Светлана Дерова
Конспект занятия «Шестиногие малыши насекомые и их знакомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Шестиногие малыши – насекомые и их знакомые»
Оборудование:
- набор «Насекомые»
- волшебный мешочек
- квадраты маленькие и большие зеленого и коричневого цветов
- изображение Старичка-лесовичка
- диск «Насекомые»
- плакаты «Жители луга», «Насекомые».
Цели:
- расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках;
- развивать умение видеть сходства и различия и выражать их в речи;
Публикация «Конспект занятия „Шестиногие малыши насекомые и их знакомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- учить использовать обобщающее слово «насекомые»;
- воспитывать бережное отношение ко всему живому»
- закреплять представления об условиях, необходимых для роста живого организма;
- развитие внимания, зрительного восприятия и памяти, логического внимания;
- обогащать словарный запас;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, связную речь;
- развитие мелкой моторики, сенсорное восприятие;
- учить выразительности движений, жестов, мимики;
- совершенствование двигательной активности.
Организационный момент
Дети встают в круг, здороваются.
Дети садятся на стульчики перед педагогом.
Воспитатель. Мы с вами поговорили об осени, ее приметах. Сейчас наступила поздняя осень. Давайте вспомним о её приметах.
А почему птицы от нас улетели?
Ответы детей. С наступлением холодов попрятались мошки, жуки, гусеницы, которыми питались птицы.
Воспитатель. Все насекомые такие маленькие, что их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.
Воспитатель: Почему насекомые легко прячутся?
Ответы детей. Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находится.
Воспитатель: Зачем им такая окраска?
Ответы детей. Для защиты от врагов.
Физкультминутка
Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте обратимся к Старичку-лесовичку с просьбой. Пусть он сделает нас на время совсем маленькими, с муравья.
МУРАВЕЙ
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день.
Назад – вперёд
И совсем не устаёт.
Дети садятся на стульчики в круг, закрывают глаза.
Воспитатель. Представьте, что стоите вы на полянке, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться все меньше и меньше. Вот вы становитесь в кустик, с травинку, с муравья…
Что вы видите вокруг себя? Трава – как деревья, песчинки – как большие валуны и т. д. Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по 3 ноги.
Ответы детей. Это божья коровка.
Воспитатель. Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред?
А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.
Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?
Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу.
Как вы думаете, кто это?
Ответы детей. Муравей.
Просмотр диска или презентацию.
Физкультминутка. (Под музыку.)
Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато, какой хороший
Муравьи возводят дом!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крыльями и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.
Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
Смотрите, солнце закрыло желтое облачко. Это крыло бабочки. Оно все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок.
А где дом бабочки?
Ответы детей. У муравья дом - (муравейник)
У пчелы дом – (улей)
Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать целый мир.
Подвижна игра. Дети изображают бабочек, легко «летают» по комнате и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки, на цветочки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Дети садятся за столы.
Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». Издает его существо с очень длинным носом. Кто это?
Ответы детей. Это комар.
Воспитатель. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным. И бабочки, и мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть все-таки уцелеет. Из них и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг… полетит.
Закрепление.
Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
Чем они похожи?
А что у них одинаково?
Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по 3 ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомые.
И так, насекомые – это животные, у которых 6 ног.
Каких насекомых вы знаете?
Кто из них вреден человеку?
Кто полезен?
Давайте поблагодарим Лесовичка и попросим снова сделать нас большими.
Дети встают в круг, собирают солнышки.