Ирина Махалова
Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Тема статьи: «Формирование воображения и творческих способностей детей посредствам конструирования»
«Не останавливаться на достигнутом,
Двигаться только вперед, а самое главное:
Любить детей, уважать их мнение и интересы…»
Публикация «Формирование воображения и творческих способностей детей посредством конструирования» размещена в разделах
Дети по своей природе пытливые исследователи и преобразователи окружающего мира, поэтому организация детского конструирования, которая понимается нами как особый способ изменения и создания действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Актуальность работы
На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний об окружающем мире. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе процессов и явлений окружающего мира. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Использование разнообразных видов конструирования помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности»
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) записано, что «образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей»
ФГОС ДО
п. 2.6 «Художественно-эстетическое развитие…предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (конструктивно-модельной)»
«Социально-коммуникативное развитие направлено… на формирование установок к различным видам труда и творчества…»
п. 2.7 «Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.).
В процессе конструирования идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса
Развитие воображения позволяет рассмотреть понятие «конструирование», как детское конструирование, которое может быть представлено в виде деятельности, в котором дошкольники создают продукт деятельности из большого разнообразия материалов, в продуктивных видах деятельности, например конструктор, природный материал, бумага.
Поэтому данная тема наиболее актуальна и продуктивна для всестороннего развития дошкольника.
Конструирование
является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре)
позволяет воспитаннику проявлять инициативность, самостоятельность, творчество в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ
Высказывания известных педагогов еще раз подтверждает то, что конструктивная деятельности помогает формировать воображение и творческие способности детей :
• К. Д. Ушинский «Дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… лучшая игрушка для детей та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом.»
• Воображение по С. Л. Рубинштейну, – это «психический процесс создания новых образов путем перестройки представлений человека на основе имеющегося у человека опыта. А раз создается нечто новое, значит, это процесс творчества»
• Е. А Флёрина «Детское творчество – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому…».
• Куцакова Л. В. «Ребенок прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании»
Педагог работая с детьми по данному направлению может:
1) поставить и реализовать следующие цели и задачи:
Цель: формирование воображения и творческих способностей дошкольников посредствам конструирования
Формировать у детей устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков, фотографий, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов
Упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу, учить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения
Развивать сенсомоторную сферу (восприятие объемных, плоскостных геометрических форм, сравнение их, преобразование, восприятие и моделирование пространственных отношений между предметами и т. д.)
Развивать познавательные процессы (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи)
Развивать мелкую моторику рук
Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу
Формировать навыки контроля, самоконтроля, самостоятельности
2) Определить ведущую педагогическую идею:
Формирование воображения и творческих способностей дошкольников посредствам конструирования обеспечивается созданием системы работы с детьми, включающей программу художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития дошкольников, благоприятную развивающую предметно-пространственную среду, современные технологии художественно-эстетического развития дошкольников.
3)реализовать модель работы по формированию воображения и творческих способностей детей посредствам конструирования
• Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Систематизация средств и методов формирования воображения и творческих способностей дошкольников посредствам конструирования
• Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества всех участников образовательного процесса.
4) познакомить и научить ребенка:
I этап: конструированию по образцу
Начальным этапом является работа по образцу, которая предполагает наличие готовой модели (схему, изображение) того, что будет построено. При этом виде конструирования дошкольник анализирует и исследует внешний вид предмета, его пространственное расположение, учится выделять отдельные элементы, которые составляют предмет, изучает последовательность построения. Изначально, на этом этапе я использую натуральный материал, предложенный нам природой (желуди, шишки, орехи, листья, а затем конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур.
При выполнении построек для облегчения запоминания последовательности действий, можно использовать игры: «На что это похоже?», «Что изменилось?», «Чего не стало?». Определяю игровую проблемную ситуацию: «Друзьям нужна помощь», «У щенка нет друзей». Проблемную ситуацию стараться создавать таким образом, чтобы ребенок сам захотел построить. При проигрывании и обговаривании постройки, дети учатся строить по образцу и показу, запоминают последовательность действий и применяют свой опыт в самостоятельной игровой деятельности.
II этап: конструированию по моделям, схемам, шаблонам, трафаретам
На этом этапе развития показываем модели, схемы, шаблоны, трафареты, учим детей анализировать графическую модель по - детально, а потом, по определенным условиям, создать постройку. Для этого этапа можно разработать несколько тем «Домики», «Транспорт», «Горки», «Гаражи», каждая из которых представлена пятью усложняющимися основными конструкциями (образцами) и десятью – тринадцатью их вариантами. Последние были получены в результате решения детьми задач на преобразование образцов с сохранением заданного в них принципа конструирования, задач типа «Построй такой же домик, но высокий». Дети сами вынуждены находить новые для них способы решения – надстраивание и пристраивание без нарушения при этом заданного чередования деталей
На этом этапе я уделяю большое внимание совместной конструктивной деятельности детей (коллективные постройки, поделки, так как она играет важную роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
На этой ступени развития у детей уже имеется конструктивный опыт. Теперь им предоставлена возможность выбора различных материалов для конструирования (образовательные конструкторы : «Лего», «Звездочки», «Болтовой конструктор», «Конструктор семья», «Конструктор Тико», модули, строительные наборы) и созданы все условия для интересной, плодотворной деятельности.
Также необходимо содействовать появлению у детей интересных игровых замыслов, обыгрыванию построек из конструктора, побуждать использовать в играх различный природный материал, поделки из бумаги, картона и т. д.
Можно сделать вывод, что с помощью конструирования малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер, воображение и творчество.