Александра Кузьмина
Технологии речевого развития дошкольников «Обучение детей с ЗПР созданию образных характеристик»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом целевые ориентиры развития речевых способностей в дошкольном возрасте на этапе завершения дошкольного образования включает следующее :
Публикация «Технологии речевого развития дошкольников „Обучение детей с ЗПР созданию образных характеристик“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У детей с ЗПР затруднено решение задач без опоры на наглядность, составление последовательных умозаключений в рассказах средней трудности, выделение причинно-следственных отношений, дети затрудняются и в составлении развернутого рассказа. Процесс чтения формируется медленней.
Поэтому в работе с детьми большое внимание я уделяю речевому развитию. Я хочу вам рассказать о приемах развивающего обучения. Эти приемы основаны на «Технологии развития связной речи», разработанной Сидорчук Татьяной Александровной, Хоменко Николаем Николаевичем для детей дошкольного возраста и направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.
Обучаю детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.
Разработанные алгоритмы по созданию образных характеристик, предлагаемые Сидорчук Татьяной Александровной и Хоменко Николаем Николаевичем, достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи, в чём мы убедились на практике.
Работу по обучению детей образной речи начинаю с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.
Технология обучения детей составлению сравнений.
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста, а у детей с ЗПР с четырехлетнего. Упражнения провожу не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений:
- я называет какой-либо объект;
- обозначаю его признак;
- определяю значение этого признака;
- сравниваю данное значение со значением признака в другом объекте.
Пример: цыпленок (объект №1); по цвету (признак); желтый (значение признака); такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).
В средней подгруппе отрабатываю модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Пример: "Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко".
Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка). До пяти лет воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам.
Находясь на прогулке, мы предлагаем детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".
На шестом году жизни тренинги усложняю:в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята); в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег). В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.
В 6-7 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т. д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.
Пример: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).
Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.
Технология обучения детей составлению загадок.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
• воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
• стимуляция умственной активности;
• развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
• расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
• развитие сенсорной сферы.
Это особенно актуально для детей, имеющих задержку психического развития и как следствие задержку речевого развития, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
Практика показывает, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта.
Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Данная технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается со старшей группы. При составлении загадок с детьми дошкольного возраста используются три основных модели. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1. «Какой?»
Для составления загадки выбирается объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Пример: Блестящий, как монета, шипящий но не вулкан, круглый как арбуз.
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком
Можно предложить детям дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). Пример: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета и т. д.
Табличка может выглядеть следующим образом :
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Начищенная монета
Шипящий Проснувшийся вулкан
Круглый Спелый арбуз
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».
После освоения модели: "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2. Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Пример составления загадкипро ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение"). Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как трудолюбивый муравей (сравнение на "завышение"). Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Что делает? Что (кто) делает так же?
Пыхтит Новенький паровозик
Собирает Хорошая хозяйка
Семенит Трудолюбивый муравей
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Пример: Составление загадки про ежика с приемом "завышение" : "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не трудолюбивый муравей".
Пример: Составление загадки про ежика с приемом "занижение" : "Пыхтит, но не старый чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый дедушка".
Модель 3. Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Пример составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На гнома.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
На что похоже? Чем отличается?
Гном Без бороды
Дом Без окон
Зонтик Толстая ножка
Текст получившейся загадки: "Похож на гнома, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ЗПР.
Тематика загадок для детей 4-5 лет ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т. д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Детям 5-6 лет предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т. д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
В работе с детьми 6-7 лет можно использовать загадки разнообразной тематики : явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т. д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.
Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую стороны речи. Однако, при стихийном развитии лишь немногие достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное развивающее обучение в речевом развитии ребенка.
По Василию Васильевичу Давыдову, творческое созидание, творческое преобразующее начало должны обязательно присутствовать в деятельности. И чтобы она была белее полноценной, необходима правильная организация. Всё это возможно, если использовать в своей работе «ТРИЗ-технологию».
Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.
Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.