Светлана Прохорова
Сложносочиненное предложение с союзом «ИЛИ». Конспект фронтального логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сложносочиненное предложение с союзом «ИЛИ»
(образовательная область «Речевое развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Физическое развитие»)
Цели:
1. учить детей составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы;
2. уточнить понятия слово, предложение, действие; активизировать словарь детей.
Публикация «Сложносочиненное предложение с союзом „ИЛИ“, Конспект фронтального логопедического занятия» размещена в разделах
Ход НОД
I. Организационный момент. Логопед сообщает детям, что к ним пришла в гости любопытная Варвара (кукла би-ба-бо на руке у логопеда, которая хочет узнать у ребят, чем бы им хотелось заняться (Варвара подходит к каждому и спрашивает):
- Катать в коляске куклу или стрелять из пистолета?
- Кататься на санках или купаться в море?
- Смотреть мультики или ложиться спать?
- Идти в гости или остаться дома?
- Катать машинку или строить башню из кубиков?
II. Изучение нового. Игровое упражнение «Угадай-ка»
Дети запоминают предметы, разложенные на столе. Все закрывают глаза, а водящий берет два предмета и уходит за дверь. Дети открывают глаза, смотрят, какие предметы исчезли и отгадать, что за дверью делает водящий:
- Дима лепит из пластилина.
- Дима рисует красками в альбоме.
Логопед предлагает детям составить одно предложение про Диму. Если дети не справляются, помогает им, подсказывает, что можно использовать для этого слово «ИЛИ». Дети составляют на фланелеграфе схемы двух маленьких предложений, а затем с помощью союза «ИЛИ», объединяют два в одно. Составляют предложение:
- Дима лепит из пластилина или рисует красками в альбоме.
Аналогично составляется ещё несколько предложений, только теперь дети используют сложносочиненные предложения с союзом «ИЛИ».
- Таня разговаривает по телефону или прыгает на скакалке и т. д.
III. Закрепление на фронтальном материале.
1. «Сам не знаю, что я буду делать»
На столе выставлены различные предметы для игр: (сачок, бубен, карандаш, бумага, скакалка, куклы, коляска, совочек, формочки, пластилин, альбом, краски и т. д.)
Ребенок выбирает мяч и сачок из предметов на столе и говорит:
- У меня мяч и сачок. Я буду играть в мяч или ловить бабочек сачком.
Каждый из детей, ознакомившись с игрушками, выбирает себе по две из них. При этом каждый должен рассказать, что он будет делать. Например, вызванный ребенок выбрал ведро и куклу и говорит: «Я взял ведро с формочками и куклу. Я буду играть в песок или катать куклу в коляске».
2. Упр. «Что тебе больше нравится?»
-А теперь мы спросим у Варвары, что ей больше нравится. Помогут задать вопросы картинки (см. презентацию).
Дети с опорой на картинки задают Варваре вопросы:
- Что тебе больше нравится: ездить на поезде или летать на самолете? (слайд № 1)
- Что тебе больше нравится: собирать грибы или ловить рыбу? (слайд № 2)
-Что тебе больше нравится: гулять под дождем или загорать на пляже? (слайд № 3)
- Что тебе больше нравится: ходить в кино или смотреть телевизор? (слайд № 4)
-Что тебе больше нравится: ремонтировать машину или читать книгу? (слайд № 5)
IV. Динамическая пауза. Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
После славного труда отдохнуть пора слегка
Чем мы будем заниматься? Как мы будем разминаться?
Или весело шагать, Или вместе приседать,
Или низко наклониться, Или как юла крутиться?
Или прыгать очень ловко? Вот, что значит тренировка!
V. Закрепление на индивидуальном материале.
«Как ты будешь помогать маме»
Детям раздаются сюжетные картинки и дети составляют предложения с союзом «ИЛИ», объединяя простые предложения:
- Я буду чистить ковер пылесосом или мыть полы. Я буду печь блины или варить кашу. Я буду подметать пол или жарить котлеты. И т. д.
VI. Итог.