Ирина Джиоева
Тема «Сказкотерапия — один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОО». Подготовил педагог-психолог Джиоева И. В.
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Методическая разработка для педагогов дошкольных учреждений
Слайд 2
Актуальные задачи педагогики.
Ухудшение здоровья детей. Рождение здорового ребенка в наше время стало редкостью. «здоровьесберегающие технологии» - комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Публикация «Тема „Сказкотерапия — один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОО“, Подготовил педагог-психолог Джиоева И, В,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Слайд 3
Приоритетные задачи в программе модернизации российского образования.
Оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.
Дошкольный возраст - период интенсивного развития органов и становление функциональных систем организма
Слайд 4
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика).
Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, точечный массаж).
Технологии коррекционные (артикуляционная гимнасика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия).
Слайд 5
Сказкотерапия - «лечение сказкой».
Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманиюСказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.
Слайд 6
Функции сказок :
диагностическая (выявление существующей проблемы ребенка)
прогностическая (выявление ранних детских переживаний) терапевтическая (коррекционная) (ребенку предлагается положительный пример поведения)
Слайд 7
Виды сказок :
По задаче:
Дидактические (в форме учебного задания также учебные задания и инструкции.
Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения). Похожи на путешествие.
Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника
Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка)
Художественные (знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)
Диагностические (герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
Слайд 8
Виды сказок :
По содержанию:
народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
сказки о животных (Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них)
бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций)
волшебные сказки (дети 5- 7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется
с помощью пяти видов сказок :
*Дидактические (в форме учебного задания).
*Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – «колдуют».
*Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
*Писхокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
*Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
• Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления у лучшему);
• Сказки о животных;
• Бытовые сказки;
• Страшные сказки;
• Волшебные сказки.
Слайд 9
Задачи сказкотерапии
Развитие слухового и зрительного внимания
Развитие наблюдательности и зрительной памяти
Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи)
Развитие фантазии и творческого воображения
Снятие эмоционального и физического напряжения
Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную
Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков
Слайд 10
Решение дополнительных задач.
отработка произвольного внимания,
сплочение группы,
развитие чувства взаимопомощи и поддержки,
развитие памяти,
расширение эмоционально-поведенческих реакций
работа с детьми, имеющими речевые нарушения (задача логопеда).
Слайд 11
Формы работы в сказкотерапии :
Рассказывание сказок
Сочинение сказок
Постановка (разыгрывание) сказки
Сказочная имидж-терапия.
Сказочное рисование
Медитации на сказку
Слайд 12
Требования в работе со сказкой :
Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Слайд 13
Этапы работы со сказкой :
1. Ритуал «вхождения в сказку».
2. Чтение сказки.
3. Обсуждение сказки.
4. В конце занятия - ритуал «выхода из сказки».
1-ый этап работы: ритуал вхождения в сказку
Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки. Игра «Волшебный клубочек», или стих «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!», также новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром» или в гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!»
2-й этап работы – чтение сказки :
Например, сказка : «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант работы. Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы. Вопросы по анализу сказки : Почему боялся мышонок? Помог ли ему справиться со страхом зайчик? Почему не помог? Как справились со страхом звери? Чему удивился Крыс?
3-ий этап работы обсуждение сказки :
Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.
Ритуал выхода из сказки :
1-ый вариант: Мелодия для выхода из сказки.
Вариант 2-ой: Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».
Вариант 3-ий: Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Вариант 4-ый: «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».
Слайд 14
Оборудование для сказкотерапии :
Куклы бибабо (перчаточные куклы) Пальчиковые куклы
Слайд 15
Оборудование для сказкотерапии :
Пластиковые и деревянные персонажи людей и животных
Красочные картины по сюжету сказки
Слайд 16
Какие сказки можно использовать в ДОУ:
Развивающие и обучающие сказки, позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
Народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение. Диагностические сказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Слайд 17
Условия пространства и времени
1 раз в неделю.
В младшей и средней группах - 15-20 минут
В старшей и подготовительной до 25-30 минут.
Наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание
Слайд 18
Пример психологической работы с народными сказками
«Курочка Ряба"
Интересно, что чем короче сказка, тем более она концентрированна.
1. О чем эта сказка?
- о подарке судьбы ("золотое яйцо") и о том, что делают с ним неподготовленные люди;
- о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);
- о случайностях, которые обычно случаются закономерно ("мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось");
- любви к ближнему ("не плачь дед, не плач баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое");
- о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом.
Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.
Чему нас сказка учит?
- конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;
- гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?
- не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому
Объясните, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.
Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи?
Может быть, они плачут оттого, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?
При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы "поворачиваем" сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.
Слайд 19
У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватить бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения, и предвидения.
С. Я. Маршак
Слайд 20
Счастливого сказочного путешествия!