой орфограммой-парной согласной, а остальные слова – с шипящей на конце слова).

-Вот мы и добрались до города «Мягкий знак».

-На какие группы можно разделить оставшиеся слова? (Ь после шипящих в сущ. жен. рода, Ь в глаголах, в кратких прилагат.)

- Разделите оставшиеся слова на группы.

Сущ. жен. рода с Ь Глагол Краткие прилагательные

помощь

ночь идёшь

беречь могуч

-Определите, на каких улицах живут все эти слова?

-Ребята, как вы считаете, как будет называться тема урока? (Слайд)

-Правильно. Сегодня будем работать над орфограммой «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».

-Как нам не ошибиться в написании этой орфограммы? (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них).

1. Целеполагания (на доске)

-А кто сможет определить цели нашего урока?

У - учиться ….Чему мы сегодня будем учиться? – учиться правильно писать Ь после шипящих и в кратких прил.

Р- развивать ….Что будем развивать? -будем развивать внимание и орфографическую зоркость

О- объяснить …. Что будем объяснить?-написание слов

К- контролировать…. Что будем контролировать?-ответы товарищей

-Для того, чтобы ориентироваться в городе, у нас есть карта путешественника.

2. Словарная работа

-Но одному путешествовать не интересно, а с товарищем весело. -вывешиваю на доску

-Посмотрите внимательно на это слово. Какая здесь орфограмма? (сущ. муж. рода на шипящий муж. рода)

-А что мы знаем о сущ. -х, оканчивающихся на шипящую в мужском роде (что Ь не пишется)

- Поставьте ударение-товарищ (первый слог – безударный)

-Какая орфограмма спряталась в этом слове? (безударный гласный)

-Ребята, а как называем слово с безударным гласным, который нельзя проверить? (словарное слово или непроверяемое)

-Как же нам проверить словарное слово? (никак)

-А я знаю секрет, как можно легко проверить словарное слово? Хотите, подскажу? (Да)

-У вас на столах словари. Откройте розовую закладку. Розовым маркером выделено слово. Прочитайте.

-Что мы видим? (от от древ. рус товарь – значит военный стан).

-Вы знаете, что раньше на Руси в военном лагере все назывались товарищами, потому что рядом жили и помогали друг другу. Вот и мы сегодня будем друг другу помогать.

-Следовательно, словарное слово «товарищ» можно проверить словом «товарь»?

-на доску вывешиваю проверочное слово.

-А ведь таким способом можно проверить все словарные слова.

-Интересно? А почему (потому что словарное слово можно проверить)

-Составьте с этим словом предложение. (мой товарищ лучше всех)

-Ребята, как же нам не ошибиться в правописании безударной гласной в словарном слове? (либо заучить либо подобрать проверочное слово по этимологическому словарю)

-А что интереснее и познавательнее (по словарю)

-Товарищей мы взяли и отправляемся в путешествие.

3. Задание №1. Выборочный диктант

-Вот мы попадаем в сказочный город «Мягкий знак»

-На дверях города записаны красивые стихи. Они есть в вашей карте путешественника.

-Прочитайте с выражением-один реб. другой реб

Утренний мороз колюч

Накрывает леса глушь

Прячутся зверятки,

Чтоб не морозить пятки С удочкой зимой сидишь-другой реб.

Рыбку поджидаешь

А на речке –гладь и тишь

Может, что поймаешь.

-А каком времени года говорится в этом стихотворении (о зиме)

-Любите ли вы зиму?

-Обратили ли вы внимание, как красива природа зимой?

-Ребята! В вашей карте путешественника есть таблица №1.

-Поработайте сейчас с этими четверостишиями, заполните таблицу словами, которые соответствуют теме нашего урока.

Нам нужно вписать слова в три столика и обосновать свой выбор:

Сущ. 3 скл. Жен. рода Ь в глаголах Краткие прилагательные

глушь

тишь сидишь

поджидаешь

поймаешь колюч

-Проверьте себя на улице существительных, кратких прилагательных, глаголов.

5. Проверка

-Возьмите зелёную пасту и проверьте себя.

-на улице Существительных какие слова живут? Обоснуйте. (Глушь, тишь)

- на улице Глаголов какие слова живут?Докажите (Сидишь, поджидаешь, поймаешь)

-в переулке Кратких Прилагательных какие слова живут? Докажите (колюч)

- если ошибок нет -поднимите зелёную карточку, если ошибки есть – то красную.

Микроитог:

-Ребята, в каких случаях пишется Ь, а в каких нет?

4. Физминутка

-Путешествуя по городу «Мяг. знак» мы так устали. Давайте отдохнем и поиграем.

-Я называю слово, если Ь пишется, то подпрыгните и хлопните в ладоши, если не пишется – то присядьте, если орфограмма не соответстует теме-стойте.

Например: сидишь-подпрыгнуть, матч-присесть, рожь, мышь, жгуч, ложь, могуч, скрипуч, ласковый, жечь, стеречь, хорош, глушь.

5. Задание №2.

-Мы с вами все лучше и лучше узнаем город Мягкий знак.

А на сколько хорошо мы узнали этот город, сейчас проверим.

-В картах таблица №2.

-Замени выражение одним словом на изученную орфограмму по нашей теме и запиши (2 чел. на закрытой доске)

-человек, который выступает в цирке (циркач)

-маленькая, серая, в норке живет (мышь)

-очень сильный человек (силач)

-житель Москвы (москвич)

-время суток, когда люди спят (ночь)

-крупное чёрное морское северное животное с усатой мордой и ластами (морж)

-Обменяйтесь листами и проверьте товарища.

(взаимопроверка- сравнение с образцом на доске)

-Проверьте своих товарищей, работавших у доски. Так ли вы сделали?

- если в вашей работе ошибок нет – поднимите зелёную карточку, если ошибки есть – то красную.

- Микроитог:

- В каких случаях пишется Ь, а в каких нет? (У сущ. женского рода, 3 скл мягкий знак пишется, у сущ. м. р. - не пишется)

Оказывается, сколько слов у нас в этом городе!

6. Задание №3 .Работа по учебнику.

-Составьте со словами, которые мы записали, распространенное предложение на тему «Зима» и запишите их в карту путешественника.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Дидактическая игра «Да - нет»

-Жители города «Мягкий знак» хотят проверить, как вы ориентируетесь на их улицах. Они приготовили для вас вопросы. Вы найдете их в карте путешественника в таблице №3.

Прием «Верные, неверные утверждения». (Один чел. выходит к доске –если согласен-пишет-плюс, если нет-то минус)

Правда ли :

В словах стричь, беречь, стеречь, жечь нужно писать Ь, т. к. это глаголы-инфинитивы Да, нужно

В словах хорош, свеж, горяч, пригож не нужно писать Ь, т. к. это краткие прилагательные Да не нежно, это крат. прил.

у сущ. мужского рода пишется Ь после шипящих Нет (луч, матч)

-Открываем и проверяем у себя.

- если ошибок нет -поднимите зелёную карточку, если ошибки есть – то красную.

-Солнышко, которое вышло к нам вначале урока, приготовило вам вопрос.

-Солнышко спрашивает у вас, когда пишется Ь после шипящих, а когда не пишется?

-А еще оно спрашивает, понравилась ли вам словарная работа?

-Что вы ему ответите?

- Что мы сегодня узнали про словарные слова? (что их можно проверить по этимологическому словарю)

-Я уверена, что до окончания вами средней школы, вы не раз возвратитесь в этот прекрасный город и будете радовать солнышко багажом своих знаний.

10. Домашнее задание.

-Найдите и запишите пословицы, в которых есть орфограммы из города «Мягкий знак». Например: Что посеешь, то и пожнешь. Хорошо, если эти пословицы будут на тему «Зима».

-А кто захочет-может ещё составить предложение или текст на тему «Зима».

11. Оценка учащихся:

-Ребята! Вы отлично работали, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.

12. Рефлексия.

Сложите ваш маршрутный лист пополам. Если вам понравился урок, и вы уходите с него с хорошим настроением, поднимите, пожалуйста, солнышко, если урок вам не понравился или оставил равнодушными, то поднимите тучу.

-Спасибо нашим гостям. Урок окончен.

Задание (резерв) : там, где Ь необходим-вставьте его, где он не нужен-поставьте прочерк.

1. стричь

2. дочь

3. хорош-

4. тишь

5. крепыш-

6. знаешь

7. дрожь

8. трубач-

9. горяч-

10. кирпич-

11. карандаш-

12. чертишь

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Правописание мягкого знака после шипящих»
Опубликовано: 19 октября 2024 в 10:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока «Правописание мягкого знака после шипящих»» (включая файлы) размещена пользователем Гусева Наталья Васильевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД