Ольга Осипова
Составление описательного рассказа «Осень» по плану-схеме
▼ Скачать + Заказать документы
Составление описательного рассказа по плану-схеме
Цель: Формировать навык связной речи с опорой на схемы.
Закреплять и расширять словарь по теме " Осень"
Развивать временную и пространственную ориентировку,слуховое внимание и память, логическое мышление.
Воспитывать культуру общения, умение выслушивать Рассказы товарищей.
Методы и приё мы :Психогимнастика, Игровая мотивация, Загадки,схемы,Образец рассказа.
Средства: Атрибуты Осени, листья с планом -схемой, видеозапись,компьютер.
Публикация «Составление описательного рассказа „Осень“ по плану-схеме» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Ход занятия:
1. Организационный момент. Проводится психогимнастика.
Воспитатель: Добрый день! - тебе сказали,
Добрый день! - ответил ты
Нас две ниточки сывязали
Теплоты и доброты!
- Скажите, а что или кто ещё может принести доброту или тепло?
-Дети : мама, хорошие слова,Хорошие поступки, цветы, природа, настроение и т. д
Воспитатель:Ребята сегодня я по электронной почте получила необычное письмо, оно пришло к нам из далёкой Африки от Бармалея и его брузей. хотите его прочитать?
Дети : Да
Воспитатель зачитывает письмо: " дорогие далёкие друзья, недавно мы узнали,что есть такое время года- Осень,про которую мы ничего не знаем, расскажите нам про неё подробнее, нам так интересно знать про неё всё.
Воспитатель: Ребята как используя компьютер можно ответить на это письмо?
Дети:Можно записать ролик с нашими рассказами и отправить по интернету.
Воспитатель:Чтоб нашим друзьям было интересно,нам нужно постараться сегодня выполнить трудные задания и составить рассказ об Осени по схемам, записать его на камеру и отправить видео письмо. Вы согласны?
Дети- ДА
Воспитатель: Устанавливаем камеру и начинаем.
Воспитатель: Ребята у меня есть для вас загадка" Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья украшаю,
Но не касаюсь сосен Ёлочек -я. ?"
дети: Осень
Воспитатель: Закройте глаза (Надевает венок из листьев и берёт букет из осенних листьев"). откройте глаза. Как вы думаете кто я?
Дети : Осень
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру" Хорошо -плохо"
Воспитатель: Осень хорошо- нежарко.
Ребё нок :Осень плохо- холодно
Воспитатель:Опадают листья плохо -нужно их убирать.
Ребё нок: Листья опадают -хорошо из них можно сделать поделки.
Воспитатель:День становиться короче- хорошо можно посидеть дома.
Ребё нок :Плохо- мало времени остаётся на прогулку.
Воспитатель:Идёт дождь- плохо.
Ребё нок :Хорошо что дождь идёт -можно гулять по лужам.
Воспитатель:Ребята почему вам нравится осень.
Ребё нок :Потому что у осени яркие краски, от которых улучшается настроение.
2. Основная часть.
1. Составление предложений по схемам.
Воспитатель:Сегодня я пришла к вам с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые,А с сюрпризами-схемами, которые помогут вам составить рассказ о осени. Вот ваш помощник первый листок-сюрприз:
Загадка-Что за шарик золотой
По небу катается
По небу катается
людям улыбается (Солнце (На доску выставляется схема солнца)
Воспитатель: Умнички
Воспитатель:А какое солнце осенью?
Дети: Солнце осенью бледное не яркое
Воспитатель: Воспитатель: А часто мы его видим?
Дети : Нет,потому что его часто закрывают тучи.
Воспитатель: Дети,а что можно сказать про осеннее небо?
Дети:Осенью небо часто затянуто серыми, дождливыми тучами. Небо осень бывает пасмурное,серое, хмурое,очень часто идёт дождь. (Схема дождя)
Воспитатель:А к чему приводит нехватка света и тепла?
Дети:Если солнце мало светит, то листья и меняют цвет, они опадают на землю, начинается листопад. (Схема голова дерева)
Рассказ по 1-й схеме
Динамическая пауза под музыкальное сопровождение
Осень мы гулять идём Дети попеременно топают ногами носков ног, пятки вместе
Листья сыплются дождём, Поднимают и опускают руки
Под ногами шелестят Трут ладонями друг о друга, сначала медленно
И шуршат, шуршат, шуршат Постепенно Убыстряя темп
Ветер листья поднимает Поднимают и опускают руки
И под ноги опускает
Гонит ветер нас долой
Отправляемся домой Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Ребята пока мы гуляли появился новый листок- сюрприз
Загадка:"Рук нет, а строить умеет" .О ком мы будем говорить?
Дети: О птицах (Молодцы) (вывешивается схема птицы)
Воспитатель:Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?
Дети:Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются снами.
Воспитатель:Скажите, а почему перелётные птицы улетают в тёплые края?
Дети:Многие птицы боятся холода, летом они питаются мошками, жучками, а осенью их нет.
Воспитатель: ребята а каких зверей можно встретить в лесу осенью?
Дети :Осенью можно встретить зверей которые остаются на зиму: зайцы, волки, лисы.
Воспитатель:А кто ребята на зиму уходит в спячку?
Дети :В спячку уходит медведь и ёжик.
Воспитатель:Как готовятся встретить суровую зиму звери?
Дети : звери меняют свои шубки, запасают корм, утепляют свои жилища.
Воспитатель:Как может помочь человек, зимующим птицами зверям?
Дети:Можно их подкармливать, нельзя пугать, разорять жилища, к ним надо бережно относиться. (Схема Диких животных)
Рассказ ребёнка по 2-й схеме
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть ещё в одну игру:" Осенняя одежда"(игра в кругу с мячом)
Воспитатель: Что будешь делать если пойдёт дождь?
Ребё нок:Надену резиновые сапоги чтоб не промокнуть.
Ребё нок:Возьму зонт чтоб дождь меня не замочил.
Ребё нок :Надену дождевик
Воспитатель:Если подует сильный ветер?
Ребё нок:Надену куртку с капюшоном
Ребё нок: Повяжу шарф.
Воспитатель: Если станет пасмурно?
Ребё нок :Надену яркий плащ чтоб улучшилось настроение.
Воспитатель:Как одеты люди осенью?
Дети: Люди одеты осенью тепло.
Воспитатель:А почему же они так одеваются?
Дети :На улице стало прохладно, часто идут дожди.
Воспитатель:Какое настроение у людей осенью?
Дети: Осенью бывают хмурые и ясные дни, поэтому настроение у людей разное.
Рассказ по 3-й схеме
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам внимательно послушать мой рассказ об осени.
Образец рассказа :Солнце светит всё меньше, дни становятся короче, а ночи длиннее. Всё чаще хмурится небо, идут мелкие, холодные дожди. Солнце светит мало,и не греет. Листья на деревьях становятся разноцветными, начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Звери в лесу готовятся встретить суровую зиму по разному. Кто прячется под листвой, в норках, а кто засыпает на всю зиму в берлогах. Звери утепляют свои жилища, меняют шубки на более тёплые. Люди тоже меняют свою одежду на тёплую.
Воспитатель: Дети а кто из вас, сам хочет рассказать о приметах осени?
Рассказы детей(1-30 .
Анализ: Воспитатель: Вы слышали много рассказов, Какой вам понравился больше? Почему?
Дети: Мне понравилось и т. д.
Воспитатель: Вот какая удивительная осень у нас в нашем родном крае. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно красиво рассказать. У нас получился интересный видеофильм, который мы отправим по интернету нашим далёким друзьям ии будем ждать ответа.