Косынкина Татьяна Владимировна
Конспект НОД в старшей группе «Мал горшок, да кашу варит»
▼ Скачать + Заказать документы
(Конспект непрерывной образовательной деятельности)
Возрастная группа: старшая
Тема НОД: «Мал горшок, да кашу варит»
Направление образования и развития (образовательная область):
Цель: формирование представлений о здоровом питании, о пользе употребления в пищу разнообразных каш познавательное развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная
Формы реализации детских видов деятельности: хороводная игра с речевым сопровождением, дидактическая игра, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (украшение каши)
Ход НОД
Воспитатель: -Ребята, нас пригласили в музей. А вы знаете, что такое музей? (ответы детей). Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей, и посторим в чем раньше наши предки варили кашу.
Дети идут в музей. Вот мы и пришли в музей. Обратите внимание кака тут красиво. Ребета а что это стоит на полках? Это утворь. Что такое утварь? (ответы детей). Утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Рассказ воспитателя: Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.
-Что занимает центральное место в избе? (ответы детей).
Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.
Печь ставили посреди горницы. О ней говорили: «Печь- всему голова», голова- значит самая главная.
Воспитатель: -Почему печь в избе самая главная? (ответы детей).
Печь ставили с северной стороны, напротив входа, так как с севера дули холодные ветра и эту сторону старались обогреть. Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу.
С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей- в ней пекли хлеб, варили кашу, щи. А где сейчас готовят? (ответы детей).
-А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, обогреватель, камин).
-На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей: «По щучьему веленью», «Гуси- лебеди», «Колобок»).
Воспитатель: -Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете и узнаете, с помощью чего хозяйка готовит обед семье.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет.
(Ухват)
Воспитатель: А вот и ухват (показывает). Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки.
Без работы – холодная она,
А после работы – красна от огня.
(Кочерга)
Воспитатель:- А это кочерга, она сделана из металла. Кочергой перемешивают горящие дрова в печи.
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке
(Чугунок).
Воспитатель: -Чугунок- это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в русской печи каши.
- Послушайте мою загадку:
Из крупы ее сварили
Посолили, подсластили.
Где большая ложка ваша?
Вкусная на завтрак …
Ответы детей
-А вы любите кушать кашу?
Ответы детей
- Почему хвалят тех, кто ест кашу каждый день?
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
Для здоровья организма
Кушай кашу ты всегда.
- Каша – одно из самых любимых русских блюд, каша – это кушанье, которое готовят из крупы. В старину кашу готовили и в будни, и в праздники. Даже Богатыри ели каши, чтобы победить врага.
Хороводная игра «Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари!»
Сделаем круг. Это горшок. Молоком будет – Маша, Солью – Саша, Сахаром – Катя, а крупой Данил. Как только услышите название своего продукта, выходите во внутрь круга.
Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.
Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
Раз, два, три – ты, горшочек наш, вари.
Каша преет – «пых-пых-пых»
Для друзей и для родных,
Каша вышла-то у нас – просто класс!
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами перейдем за столы. и рассмотрим, сто у нас там с вами за каша.
Загадка:
Черна, мала крошка, А пользы в ней много.
Дети: Гречка.
Воспитатель: Найдите гречку, возьмите в ложку и рассмотрите эту крупу. Что вы видите?
Воспитатель: Как называется каша, которую сварили из гречневой крупы?
Воспитатель: Возьмите ложку гречки и ложку риса. Смешайте в стаканчике – что видите? Что получилось? Как можно назвать такую кашу?
Дети: Дружба.
Воспитатель: Да, наши повара варят такую кашу. А эта каша как называется?
Дети: Овсянка.
Воспитатель: Да, в каждой каше, сваренной из любой крупы много витаминов и полезных микроэлементов. Это такие частицы, которые очень нужны вам для здоровья и роста. Я вам предлагаю сегодня сделать аппликацию, из круп. Каждую крупу нужно разложить по тарелочкам. Дети клеят.