Елена Хаткевич
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Символ Удмуртии — цветок италмас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Символ Удмуртии – цветок италмас».
Цель: Познакомить с символом Удмуртии – цветком италмас.
Обучающая задача: Уточнить представления детей о купальнице европейской (италмасе). Уточнить представления детей о растениях, занесенных в Красную книгу.
Развивающая задача: развивать умение различать условия роста и развития растений в природе.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Символ Удмуртии — цветок италмас“» размещена в разделах
Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к растениям.
Словарная работа: купальница европейская, италмас.
Предварительная работа: беседа об Удмуртской республике, удмуртской культуре; беседа о Красной книге; прогулка на луг, где растут италмасы; разговор с детьми о луговых и лесных растениях; рассматривание книг, альбомов о растениях; настольно-печатные игры.
Оборудование: компьютер, фотографии с изображением купальницы европейской (италмаса, чистый альбом.
Ход НОД
В. Предлагает поиграть: «Ребята, представьте себе цветочную клумбу, на которой растет много цветов. Все цветы растут рядышком, и поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют свои стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, улыбаются ему, лё гкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте изобразим такую клумбу».
Майским солнцем рождён,
Под весенним дождём
Ты ласкаешь и радуешь глаз.
Вечной жизни тебе
На удмуртской земле,
Луговой огонёк - италмас!
(на экране появляется фотография цветущих италмасов).
В. Вспомните, ребята, как мы с вами ходили на прогулку и видели прекрасные золотисто-желтые цветы. Кто помнит, как они назывались? (италмас)
Верно. Молодые девушки с древних времен вили из них венки, водили на лугах хороводы, пели любимые песни, рассказывали легенды и предания, связанные с этим чудесным цветком. Италмас… Любимый цветок удмуртов. Италмас – это символ любви и печали, верности и разлуки, надежды и радости… Многие поэты и писатели Удмуртии воспели его в своих произведениях. Художники Удмуртии изобразили италмас на своих полотнах. Ученые – описали его в своих научных трудах. Композиторы и музыканты Удмуртии посвятили ему самые лучшие музыкальные произведения. Многое в Удмуртии связано с именем италмаса – золотого символа нашей республики. О них написал стихотворение наш удмуртский писатель Герман Ходырев. Этот цветок в Удмуртии называют италмасом, а научное его название – купальница европейская.
Как вы думайте, почему цветок назвали купальницей?
Д. Купальница растет в очень влажных местах, любит воду, любимые ее места – берега рек, болотистые луга. Купальница растет в затененных местах, на лесных опушках.
В. Почему купальницу назвали европейской?
Д. Растет в Европе, ближе к Северу.
В. А знаете ли вы о том, почему этот цветок удмурты назвали италмасом?
Д. (предположения детей).
В. Об этом есть удмуртская легенда.
Жила-была красавица по имени Италмас. Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит легенда.
Удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу италмасами. Цветок – словно златовласая девушка в ярком зеленом платье. Этот цветок так любим в удмуртском народе, что считается символом Удмуртии.
4. В. Физкультминутка.
Давайте мы с вами поиграем.
Ветер с травкою играет, (дети делают круговые махи руками)
Стебельки ее качает. (плавные движения кистями рук.)
Мы в траве нашли цветок – (присели на корточки.)
Желтенький бутончик, (складывают ладони лодочкой)
Лепестки он к солнцу тянет, (встают, поднимают руки над головой)
Без воды он быстро вянет. (опускают голову, плечи, руки вниз.)
Мы польем его сейчас, (быстро разжимают и сжимают кулачки)
Пусть он радует всех нас! (хлопают в ладоши)
5. Дыхательное упражнение
А давайте, ребята, представим, что у нас в руке цветок италмаса и понюхаем его, как же он вкусно пахнет. Вдыхаем глубже его аромат, а при выдохе произносим долгий звук а-а-а-а…
В. На что похожи цветы италмаса?
Д. На золотистые шарики, на желтую розу, на желтые бубенчики, волшебные фонарики.
В. У италмасов цветки крупные, яркие, нежные, круглые, многочисленные лепестки плотно прижаты друг к другу и загнуты во внутрь и образуют бутон. Бутон постепенно раскрывает свои лепестки навстречу солнцу.
Посмотрите, сколько цветов бывает на одном стебле?
Д. Один, иногда два.
В. Цветок италмаса довольно крупный. Какой нужен ему стебель?
Д. Прочный, прямой.
В. Правильно. У него прямой маловетвистый стебель. Что вы можете сказать о листьях?
Д. Они продолговатые, с с зубчатыми краями. С одного места растут по два листочка.
В. (слайд) Как прекрасен луг, украшенный италмасами! Желтым пламенем луг полыхает вокруг, будто шлет весенний привет. Эти цветы редко растут по одиночку, чаще всего они растут рядом друг с другом, образуя яркий желтый ковер. Как вы думайте, почему?
Д. (предположения детей).
В. Италмас размножается корневищами, поэтому их много на лугах.
Этот удивительный цветок занесен в Красную книгу. Как вы думайте, почему?
Д. Потому что, люди безжалостно рвут эти цветы, не жалеют корни.
В. Что мы с вами можем сделать для того, чтобы европейская купальница (италмас) всегда радовал нас своей удивительной красотой?
Д. Не будем рвать, будем любоваться только на лугу. Будем рассказывать всем, что цветок занесен в Красную книгу.
В. Молодцы, правильно. А еще можно самим создать Красную книгу и пополнять ее другими растениями, которые тоже находятся под угрозой вымирания. И подарить другим детям, чтобы они тоже могли ее смотреть и при необходимости пополнять.
Ребята,закройте глазки и представьте, что вы находитесь на лугу. (звучит тихая, спокойная музыка «Вальс цветов»).Чудесный день, ласково пригревает солнышко, на поляну прилетели бабочки, в траве запели свои звонкие песенки кузнечики. Цветы на этом лугу самые разные, и они умеют разговаривать. А теперь представьте, что вы «превратились» в веселую семейку италмасов, которые выросли за одну ночь на лугу…
«Смотрите, смотрите, какие красивые цветы выросли на нашем лугу!» – зазвенели колокольчики. «Они похожи на солнышки» - заметили незабудки.
«Они украсили наш луг!» - улыбнулись ромашки.
Услышав голоса цветов, прилетели птицы, которые стали щебетать: «Какие замечательные цветы, они принесли радость на наш луг!»
Италмасам было очень приятно слышать такие слова. Они почувствовали доброту цветов и птиц. Они улыбнулись. (музыка выключается).
А теперь откроем глаза, вновь превратимся в мальчиков и девочек. Посмотрим друг на друга и улыбнемся. Какие чувства вы испытываете?