Светлана Рабинчук
Кинезиология как средство развития речи дошкольников и эффективный метод подготовки к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Мэрили Зденек создала целую программу по повышению творческих способностей, которая основана на достоверных научных фактах.
В ходе научных исследований было установлено, что каждое из полушарий по-разному обрабатывает информацию. А также, левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации, логическое мышление и видит, например, не лес, а множество деревьев. Правое полушарие, напротив, специализируется на интуиции, пространственной ориентации и благодаря ему мы имеем чувство целого. Правое полушарие отвечает и за выражение чувств.
Публикация «Кинезиология как средство развития речи дошкольников и эффективный метод подготовки к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы головного мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8,5 лет.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.
Мозолистое тело можно развивать через кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Кинезиология дает человеку возможность эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже сложными интеллектуальными действиями.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность и речь ребёнка, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс памяти и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Задачи:
1. Развитие межполушарной специализации.
2. Синхронизация работы полушарий.
3. Развитие общей и мелкой моторики.
4. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
5. Развитие речи.
6. Формирование произвольности.
7. Снятие эмоциональной напряженности.
8. Создание положительного эмоционального настроя.
9. Профилактика дислексии и дисграфии.
Предполагаемый результат:
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью могут их выполнить.
• В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и расслабления мышц.
• Когда ребенок в тонусе и старается выполнить все действия, которые ему скажут, применяются дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной системы ребенка, оснащению мозга кислородом, самоконтроля.
• Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных действий. Они помогают снять мышечные зажимы, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.
• При выполнении телесных движений и упражнений для развития мелкой моторики развивается межполушарное воздействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимы движения. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при движении, при ходьбе, при постукивании карандашом по столу, при покачивании ногой.
• После активного движения следует расслабиться, для этого применяю упражнения, приводящие к релаксации. Снимается напряжение мышц и ребенок расслабляется.
При организации проведения комплекса кинезиологических упражнений необходимо учитывать определенные условия:
• занятия проводятся утром;
• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Содержание работы по теме самообразования:
Октябрь:
Комплекс №1
Упражнения: «Колечко»
«Кулак – ребро – ладонь»
«Лезгинка»
«Зеркальное рисование»
«Ухо – нос»
«Змейка»
«Горизонтальная восьмёрка»
Ноябрь:
Комплекс №2
Упражнения: «Снеговик»
«Дерево»
«Тряпичная кукла и солдат»
«Сорви яблоки»
«Свеча»
«Маршировка»
«Глаз – путешественник»
Декабрь:
Комплекс №3
Упражнения «Водолазы»
«Дерево»
«Наши ушки слышат всё»
«Чтоб с мячами нам дружить, надо пальцы нам развить»
«Велосипед»
«Кошечка»
«Волны шипят»
«Горизонтальная восьмёрка»
Январь:
Комплекс №4
Упражнения «Мельница»
«Паровозик»
«Робот»
«Маршировка»
«Погладь, похлопай»
«Облако дыхания»
«Взгляд влево вверх»
Февраль:
Комплекс №5
Упражнения «Стоя»
«Паровозик»
«Перекрёстное марширование»
«Мельница»
«Перекрёсток»
«Сорви яблоки»
«Дирижёр»
Март:
Комплекс №6
Упражнения «Лепим колобков»
«Прыжки по команде ведущего»
«Морской бой»
«Кулак – ребро – ладонь»
«Лезгинка»
«Зеркальное рисование»
«Ухо – нос»
«Взгляд влево вверх»
Апрель:
Комплекс №7
Упражнения «Дерево»
«Тряпичная кукла и солдат»
«Мельница»
«Паровозик»
«Робот»
«Маршировка»
«Глаз – путешественник»
Май:
Комплекс №8
Упражнения «Дерево»
«Паровозик»
«Робот»
«Маршировка»
«Волшебная тесьма»
«Зеркальное рисование»
«Путешествие на облаке»