Ильина Мария
Создание условий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МБДОУ. В начале работы было проведено обследования здоровья и физического развития детей :
• Анализ здоровья детей по группе здоровья;
• Обследование физического развития детей по методике Юрко.
Получены следующие результаты:
Основная масса детей группы имеет вторую группу здоровья, а это значит, что они имеет какие – либо отклонения в здоровье.
Большинство детей 75% имеют отклонения в состоянии опорно – двигательного аппарата.
Публикация «Создание условий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Не достаточно развиты силовые качества детей.
На основании результатов обследования детей мы поставили перед собой следующую цель работы:
Создать условия для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать правильную осанку.
2. Содействовать профилактике плоскостопия.
3. Укреплять мышечный корсет.
4. Развивать все группы мышц.
5. Развивать физические качества детей, особенно силу.
6. Воспитывать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой.
Мы определили следующие этапы работы по созданию условий профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста :
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды и санитарно гигиенических условий, способствующих профилактике нарушения ОДА.
2. Организация двигательного и статико – динамического режимов в д/с.
3. Работа с семьей по данной проблеме.
Особую роль для всестороннего развития, а также стимулирование физической активности играет построение среды.
При её создании мы опирались :
- особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
- Требования Сан ПиН;
- требования Основной Образовательной Программы и ФГОС ДО;
- принципы создания предметно –пространственной развивающей среды;
- рекомендации Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой.
Представим оборудование группы для профилактики нарушений ОДА, которое условно мы разделили на группы: стационарное, переносное, мелкое оборудование. Составлен двигательный режим, где используются разнообразные формы двигательной активности.
С нашей точки зрения для профилактики нарушений осанки наиболее эффективны следующие упражнения:
1. из положения стоя - принятие правильной осанки, удержание равновесия, удержание предмета на голове, ходьба с сохранением правильной осанки.
2. из положения сидя - принятие правильной осанки, с потягиванием, ходьба на четвереньках.
3. из положения лежа на животе и на спине - самовытяжение, упражнения на укрепление мышц живота и спины («велосипед», «лодочка», «уточка», «кроль» руками и ногами и т. д.)
Для профилактики плоскостопия наиболее эффективны следующие упражнения:
1. упражнения без предметов - движения пальцами ног, перекаты, ходьба и бег по наклонной плоскости.
2. упражнения с предметами - ходьба и бег по массирующим коврикам, захваты предметов, удержание их и бросание, перекатывание мячей, упражнения на равновесие.
3. упражнения на снарядах - ходьба по ребристым доскам, лазание по гимнастическим лесенкам.
Для достижения положительных результатов в вопросе профилактики нарушений ОДА очень важно, чтобы дети понимали важность этой проблемы. Поэтому дети получают доступные теоретические знания по анатомии. В группах висят плакаты по анатомии ребенка, есть альбомы по данной теме, проводятся занятия по ОБЖ.
На занятиях мы не просто даем те или иные упражнения, но и говорим детям об их пользе для здоровья, для развития физических качеств.
В нашей группе и детском саду создан статико – динамический режим, соответствующий требованиям:
Мебель и оборудование соответствуют росту детей и возрастным требованиям;
Время занятий не превышает 25 минут;
Сбалансированное питание;
Оптимальный двигательный режим.
Во время утренней гимнастики и физкультурных занятий в вводную часть мы включаем профилактическую ходьбу на носках, пятках, внешнем крае стопы, ходьбу по ребристой дорожке или массажным коврикам и др.
В каждый комплекс утренней гимнастики и ОРУ физкультурного занятия мы включаем упражнения, которые укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.
Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание, мышцы теряют упругость, появляется опасность отклонений в осанке. Мы учим детей дышать правильно, сочетать ритм движения и дыхания. Для укрепления дыхательной мускулатуры в группе есть дыхательный тренажер «ветерок в бутылке».
В гимнастике после сна – используются дыхательные упражнения, само массаж рук и ног, упражнения, формирующие правильную осанку.
В двигательном режиме применяются физкультминутки, двигательные разминки, насыщенные упражнениями для профилактики нарушений ОДА.
Очень важно осуществлять индивидуально – дифференцированный подход при организации занятий по физическому развитию. Детей, которые имеют отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, мы условно выделили в отдельные группы.
«Зайка»- дети, которые имеют серьезную патологию- сколиоз или перекос таза. Эти дети не выполняют упражнения на скручивание, лазанье по канату и др. Они выполняют другие упражнения, полезные для них.
«Мишка»- дети, у которых плоскостопие. Упражнения на спрыгивание в глубину, с отягощениями мы заменяем на упражнения для укрепления мышц стопы и голени.
«Мышка» - дети 3 группы здоровья, с хроническими заболеваниями. Им снижаем нагрузку: уменьшаем дозировку, интенсивность, заменяем упражнения.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Поэтому подвижные игры и разнообразные игровые упражнения мы также используем для данной цели.
Таким образом, систематическая работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и оптимальный двигательный режим способствуют укреплению и оздоровлению детского организма, формированию навыка правильной осанки.
Параллельно с работой с детьми, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
В работе с родителями мы используем следующие формы:
Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым физкультурным материалом;
Совместные мероприятия: праздники, развлечения, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы, метод. литература
При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.
Повторное обследование физического развития по методике Юрко показало следующие результаты: быстрота и сила увеличились.
Были получены следующие результаты:
• повышение интереса детей к двигательной деятельности;
• развитие физических качеств детей;
• укрепление мышечного корсета детей;
• повысилась заинтересованность родителей процессом физического развития и оздоровления детей.
Перспективы работы следующие:
Продолжать работу по профилактике нарушений ОДА.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями по развитию детей.