Ситникова Елена Владимировна
Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование. ОД «Шоу фокусников» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»
в старшей группе
Тема: «Шоу фокусников»
Ситникова Елена Владимировна
Воспитатель
г. Шахты, 2021г.
Вид деятельности: Игровая. Познавательно исследовательская
Форма проведения: совместная деятельность
Место проведения: групповая комната
Направление: познавательно-речевое
Образовательная область: «Познание»
Публикация «Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование, ОД „Шоу фокусников“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Фокусы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности
Программные задачи:
образовательные:
-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;
-формировать знания о магнитной силе, о весовом объёме жидкостей, о силе воздуха, о составе молока и свойстве моющего средства.
развивающие :
-развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память, тактильную чувствительность;
-умение работать в группах, самостоятельно и дисциплинировано;
- умение использовать условную мерку.
воспитательные:
-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
-проявлять внимание к малышам;
- доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Интегрируемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное», «Речевое», «Познавательное», «Физическое», «Художественно-эстетическое»
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, художественное слово
Игровые: превращение в фокусников, психологическая игра «Зеваки», музыкальная физминутка «У жирафа пятнышки»
Практические : выполнение экспериментов.
Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, лоток, плоскость.
Оборудование и материалы: блюдца, молоко, моющее средство, пипетки, пищевые красители; стаканчики, сироп, вода, масло растительное, магниты, скрепки, плоскости, воздушные шары, магнитофон
раздаточные: предметы для экспериментов, атрибуты фокусника.
Предварительная работа с детьми: рассказ детям о профессии фокусника, о целях и принципах его деятельности, работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, знакомство с игрой «Зеваки», разучивание физминутки под музыку.
Примерная структура занятия-экспериментирования :
1. Проблема (визит воспитателя с младшей группы)
2. Организационный момент (превращение в фокусников, деление на команды)
3. Психологический настрой (Игра «Зеваки»)
4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
6. Уточнение плана исследования (Д/Игра «Что сначала, что потом»)
7. Процесс экспериментирования
8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
9. Творческая деятельность детей.
Организационный момент:
В группу заходит воспитатель с младшей группы, здоровается и обращается к детям: "Ребята, у меня вот какая проблема: что-то малыши мои заскучали, хочу их чем-то развеселить, порадовать, позабавить, но не могу ничего придумать. Вы бы не могли мне помочь?
В: Ребята, как думаете, сможем помочь позабавить малышей?
Д: Сможем.
В: мы сейчас посоветуемся с ребятами, подготовимся и обязательно прейдём к вашим малышам.
В: Ребята, какие будут предложения?
Д: Можно нарисовать им рисунок, можно сделать поделку, можно подготовить концерт: стихи и песни, можно показать театр, можно показать забавные эксперименты-фокусы.
В: На чём остановимся?
Д: На фокусах-экспериментах.
В: Почему вы думаете, что им будет интересно?
(Дети)
В: Ребята нам нужно не только показать эксперименты, но и пояснить, почему так происходит. А мы можем идти к детям без подготовки?
(Дети)
В: Сейчас, я буду превращать вас в фокусников. Закройте все глаза.
1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
В фокусников превратитесь!
(Воспитатель одевает шляпу)
В: Я тоже превратилась в фокусника и на правах старшего, буду главный фокусник. Согласны? Я буду объявлять название фокуса, наблюдать за правильностью эксперимента, ну и помогать, если вы будите затрудняться. Хорошо? И чтобы вы были тоже немного похожи на фокусника, я приготовила вам вот такие атрибуты. (Воспитатель достаёт коробку с бантиками) – дети одевают, помогают друг другу завязывать.
В: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?
(Дети)
В: Камилла, напомни условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.
Л: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, у кого одинаковые фигуры в одной команде.
В: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.
(Дети называют фигуры)
В: Теперь каждая команда сделайте свой круг.
(Дети делают три круга)
В: Максим, посчитай, сколько человек в твоей команде?
Камилла, по сколько человек в командах?
Как можно по - другому сказать Назар?
(В командах по 5 человек)
В: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры.
В: Сейчас я приглашаю вас в наш "Центр подготовки фокусников».
(В центре экспериментальной деятельности 3 лотка, лотки отмечены геометрическими фигурами: треугольник, ромб, прямоугольник).
В: Ребята, вот три лотка нам для работы. Давайте подготовим место для работы.
(Дети расстилают клеёнки, несут лотки на столы)
(Воспитатель предлагает детям принести стулья на ковёр)
В: Чтобы сосредоточиться для работы поиграем в игру «Зеваки»
(Пока звучит бубен дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)
Основная часть
В: Вы молодцы, вижу все сосредоточились. И я приглашаю команду у кого была геометрическая фигура прямоугольник, остальные участники пока будут зрителями.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно.
Д: 4, 3, 2, 1!
Что случиться, поглядим!
В: Первый фокус "Танцующее молоко"
В: Максим, напомни детям, что сначала будем делать?
Д/ И игра : «Что сначала, что потом»
(Сначала нужно налить молоко, потом пипеткой капнуть в молоко краску)
В: А потом, Назар?
(Взять ватную палочку, макнуть её в моющее средство и дотронуться до краски)
(Дети выполняют)
В: Что получилось?
(Дети)
Воспитатель предлагает всем подойти и посмотреть результат.
В: Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.
В: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
В: Я предлагаю вам капнуть другой краски и проделать тоже самое, а теперь нарисуйте палочкой разные плавные линии. Что получается?
(Дети)
В: Какая красота получилась! Давайте поаплодируем нашим фокусникам.
В: Приглашаю команду фокусников у кого геометрическая фигура ромб.
Дети подходят к лоткам.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда
Посчитаем хором дружно
Д: 4, 3, 2, 1, что случится, поглядим!
В: Следующий фокус «Магнитная сила»
Что будим делать в этом эксперименте? Расскажи Камилла.
Д/И игра «Что сначала, что потом»
(Сначала возьмём большой магнит и проверим, сколько скрепок к нему прицепится)
В: А потом?
(Возьмём маленький магнит и посмотрим, сколько скрепок прицепится к нему)
Дети выполняют действия с магнитами.
В: Что можно сказать, почему так получается?
Дети: У большого магнитная сила больше, а у маленького меньше.
В: Ребята, как вы думаете, будет действовать магнитная сила через плоскость?
Дети говорят свои выводы.
В: Давайте проверим. Расположите скрепки по краю плоскости и потом попробуйте собрать скрепки в центр круга маленьким магнитом, а потом большим. Что можно сказать об этом?
Вывод: Магнитная сила большого магнита может двигать скрепки, а магнитная сила маленького магнита слабая, она не двигает скрепки.
В: Давайте поаплодируем нашим фокусникам, разобрались и с этим экспериментом.
В: Приглашаю фокусников с фигурами треугольник.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда
Посчитаем хором дружно
Д:4, 3, 2, 1, что случится, поглядим.
В: Следующий фокус "Разноцветные жидкости"
Данил объясни, что будим делать в этом эксперименте сначала?
Д/И игра «Что сначала, что потом»
(Сначала мы нальём сироп, потом простой воды и потом нальём растительного масла)
В: Как будим, наливать воду? (по стеночке стаканчика)
В: Хочу немного усложнить вам этот эксперимент. Наливать жидкости вы будите с помощью мерок. Сироп отмерить до цифры 1, воду до цифры 2, а растительного масла столько сколько сиропа.
Это сколько, ребята? (До цифры 1)
В: Приступаем, а вы ребята внимательно наблюдайте, правильно наши фокусники измеряют жидкости.
Воспитатель контролирует, помогает.
В: Что получилось, ребята?
Вывод: Сироп остался внизу, вода посредине, а масло сверху.
В: Почему, как вы думаете?
Вывод: Сироп самый тяжёлый, он опустился вниз, а масло самое лёгкое, оно осталось сверху.
В: Молодцы, поаплодируем фокусникам.
Ребята, а какие должны быть фокусники?
(Внимательные, ловкие, быстрые)
В: Вот сейчас, я вас и проверю на ловкость, внимательность и быстроту реакции. Вставайте все в круг и под музыку выполняйте движения и старайтесь не ошибиться, выполнять быстро.
Дети выполняют движения под песню "У жирафа пятнышки"
В: Вы молодцы!
А сейчас в следующем фокусе участвовать будут все.
"Фиерверк из шаров"
В: Что будим делать сейчас?
Д/Игра «Что сначала, что потом»
Дети: Надуем шары и закрепим прищепкой. (дети берут шары и прищепки)
В: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.
Дети надувают.
В: Посмотрите на все шарики. Сейчас по моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.
Дети отпускают.
В: Чей шар улетел дальше? Почему?
Вывод: Потому что он был больше. а значит в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее.
В: А если шар не большой? (дети) Почему?
Заключительная часть
В: Я рада что, тренировка прошла успешно. Как вы думаете, теперь мы сможем пойти к малышам и показать наши фокусы? А какой фокус вам понравился больше всех? Почему? (дети)
А сейчас ребята Добро пожаловать в Город волшебства.
А вы знаете, кто творит волшебство?
Дети: (волшебники, феи).
Волшебник:
- Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.
Загадки:
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Ответ: Одуванчик.
Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
Ответ: Василёк.
Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел.
Ответ. Колокольчик.
Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок?
Ответ. Ромашка.
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
Ответ: Кувшинки.
На гладком зеркале воды
Я вижу дивные цветы.
Они со дна реки растут.
Их все кувшинками зовут.
Андрей Ширшиков.
Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.
За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).
Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.
Опыт «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».
Волшебник:
- Спасибо Фее цветов!
Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха (риса). Я знаю, откуда он взялся. Это феечка, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.
Опыт «Поможем Золушке»
(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)
Волшебник:
- Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?
Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.
Дети просеивают крупы.
Волшебник:
- Ребята, молодцы! Крестная фея будет очень рада. Мне кажется, я слышу музыку. Да, это наш волшебник Вальсик снова танцует.
. Он умеет танцевать самые разные танцы: вальс, польку, танго и танец со странным названием ча-ча-ча!
У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность. Я, например, просто не могу жить без шоколада. А Вальсик очень любит молоко.
С детства пьет он молоко,
В нем и сила, и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
Давайте поговорим немного о молоке.
1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?
Ответ: из сказок.
2. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?
Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.
Волшебник:
- Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных.
3. Какое молоко называют «парным молоко»?
Ответ: это молоко, которое только что дала корова.
4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?
Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.
А наше молоко не только умеет «бегать» но еще и «танцует». Пока Вальсик репетирует, оно потихоньку танцует. Танцевать вальс одному невозможно, вот и пригласили масло. Масло плавает на поверхности молока, потому что молоко тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло. (Волшебник демонстрирует бокал с молоком, на поверхности которого налито подсолнечное масло.) Хотите посмотреть их танец?
Дети: Да!
Опыт «Танцующее молоко».
Аспирин в молоке растворяется, выделяя углекислый газ. На границе масла и молока появляются причудливые пузырьки.
Волшебник:
- Танец начинается! (Бросает шипучий аспирин.) Ну, что понравился Вам танец молока?
Пора и нам размять свои ножки и станцевать с веселыми насекомыми.
Физкультминутка под музыку:
Чок- чок, каблучок!
Ребята ответьте на вопрос!
1. Чем еще кроме красок можно рисовать?
Ответы (карандаши, мел, тушь).
2. А почему простой карандаш рисует?
Грифель карандаша похож на слоеный пирог. Слои соединены между собой слабо. А сами слои очень крепкие. Когда мы ведем грифелем по бумаге, слой за слоем легко отрывается и оказывается на бумаге. Так появляется след от простого карандаша.
Пришло время начать рисовать!
Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!
Валентин Берестов
Опыт «Волшебные рисунки».
Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.
Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.
Волшебник:
- Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.
До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства.