светлана юкланова
Эссе «Я — педагог-психолог»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Я –педагог-психолог»
Все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
Педагог-это призвание, а психология не отъемлемая часть жизни. Психология в нашей современной жизни, да и в мире вообще играет немаловажную роль. При прохождении определенных периодов в жизни мы встречается с возрастными кризисами, с которыми иногда очень сложно справиться самому без помощи психолога. В нашем мире, наполненном чрезмерной насыщенной жизнью событиями и с постоянно идущим рядом руку об руку стрессом, встречаются проблемы, с которыми человеку одному не справиться и тогда на помощь приходит психолог, чаще он выступает как слушатель, советник, и помощник в решении определенных проблем.
Публикация «Эссе „Я — педагог-психолог“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Я педагог - психолог, МБДОУ «Детский сад №14 «Солнышко» города Шумерля Чувашской Республики. У нас в школе не было педагога-психолога, и я не чего не знала про эту профессию. Учась в школе с 3 класса, я мечтала поступить учиться на ветеринара, не когда не думала, что жизнь меня развернет на 90 градусов и я сделаю свой выбор в пользу профессии педагога- психолога. Пройдя тест по профориентации в центре занятости населения в 9 классе, я получила результат человек-человек у меня все сомнения рассеялись, и я точно уже определилась с выбором будущей профессии. Несмотря на сложности и трудности выбранной мной профессии меня не остановило ни чего. Постигая глубины человеческой души, психолог учится понимать себя, разбираться в себе и своих чувствах. Многие люди полагают, что психолог — это некий волшебник способен помочь очень быстро и каждому. Как правило, это не всегда так. В первую очередь необходимо помнить - что это такой же человек, как и все.
Я не ошиблась, выбрав именно эту профессию. После окончания института я проработала в ЧГСХА ассистентом на кафедре аграрного производства в течении 1 года, где получила колоссальный опыт работы со студентами.
К решению расширить поле своей профессиональной деятельности я переехала в родной город Шумерлю, где устроилась работать социальным педагогам, после решила перейти работать в детский сад педагогом-психологом. Человек приобретя определённый жизненный опыт и овладев профессиональной компетентность становиться психологом. В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Психологу в свою очередь нужно уметь быть мобильным и подстраиваться к изменяющимся условиям. Проведя анализ своей педагогической деятельности, я выбрала для себя определенные принципы, которые, я использую в своей практике:
• Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
• Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
• Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
• Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
• Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
• Принцип «на стороне ребенка» : во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
• Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
• Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
• Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
• Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Базируясь на принципах, я использую следующие подходы в их реализации –это
Взаимодействие с педагогами.
1. Индивидуальное сопровождение через включение в деятельность педагога.
Один раз в месяц проводится совместная непосредственно-образовательная деятельность. Планирование НОД (сценарий, анализ) осуществляется вместе с педагогом. При таком планировании психолог помогает педагогу индивидуализировать содержание и уровень задач, учитывая индивидуальные особенности детей, что придает деятельности не только развивающую, но и коррекционную направленность. Такая форма работы позволяет естественным образом, имея конкретные наличные ситуации, в реальном времени более конструктивно консультировать педагога. Ситуация требует не абстрактных рекомендаций, а конкретных предложений. Как следствие, повышается эффективность психологической помощи.
2. Взаимодействие с родителями.
Во взаимодействии с родителями наряду с основными традиционными формами используются и новые формы модели включенного взаимодействия:
1. Индивидуальное сопровождение (по запросу).
2. Групповое сопровождение семейный клуб «Успешный родитель».
Организация по запросу группы вечеров встреч с родителями, на которых в форме открытого прямого взаимодействия обсуждаются актуальные проблемы взаимоотношений с детьми. При такой форме родители взаимодействуют как с педагогом-психологом, так и между собой, делясь опытом. Такая форма также позволяет повысить эффективность психологической помощи в процессе группового взаимодействия.
3. Создание совместного инфопродукта, актуального настоящему запросу родителей.
Взаимодействие с детьми.
Осуществление диагностической и коррекционно-развивающей работы педагога – психолога через включение в непосредственно-образовательную деятельность группы. При этом на индивидуальных занятиях педагог-психолог может выработать стратегию решения тех или иных проблем, и на основе этого внести необходимые коррективы в групповую работу. Фактически при такой стратегии повседневная образовательная деятельность может решать и коррекционные задачи.
Ожидаемые результаты реализации данной модели я определяю согласно следующим критериям:
1. Положительная динамика показателей психического развития и эмоционального статуса детей.
2. Удовлетворённость педагогов сотрудничеством с психологом.
3. Удовлетворённость психолога сотрудничеством с педагогами.
4. Удовлетворённость родителей работой педагога-психолога.
В Древней Греции педагогом называли раба, который брал ребенка и отводил ребенка в школу. Сегодня вокруг нас так же много красивых и достойных людей, заинтересованных в том, чтобы вы, как умный, взрослый и опытный человек, взяли его руку в свою и повели по жизни, уча жизни и открывая ее возможности. Мир меняется стремительно, как и наша жизнь. Миссия педагога – психолога в современном мире не мало важная. В работе с родителями и педагогами, педагог – психолог учит жизни: учит адекватности, умению примиряться с тем, что пока нам не под силу, и преодолевать то, что могут преодолеть смелые и мужественные люди. В личных отношениях это мудрый и светлый человек, воспитывающий в людях благодарность, умение ценить то, что людям дает жизнь, что им дарят близкие.
Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это - не быть Жертвой, как становиться автором своей жизни.
Психолог-педагог - тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь - бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье.
Психолог-педагог оказывается рядом вместе с теми, для кого важно размышлять о предназначении человека, для кого внутренне обязательно развивать себя и заботиться о людях и жизни. Психолог в качестве педагога привносит в обыденную жизнь этику, напоминая: "Что бы ты ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться".
Для меня смысл деятельности педагога-психолога в том, чтобы
помочь ребенку сохранить свою хрупкую душу, наполнить ее добром, уберечь от зла.
Я помогаю детям и родителям
• преодолеть трудности адаптации к детскому саду,
• при поступлении в школу,
• учу общаться,
• управлять эмоциями,
• вместе с детьми тренируемся конструктивно разрешать конфликтные ситуации,
• стремлюсь быть рядом с ребенком в трудных жизненных ситуациях,
• стараюсь помочь ему сделать правильный выбор и не совершать необдуманных поступков.
Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Я не ставлю диагноз, а могу сделать только условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости предложу пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Только от совместной плодотворной деятельности со всеми участниками образовательного процесса я получаю удовлетворительный результат. Я вижу ребёнка инициативного, самостоятельного, независимого, уверенного в себе, умеющего быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке, самостоятельно преодолевающего трудности, проявляющего социальную гибкость, умеющего сотрудничать, желающего узнавать новое.
Таким образом, в детском саду психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим. Я не просто делаю, что «положено», а стремлюсь сформировать у себя индивидуальный стиль деятельности, ищу для себя новые, более сложные задачи, неординарные способы и методы работы.
Клиентами психолога могут быть педагоги, воспитатели и родители.
Основным содержанием консультирования учащихся в деятельности именно педагога-психолога выступают :
- проблемы в межличностных отношениях;
- внутриличностные конфликты;
- актуальный стресс;
- потеря, горе, насилие;
- экзистенциальные проблемы.
Содержанием консультирования взрослых являются:
• проблемы в межличностных отношениях с детьми (собственными детьми для родителей);
• проблемы построения отношений в педагогическом коллективе;
• психологические проблемы профессиональной деятельности.
В своей практике я столкнулись с такой проблемой, как:
• Ограничения по тематике. Не все, что реально беспокоит педагогов и родителей, может быть предметом профессиональной работы психолога того же образовательного учреждения.
• Трудности мотивации и формирования запроса у родителей на получение психологической помощи.
Профилактику межличностного общения, нужно проводить чаще в качестве лекций для родителей на родительских собраниях, находить подходы в общении с детьми, учить как общаться родителей в кризисные возрастные периоды с детьми.
Все чаше в стены ДОУ приходят дети с ОВЗ. Адаптация у таких детей проходит намного тяжелее, чем у обычного ребенка, ему приходится сталкиваться с множеством непонимания со стороны своих сверстников, задача психолога и педагога в данной ситуации найти комбинированный подход к такому ребенку, создать ему все условия для легкой адаптации и показать детям, что есть и «особенные дети которые нас окружают, объяснить им, что нужно быть толерантным.