Фарида Галимова
Рисование в подготовительной группе «Урало-сибирская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по изобразительному искусству в подготовительной группе
ТЕМА: «Урало - Сибирская роспись».
ЦЕЛЬ: Расписать шаблон посуды Уральской росписью.
Задачи:- Познакомить с историей Уральской домовой росписи.
-Развивать образное восприятие детей.
-Воспитывать интерес к Уральской росписи, любовь к родному краю.
Публикация «Рисование в подготовительной группе „Урало-сибирская роспись“» размещена в разделах
-Научить писать элементы Уральской росписи : ягодки, прописки,
цветы, листья.
-Познакомить со смысловым значением элементов росписи их связью с жизнью.
- Научить расписывать изделие по готовому рисунку композиции.
Материалы: Гуашь, рисунки уральской росписи. Готовые изделия расписанные Уральской росписью. Готовые шаблоны посуды, разделочных досок раскрашенные в жёлтый цвет, голубой.
Ход занятия
I.Организационный момент.
Ребята, кто мне скажет как называется, то место в России где мы с вами живём. (Южный Урал).
II.Основная часть.
1. Изложение новой темы.
В очень далёкие времена, правил царь Пётр 1. (Слайд№5)
Он послал людей из Сибири на Урал строить заводы, добывать железную руду.
Для людей переселившихся на Урал строили дома и украшали их резьбой снаружи
(слайд №6).
Построив дома дереводелы уходили,а люди оставались жить в этих домах и начинали грустить. Как вы думаете почему?
Послушайте сказку о том как ещё люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось (слайд№7).
СКАЗКА.
Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил, тем и кормился. Домишка хоть у него крепкий был, да тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею. Сядет Еремей чаю попить, а тут нечисть начинает всякая выползать, то кикимора болотная говорит зачем без меня чай пить сел. То черти из печки выпрыгивают, угольками балуются. То пауки да тараканы по стенам бегают. Терпел, терпел Еремей да вон из дому то и убежал. Бродил по лесу Еремей, устал сел на пенёк,вдруг видит стоит неподалёку от него человек росту небольшого. Ты кто спрашивает Еремей.
Я – домовой отвечает человек. Только не при деле стою жду может кто в к себе домой позовёт. А ты, что тоже бездомный?
Да дом то есть только не гоже там и рассказал Еремей всё. Эта беда не беда помочь могу,только позови. Согласился дед. Пошли они к дому и слышат будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был и позвал он на помощь сову. Сова как ухнет Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. А черти как и прыгают уходить не хотят. Домовой не растерялся расстегнул жилетку, а от туда голуби полетели белые да давай чертям в глаза клевать по дому гонять. Тут домовой как присвистнет и полезли по стенам вьюны да цветы красивые Черти из дому то и побежали. Еремей стал домового то благодарить, а тот говорит ему подожди иди ложись спать утро вечера мудренее.
Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал, все стены,углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе, что не высказать словами (слайд №8) .
С тех пор домовой и дед Еремей вместе жить стали. Только домового никто не видит. Домовой он на то и домовой чтоб хозяину помогать, да дом в порядке содержать.
Понравилась сказка?
Кто мешал Еремею в доме спокойно жить?
Кто помог эту нечисть прогнать?
Что же Еремей увидел в своей избе когда проснулся утром? (роспись)
В жизни почти так и было в след за дереводелами потянулись красильщики- мастера которые расписывали избы из нутрии такими узорами.
Такую роспись называли Уральской домовой.
Сегодня мы с вами научимся писать элементы росписи и распишем посуду.
Как вы думаете почему роспись называли домовой?
Потому что она украшала стены,простенки, потолки
2. Беседа об истоках развития промысла.
Неподалёку от Челябинска есть село Нижняя Синичиха, там есть музей этой росписи. Здесь до сих пор стоят дома расписанные этой росписью.
В доме на стенах рисовали кусты посаженные в вазоны.
Особое место уделялось изображению Древа жизни (слайд №9).
Дерево с цветами и плодами, с птицами на ветках, выросшее и набравшее силу на тёплой земле окружено голубыми кудрями –водой.
Растительный орнамент часто дополняли птицы,звери, люди
3. Семантика росписи (слайд №10).
В зависимости от изображения этих элементов композиция обретала определённое значение.
Каждый элемент в росписи прочитывался и имел своё смысловое значение.
Птица являлась посредницей между небом и землёй. Связывала человека, была вестницей солнца и облаками дающими дождь.
Цветы на дереве –родители, бутоны и ягодки-дети.
Птицы имели другой смысл –пожелание счастья супругам, добро семье.
У подножия дерева изображались львы, они имели охранительную функцию.
Они оберегали от злого человека, от несчастий.
Особое значение уделялось потолку в доме –верхний ярус. Потолок это небо (слайд№11)
На нём изображали круг с цветами и плодами – символ солнца.
Солнце имело большое значение для человека.
Как вы думаете какое?
Будет хорошая погода. Будет урожай. Средний ярус-мир человека (слайд№12)
Вся композиция описывалась голубым цветом. Изображение воды –так как вода вытекая из земли поднимается испарением в верх и вновь попадает на землю в виде дождей. Цвет стен имел тёплые оттенки, любовь к красному цвету шла издревле
Красный цвет-цвет огня как символ очага, жизни.
Нижний ярус – вода (слайд№13).
В росписи встречаются петушки и курочки, Павлины и павы (слайд №14)
Совушку и филина изображали у ног кровати, как вы думаете что они охраняли? Они охраняли сон супругов (слайд№15).
Единорога рисовали на сундуке с приданным девушки. Как выдумаете,что он охранял?
Так же расписывали и посуду и мебель (слайд №16), был целый промысел прялок,и коромысел (слайд №17).
Прялка представляла девушку, принесённая на посиделки. С изображением одной птички прялку дарил суженный своей невесте, птичка уподоблялась невесте, с изображением двух птиц дарил супруг своей жене.
Посмотрите на эти деревянные изделия (доски разделочные, посуда). (слайд№18).
Люди стали украшать не только стены, но и мебель и посуду.
Сегодня мы с вами распишем вот такую посуду (разделочные доски, коробочки)
В наше время роспись проявляется в основном при украшении матрёшек.
Физминутка «Алые цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки…
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…
Наши алые цветки закрывают лепестки…
Головой качают, тихо засыпают…
Мастера расписывали стены как вы думаете чем? Пальчиками.
6. Подготовка к практической части.
Рассмотрим элементы росписи листьев (слайд №19)
Роспись цветов и бутонов (слайд №20,21)
В росписи мастера с начало рисовали подмалёвок пальцами, затем белилами применяли моделировку и третий этап росписи Писали травку которая служила для связи элементов в композиции. Травка или приписки выполнялись чёрным цветом тонкой кистью. (слайд №22)
В росписи используют два цвета моделирующий и основной.
Моделирующий цвет идёт по краю элемента,он в основном белый, основной цвет внутри (слайд №24).
Раньше мастера расписывали пальчиками. А сейчас мастера усовершенствовали роспись и расписывают кистью. мы с вами попробуем пальцами как настоящие мастера красильщики того времени. Цветы и ягодки,листья распишем пальцами а травку кистью.
III.Практическая часть.
Обмакнём пальчик в основной цвет, затем в белый и пропишем ягодку)
Таким образом выполняем ягодку.
Листок выполняем таким образом. Раскрасим его зелёным цветом в виде змейки. затем в центре пропишем пальчиком змейку белого цвета.
ЦВЕТОК –выполняется из элемента ягодка и бутон.
Сегодня мы с вами распишем посуду и вот такие разделочные доски.
На столе у каждого шаблон и готовый эскиз росписи.
Существуют этапы росписи.
1. Сначало прописываем ягодки.
2. Цветы, листья.
3. Затем прописки для связи.
Чтобы выполнить цветок с начало прописываем середину –ягодку, затем лепестки- бутоны.
Прописки пишем кистью №1.
Берё м правильно кисть: на последние фаланги немного раздвинутых пальцев указательный и средний и прижимаем большим пальцем.
Покатайте пальчиками кисть. Кисть смотрит в потолок.
Выполняем капельку.
IV.Итог.
С какой росписью познакомились?
Почему её назвали домовая роспись?
Что рисовали на стенах?
Что ещё украшали этой росписью?
Цвет в росписи?
Выставка и оценивание работ.
«Волшебные узоры Урала»
Программное содержание:
1. Расширять знания детей об особенностях уральской росписи : познакомить с семантикой отдельных ее элементов (лев, сова, «древо жизни», венок).
2. Продолжать знакомить детей с особенностями композиции уральской росписи.
3. Развивать инициативу и самостоятельность детей.
4. Воспитывать желание совершать добрые поступки.
Обогащение словаря:
Злыдень — злой, недобрый человек, животное, капкан.
Литературный ряд:
Н. Н. Агапова, Е. Г. Лопатина, «Сказка о том, как лев спас деда Еремея».
Материалы и пособия:
1. Схемы вариантов композиции узоров уральской росписи.
2. Вариативные образцы элементов росписи : лев, сова, «древо жизни», венок.
3. Кисти: плоские (№ 3 или 4, тонкие (№ 2).
4. Гуашевые краски, палитра, тряпочки.
5. Тонкая бумага, обработанная клеем ПВА (20 х 20 см).
Ход занятия.
Воспитатель набрасывает на плечи платок и начинает занятие со сказки:
«С тех пор, как Еремей с домовым жить стал да в избе на стенах цветы развел, старики стали поговаривать, будто он и улыбаться чаще начал. Охота, рыбалка у него удачнее стали. В ту пору зверя разного в лесу много водилось, не то что нынче. Бывало, даже зверь на человека нападал.
Изба Еремея от остальных изб в деревне стояла далеко. В лесу он жил. Вот навалился к нему волк захаживать. Да волк-то необычный был: весь черный, шерсть дыбом и ружья не боялся. Еремей и капканы на него ставил, и из ружья в него палил, да только все не мог его отогнать от дома.
И стал Еремей бояться выходить из дома. Всюду ему тот волк блазнился. Раз по весне туман сильный случился. На пять шагов отойдешь — и дома не видно! Вот накинул Еремей пониточек и вышел из дому дровишек для теплухи набрать. Только вышел-то — за спиной волчий рык! Испугался дед, оглянуться не может. Вдруг прямо перед ним тень мелькнула в тумане. В тумане обычно все больше да страшнее кажется, а тут вообще что-то странное вышло: большое чудище, на кота похожее, да только еще и грива большая на голове имеется!
Сцепились волк и это чудище друг с другом! Еремей от испуга закрыл глаза и открыл их только тогда, когда тихо стало. Глядит, чудища нет, а перед ним на земле только шерсть волчья лежит. Сам не помнит, как до дома добрался. Сел у теплухи и дрожит весь. Вышел на свет домовой и давай выспрашивать деда, что да как, чем он так напуган? Еремей все ему и рассказал.
Задумался домовой, а потом улыбнулся и говорит: "Слышал я, что в дальних странах живет такой зверь. Львом его величают. Вот он-то тебя от волка и спас! Надо было его в дом позвать, пусть он дом-то и оберегает, всякую нечисть в него не пускает!" Сказал так-то да и исчез. А утром Еремей на простенке у входной двери увидел своего спасителя, грозного льва.
С тех пор к его дому ни один злыдень не подходил. И зажил Еремей спокойно да счастливо!»
(Воспитатель снимает платок.)
Воспитатель:
— Понравилась вам сказка? Кто спас Еремея от волка? Вот такой лев появился утром на простенке в избе Еремея (показ вариативного образца). Мастера-красильщики считали, что такой лев не пускает зло в дом, оберегает человека. А еще ему в этом помогает вот такая птица-сова (показ вариативного образца). Обычно ее рисуют над дверью. Помогает в охране дома и вот такой веночек. Он круглый, похож на солнышко. И рисуют его на потолке у входной двери.
Рядом с дверью на стене и на самой двери мастера любили рисовать «древо жизни» (показ вариативных образцов). Оно похоже на кустик, который обычно растет в маленьком горшочке. Но почему этот кустик называли «древом жизни»? Хотите узнать? Потому что это не просто ветки с цветами! Это целая большая семья. Крупные цветы внизу куста — это бабушка и дедушка, цветы помельче — это их дети, а значит, ваши папы и мамы-, самые маленькие — это вы, дети, а бутончики — это те дети, которые еще не родились, но могут быть в этой дружной семье.
Как видите, ребята, у каждого элемента узора в уральской росписи есть свое место в избе и свое особое значение. И когда мастера-красильщики украшали избы такими узорами, они не только делали ее красивой, но и желали хозяевам любви, согласия в жизни, чтобы семья была большой, дружной да трудолюбивой. А нарисованный лев, сова, венок на потолке оберегали дом от зла.
Вот, ребята, оказывается, что узоры уральской росписи не простые, а волшебные, и мастера-красильщики были очень доброжелательными людьми.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать цветы вашим мамам и папам. Они им расскажут, как вы их любите. Рисуйте с любовью, как это делал Яков, когда расписывал прялочку для Аглаи.
Воспитатель напоминает, как набирать два цвета краски на плоскую кисть, как делать «растяжку». Предлагает, кроме цветов, нарисовать листочки и сделать на них «оживки» тонкими кисточками.
После работы дети рассказывают, что они желают своим родителям. Особо обращается внимание на необычные варианты цветов, иные приемы их рисования. Дети поощряются за инициативу и самостоятельность. Желательно рассказы-пожелания детей записать на отдельных листах, а после высыхания краски на рисунках прикрепить их к ним.