Игнатова Екатерина Андреевна
Конспект занятия по познавательному развитию «День российской науки — 8 февраля» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
на тему: «День российской науки- 8 февраля»
(подготовительная группа)
Выполнила: Игнатова. Е. А
воспитатель МКДОУ «Детский
сад № 24»
Программное содержание: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах; дать понятие кто такой «ученый». Познакомить с некоторыми из знаменитых русских ученых, их открытиями и изобретениями; развивать познавательно-исследовательские способности и познавательную активность воспитанников; формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; развивать творческое и логическое мышление, воображение.
Материал:
демонстрационный: картины с изображением учёных, лабораторий;
для проведения опытов: прозрачные стаканы, пробирки, пипетки, пищевой краситель, сода, лимонная кислота, бумажные салфетки, масло подсолнечное, соль, куриное яйцо.
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте пожалуйста загадку:
Весь наукой увлечённый ставит опыты. (ученый)
- Чем увлечены ученые? (наукой)
- Так что же такое наука? (Ответы детей)
Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.
Благодаря науке, человек способен лучше понимать мир, в котором живет. Может объяснить сложные, порой загадочные явления, происходящие в окружающем нас мире. Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Наука на месте не стоит. Она все время движется вперед.
Люди, которые занимаются наукой, называются учеными. Это такая профессия. Ведь выбор профессии - дело непростое и очень ответственное, выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь.
-Какие профессии вы знаете? (Ответы детей)
- Чем занимаются ученые? (Ответы детей).
- Правильно, ученые занимаются наукой. Ученый - Очень важная профессия, без нее люди не умели бы лечить, не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения.
Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает. Ученые работают в лабораториях, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, и обо всем можно прочитать. Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости.
- Давайте подумаем, что мы можем сказать об ученых, какие они? (внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).
Есть такой день, который напоминает о важности науки в целом. 8 февраля Россия отмечает - День науки. Этот день дает возможность вспомнить о старых исследованиях, и рассказать о новых. Это праздник не только для ученых, но и для всех людей.
Сегодня мы с вами прикоснемся к науке и узнаем много интересного.
А начать наш день в страну научного путешествия я предлагаю с игры. В стране науки живут много ученых, и все называются по-разному. Их называние зависит от того чем они занимаются, например, есть наука Математика и занимаются ею математики, вот сейчас я буду называть вам науку, а вы кто ею занимается.
Словесная игра «Назови ученого»
Воспитатель называть науку, а дети тех, кто ей занимается.
• Математикой занимаются – математики;
• Экология (наука об окружающей среде) – экологи;
• Химия (наука о веществах) - химики;
• Физика (наука, которая изучает движение) - физики;
• Биологией (наука, о живых организмах) – биологи;
• Ботаника (изучает растения) – ботаники;
• Астрономия (космос и его влияние на человеческую жизнь) - астрономы;
• Геология (исследуют землю, ищут полезные ископаемые) – геологи;
• География (исследуют неизведанные уголки нашей планеты) – географы;
• Океанология (изучает моря и океаны) - океанологи;
• Зоология (изучает животных) – зоологи;
• Кинология (науку о собаках) - кинологи
• Археология (изучение старины) – археологи;
• История (изучает деятельность человека в прошлом) – историки;
• Архитектура (строительство) - архитекторы.
Воспитатель: ребята вы, отлично справились с заданием. Ну а сейчас я предлагаю вам стать учеными и приглашаю вас в лабораторию, где мы проведем несколько экспериментов.
ОПЫТ «Яйцо в стакане».
Для демонстрации понадобятся: два прозрачных стакана ; два сырых яйца; соль; вода.
Ход опыта: Опускаем яйцо в стакан с пресной водой – оно опускается на дно. В другом стакане мы растворяем 2 столовые ложки поваренной соли и помещаем туда яйцо – оно будет плавать.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»).Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
ОПЫТ «Вода и масло».
Для демонстрации понадобятся: два прозрачных стакана на каждого ребенка (один наполнен водой, другой маслом, пипетки.
Ход опыта: У вас на столе стоит 2 ёмкости: в одной находится масло подсолнечное, в другой – вода. Что бы вы сделали с этими жидкостями? (ответы детей) Попробуем их смешать и посмотрим, что из этого выйдет! Внимательно смотрим на мои действия, а затем только приступаем к эксперименту! Я стакан с водой добавлю растительное масло. Теперь и вы можете приступать к эксперименту! Посмотрите, что происходит? (ответы) Где находится масло в стакане? Масло плавает сверху. Что это значит? (ответы)
Вывод: Итак, какой вывод отсюда следует? Ребята, опытным путем мы с вами выяснили, какая жидкость является самой лёгкой из двух предложенных? Масло - оно легче воды. Какая жидкость является самой тяжелой? Вода.
ОПЫТ «Извержение вулкана».
Для демонстрации понадобятся: одноразовые тарелки, сода, лимонная кислота, пищевой краситель, пипетки, вода
Ход опыта: у каждого из вас на столе лежит тарелка, пипетка, баночка с лимонной кислотой, баночка с пищевой содой, краситель по выбору детей, вода. Для начала следим за моими действиями и только потом приступаем к опыту. Сейчас я предлагаю вам провести самый яркий и незабываемый опыт. Для этого нам нужно с вами смешать соду и лимонную кислоту, добавить в нее по желаю какой то краситель. Следующим нашим этапом будет построить вулкан, затем пипеткой наполненной водой капнуть на верхушку наших вулканов. Происходит реакция и наш вулкан начинает извергаться.
Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.
Рефлексия.
- Ребята, что мы можем сказать об ученых, они какие? (Ответы детей).
-Что такое наука? (Ответы детей)
-Зачем нужно проводить эксперименты? (Ответы детей)
-Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
-Что показалось вам трудным? (Ответы детей)
-Ребята огромное вам спасибо за взаимодействие. Вы теперь знаете, кто такой ученый, что такое наука.