Татьяна Зарубина
Конспект занятия «Составление творческих рассказов по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать развивать умения составлять творческие рассказы по картине, используя речевые упражнения по ТРИЗ.
Задачи:
1. Способствовать умению подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;
2. Совершенствовать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;
3. Способствовать составлению фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;
4. Расширять и активизировать словарь детей;
Публикация «Конспект занятия „Составление творческих рассказов по картине А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
5. Продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Оборудование: репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» на бумаге формата А4 на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др;
- загадывание загадок;
- рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций;
- дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию»;
- рассматривание репродукции картин известных художников;
- проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине.
Ход образовательной деятельности:
Мотивация образовательной деятельности.
Организационная игра: «Шире круг»
В: Все собрались. Доброе утро., какого дня недели? (второго дня, вторник)
А какого месяца., а какого времени года? А вы рады весне? Почему вы рады весне. А ты,Максим, можешь сказать, почему ты рад весне (Я рад весне, потому что на улице становится теплее и т. д.)
В: Весна- это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной? (тает снег, появляются проталины, просыпаются деревья от зимнего сна, возвращаются перелетные птицы домой.)
В: Ребята, у нас на столе рассыпалась картина. А собрать мы ее сможем лишь тогда, когда назовем приметы весны. (дети называют приметы весны и собирают картину)
Кто узнал картину? Это картина русского художника Саврасова, которая называется «Грачи прилетели». У каждого на столе представлена эта картина, проходите на стульчики и внимательно ее рассмотрите. (Дети рассматривают картину, звучит музыка)
1.«Определение объектов на картине».
Воспитатель: К какому жанру живописи она относится?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: Почему?
Дети: Картина, на которой нарисована природа.
Воспитатель: А ещё, наша картина необычная, потому, что она умеет говорить. Сейчас, я вам, это докажу.
Игра «Подзорная труба»
Воспитатель: Представьте, что у каждого из вас в руке оказалась «волшебная подзорная труба», в которую виден только один объект. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?
Главное правило – не повторять то, что уже называли другие дети. Называем объекты, которые вы видите, а я буду обозначать их на схеме. (Дети называют отдельные объекты, схематичные изображения которых выставляются на мальберт - небо, облака, кусты, деревья, снег, проталины, птицы-грачи, гнёзда, прудик, церковь).
Воспитатель: Молодцы, сколько разных объектов увидели.
2. «Установление взаимосвязей между объектами на картине».
Воспитатель: Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны?
Расскажем, как связаны между собой объекты.
(объединяют грачей с ветками деревьев, потому что птицы сидят на ветках, грачей с гнёздами, потому что грачи вьют гнёзда и т. д.)
Вспомогательные вопросы:
Воспитатель: Как вы думаете, что делают грачи?
Дети: Они строят гнезда, кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, поправляют, ремонтируют гнезда, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Грачи, как будто рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.
Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, чёрные, смешные, шумливые.
Воспитатель: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник. Как можно назвать эту березовую рощу на картине?
Дети: Грачевник.
Воспитатель: Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
Дети: Здесь спокойно, тихо, красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке виден лес, за лесом бескрайние поля.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.
3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
Игра «Вхождение в картину» (Насытить яркими образами, погрузиться в картину. Представить все, что можно потрогать и сказать вкусовые качества.)
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза. «Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами, что вы слышите?» Предлагаю тихонько походить по картине: «Что вы чувствуете? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути».
Звучит музыка.
Дети: «Я слышу, как кричат грачи», «Я слышу, как звонят колокола на колокольне» и т. д.
Воспитатель: Какие березы?
Дети: Одни стройные, прямые, тонкие, другие с искривленными стволами, наклонившиеся к земле.
Дети: С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине -старые, корявые.
Воспитатель: На каких березах больше гнезд и почему?
Дети: На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
Воспитатель: А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.
Воспитатель: Подумайте, что можно сказать про снег? Какой он?
Дети: Рыхлый, мокрый, потемневший, осевший, серый, грязный он щиплет ладонь» и т. д
Дети: Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
Воспитатель: Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
Дети: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?
Воспитатель: На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
Что еще вы видите на картине?
Воспитатель: За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней - церковь с куполами.
Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?
Дети: Весна
Воспитатель: Какая это весна?
Дети: Это ранняя весна.
Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?
Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.
Воспитатель: Хотелось ли вам продолжить путешествовать в картине? Представьте, что вы грачи и дружно летите на полянку.
Физкультминутка:
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Воспитатель: Грачи, а в какой вы картине живете. А это сейчас мы проверим. Я буду говорить вам высказывания, а вы слушаете и отгадываете, подходит или нет эти высказывания к нашей картине.
- небо пасмурное (да)
- идет снег (нет)
-снег тает оседает (да)
- проталины появляются (да)
- растут цветы (нет)
- появляются лужи (да)
-листья на деревьях (нет)
-ярко светит солнце (нет)
- возвращаются перелетные птицы (да)
- птицы вьют гнезда (да)
В: Правильно отгадали, что подходит к нашей картине, а что нет.
Возвращаемся на свои места.
Игра «Превращение в объект на картине»
Воспитатель: Продолжаем путешествие? Представьте, что вы один из объектов картины. подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?
Звучит музыка
(Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).
Составление рассказов детьми:
Воспитатель: Понравилось вам путешествовать в картине «Грачи прилетели»? Мы так много говорили и знаем о картине, что я думаю, сможем быстро составить рассказы по этой картине.
Воспитатель: Вы все сегодня придумывали, фантазировали, интересно рассказывали. А всему этому нас научила «волшебная» картина. Поработали на славу. Делу время, а потехе час.
Минутка шалости.
Рефлексия:
Злата, как ты считаешь, получился у тебя рассказ по картине? Почему? Вера, чей рассказ тебе понравился? Почему? Что ты можешь сказать о рассказе Семена Г. А каким рассказчиком была Даша -O- -O-