Лейла Алсубековна
Конспект НОД «Слово» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Карточка №1
Тема: «Слово».
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями: СЛОВО, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей.
Оборудование и материалы: карточки с изображением предметов для д/и «Назови одним словом» на тему: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Птенцы»; мяч.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Темочки:
Приветствие «Здравствуй» (сопровождается движениями, дети стоят в кругу)
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших пальцев.
Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком и поднимают руки над головой.
2. Вхождение в тему.
- Ребята, сядет на свое место тот, кто назовет свою любимую игрушку.
Ответы детей.
-Молодцы, ребята! Как много игрушек вы назвали! Каждую игрушку мы называем словом. И сегодня мы познакомимся, что же такое «слово».
II. Основная часть.
1. Беседа
-Нас повсюду окружают предметы: на улице, дома, в группе, и все они имеют свое название. Посмотрите вокруг и назовите окружающие предметы. За каждое слово, вы получаете фишку.
(Дети называют предметы)
- Все, что вы назвали – это слова. Послушайте стихотворение А. Шибаева.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что только видит глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там, на улице и дома,
Одно -давно привычного нам, другое не знакомо.
И это так прекрасно-
В огромном море, море слов,
Купаться ежечасно.
- Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение, мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.
Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
2. Д/и «Придумай слова»
-Ребята, придумайте сладкие слова, кислые, колючие, соленые, холодные слова.
3. Д/ и «Назови, одним словом».
- Словом мы можем обозначить не только один предмет, но и группу предметов. Ребята, обратите внимание, на столе разложены картинки с изображением предметов. Ваша задача выбрать те предметы, которые можно объединить в одну группу и обозначить эту группу одним словом.
4. Д/и «Расскажи какой»
-С помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нем. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть предмет, а вы должны подобрать слова, которые отвечают на вопрос, : какой предмет? и передать друг другу мяч.
(Воспитатель называет слова обозначающие предмет, дети подбирают признаки этого предмета.)
5. Д/и «Расскажи, что умеет делать 9 или что с ним можно делать)
-А теперь, ребята, на мое предложенное слово вы должны подобрать слова, отвевающие на вопрос: что делает этот предмет?
(Воспитатель называет слово, обозначающее предмет, а дети подбирают к нему слова, отвечающие на вопрос: что умеет делать этот предмет? или что с ним можно делать)
6. Физкультминутка.
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево поклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
7. Беседа.
-Слово- это домик для звуков. Бывают слова маленькие, короткие, в них живет мало звуков: соль, кит, рот, дом, бывают большие, длинные, в них живет много разных звуков: воробей, листопад, крокодил.
Все слова звучат по- разному.
-Послушайте, как я скажу слово «звонок» (четко произносит слово, выделяя каждый звук). Его можно сказать звонко, весело, послушайте: «звонок»! давайте скажем его все вместе: звонок! Это слово делает таким звонким звук з. Давайте произнесем все вместе з-з-з-з.
-А вот другое слово : мишка. Она звучит иначе: м-и-ш-к-а (медленно, плавно произносит).
-Давайте все вместе скажем это слово : мишка. Похоже на то, как шуршит под ногами листья в лесу осенью: ш-ш-ш. давайте еще раз вместе скажем и послушаем, как это слово шуршит : ми-ш-шка. В слове мишка шуршит звук ш.
-А теперь послушайте, как можно сказать слово жук : ж-ж-жук. Что вы слышите в этом слове? Слышно, как жук жужжит. В этом слове есть звук ж.
8. Речь может утешить, развеселить, обрадовать. С помощью речи можно договориться о совместной работе, игре. Речь помогает узнавать новое, интересное в окружающем мире.
-Послушайте, как рассказал мальчик содержание фильма своей младшей сестренке.
Чтение стихотворения А. Барто «Сильное кино».
- Знаете, что ответила сестра после такого рассказа?
Нет, видно, я еще мало,
Я ничего не поняла.
-Как вы думаете, почему девочка не поняла содержание фильма?
-Чтобы тебе слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.
«Хорошую речь приятно слушать»
«Хорошая речь слаще меда».
И так, для общения и передачи информации мы используем слова. Слова – строительный материал- кирпичики, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно безобразный шаткий сарай.
III. Заключительная часть.
1. Вопросы к детям:
- Какая тема образовательной деятельности?
-Что нового узнали?
-Что больше всего запомнилось?