Папки-передвижки

Конспект занятия «Составление творческих рассказов по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Татьяна Зарубина
Конспект занятия «Составление творческих рассказов по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Продолжать развивать умения составлять творческие рассказы по картине, используя речевые упражнения по ТРИЗ.

Задачи:

1. Способствовать умению подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

2. Совершенствовать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;

3. Способствовать составлению фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

4. Расширять и активизировать словарь детей;

Публикация «Конспект занятия „Составление творческих рассказов по картине А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах

5. Продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Оборудование: репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» на бумаге формата А4 на каждого ребенка.

Предварительная работа:

- наблюдение за птицами во время прогулок;

- чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др;

- загадывание загадок;

- рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций;

- дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию»;

- рассматривание репродукции картин известных художников;

- проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине.

Ход образовательной деятельности:

Мотивация образовательной деятельности.

Организационная игра: «Шире круг»

В: Все собрались. Доброе утро., какого дня недели? (второго дня, вторник)

А какого месяца., а какого времени года? А вы рады весне? Почему вы рады весне. А ты,Максим, можешь сказать, почему ты рад весне (Я рад весне, потому что на улице становится теплее и т. д.)

В: Весна- это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной? (тает снег, появляются проталины, просыпаются деревья от зимнего сна, возвращаются перелетные птицы домой.)

В: Ребята, у нас на столе рассыпалась картина. А собрать мы ее сможем лишь тогда, когда назовем приметы весны. (дети называют приметы весны и собирают картину)

Кто узнал картину? Это картина русского художника Саврасова, которая называется «Грачи прилетели». У каждого на столе представлена эта картина, проходите на стульчики и внимательно ее рассмотрите. (Дети рассматривают картину, звучит музыка)

1.«Определение объектов на картине».

Воспитатель: К какому жанру живописи она относится?

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: Почему?

Дети: Картина, на которой нарисована природа.

Воспитатель: А ещё, наша картина необычная, потому, что она умеет говорить. Сейчас, я вам, это докажу.

Игра «Подзорная труба»

Воспитатель: Представьте, что у каждого из вас в руке оказалась «волшебная подзорная труба», в которую виден только один объект. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Главное правило – не повторять то, что уже называли другие дети. Называем объекты, которые вы видите, а я буду обозначать их на схеме. (Дети называют отдельные объекты, схематичные изображения которых выставляются на мальберт - небо, облака, кусты, деревья, снег, проталины, птицы-грачи, гнёзда, прудик, церковь).

Воспитатель: Молодцы, сколько разных объектов увидели.

2. «Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Воспитатель: Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны?

Расскажем, как связаны между собой объекты.

(объединяют грачей с ветками деревьев, потому что птицы сидят на ветках, грачей с гнёздами, потому что грачи вьют гнёзда и т. д.)

Вспомогательные вопросы:

Воспитатель: Как вы думаете, что делают грачи?

Дети: Они строят гнезда, кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, поправляют, ремонтируют гнезда, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Грачи, как будто рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.

Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, чёрные, смешные, шумливые.

Воспитатель: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник. Как можно назвать эту березовую рощу на картине?

Дети: Грачевник.

Воспитатель: Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети: Здесь спокойно, тихо, красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке виден лес, за лесом бескрайние поля.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.

3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Игра «Вхождение в картину» (Насытить яркими образами, погрузиться в картину. Представить все, что можно потрогать и сказать вкусовые качества.)

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза. «Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами, что вы слышите?» Предлагаю тихонько походить по картине: «Что вы чувствуете? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути».

Звучит музыка.

Дети: «Я слышу, как кричат грачи», «Я слышу, как звонят колокола на колокольне» и т. д.

Воспитатель: Какие березы?

Дети: Одни стройные, прямые, тонкие, другие с искривленными стволами, наклонившиеся к земле.

Дети: С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине -старые, корявые.

Воспитатель: На каких березах больше гнезд и почему?

Дети: На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.

Воспитатель: А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.

Воспитатель: Подумайте, что можно сказать про снег? Какой он?

Дети: Рыхлый, мокрый, потемневший, осевший, серый, грязный он щиплет ладонь» и т. д

Дети: Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?

Воспитатель: Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.

Дети: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?

Воспитатель: На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.

Что еще вы видите на картине?

Воспитатель: За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней - церковь с куполами.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Весна

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна.

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Хотелось ли вам продолжить путешествовать в картине? Представьте, что вы грачи и дружно летите на полянку.

Физкультминутка:

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

Воспитатель: Грачи, а в какой вы картине живете. А это сейчас мы проверим. Я буду говорить вам высказывания, а вы слушаете и отгадываете, подходит или нет эти высказывания к нашей картине.

- небо пасмурное (да)

- идет снег (нет)

-снег тает оседает (да)

- проталины появляются (да)

- растут цветы (нет)

- появляются лужи (да)

-листья на деревьях (нет)

-ярко светит солнце (нет)

- возвращаются перелетные птицы (да)

- птицы вьют гнезда (да)

В: Правильно отгадали, что подходит к нашей картине, а что нет.

Возвращаемся на свои места.

Игра «Превращение в объект на картине»

Воспитатель: Продолжаем путешествие? Представьте, что вы один из объектов картины. подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?

Звучит музыка

(Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

Составление рассказов детьми:

Воспитатель: Понравилось вам путешествовать в картине «Грачи прилетели»? Мы так много говорили и знаем о картине, что я думаю, сможем быстро составить рассказы по этой картине.

Воспитатель: Вы все сегодня придумывали, фантазировали, интересно рассказывали. А всему этому нас научила «волшебная» картина. Поработали на славу. Делу время, а потехе час.

Минутка шалости.

Рефлексия:

Злата, как ты считаешь, получился у тебя рассказ по картине? Почему? Вера, чей рассказ тебе понравился? Почему? Что ты можешь сказать о рассказе Семена Г. А каким рассказчиком была Даша -O- -O-

Публикации по теме:

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.

Конспект занятия «Грачи прилетели — наступила весна»Конспект занятия «Грачи прилетели — наступила весна» С наступлением весны календарной, все ярче светит солнышко, все звонче слышны голоса птиц. Вот и мы с ребятами освежили свои знания про.

Конспект интегрированного занятия «Грачи прилетели» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Грачи прилетели» во второй младшей группе Цель: обобщить знания о перелётных птицах и сделать коллективную работу по аппликации "Грачи прилетели". Задачи: - Закрепить представления.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по лепке «Грачи прилетели» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия по лепке «Грачи прилетели» для детей младшего школьного возраста Цель: слепить птицу грач. Задачи: Обучающие: 1. Закрепить представление об особенностях внешнего вида грача. 2. Научить лепить птицу,.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Составление творческих рассказов по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Опубликовано: 25 октября 2022 в 09:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Составление творческих рассказов по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Зарубина (УИ 321259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД