Ольга Румянцева
Конспект занятия «Роспись по мотивам кубанской вышивки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
Вид деятельности: Непосредственно-образовательная
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема: роспись по мотивам кубанской вышивки
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, через внедрение произведений народного прикладного искусства.
Программное содержание.
Публикация «Конспект занятия „Роспись по мотивам кубанской вышивки“» размещена в разделах
Образовательные задачи: Закреплять умение отличать своеобразие и характерные черты кубанской росписи, умение создавать композиции на ткани, совершенствовать технику изображения.
Развивающие: Развивать интерес к народной вышивке Кубани, декоративное творчество, умение создавать узоры по мотивам кубанской вышивки.
Воспитательные: Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду народных мастеров.
Предварительная работа: экскурсия в мини – музей Кубани в детском саду. Рассматривание альбомов с рисунками кубанских узоров.
Формы и средства обучения: образно – художественные, практические, музыкальные, наглядные.
Приё мы: Рассматривание рисунков, беседа, художественное слово, физкультминутка, пояснения, поощрения, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа:
Обогащение словаря: рушник, набожник, хусточек.
Активизация словаря: узоры: растительный, цветочный, геометрический.
Материалы и оборудование:
Рисунки элементов характерных для кубанской вышивки, фотографии вышитых полотенец, вышитые полотенца.
Тушь, кисти беличьи №3 фломастеры, накрахмаленные льняные куски ткани размером 23 на 23см и 60 на 23см.
Диск с записью казачьих песен в исполнении Кубанского народного хора.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Дети входят в изостудию, садятся на стульчики полукругом. Раздаётся стук в дверь. Входит казачка с корзиной, в корзине вышитые полотенца.
Казачка: - здравствуйте, ребята. Вчера мне позвонила Ольга Михайловна и просила принести вышитые рушники, которые вышивали наши прабабушки, долгими зимними вечерами.
Воспитатель: - Спасибо, тебе Казачка, присаживайтесь с нами. Ребята, сегодня мы будем знакомиться с кубанской вышивкой, а потом выполним интересную творческую работу. А сейчас давайте рассмотрим, что принесла нам Казачка.
Полотенца вывешиваются на магнитную доску.
Воспитатель: - ребята, какие слова вы можете сказать, глядя на эти рушники?
Дети: - они красивые, яркие, нарядные, удивительные.
Воспитатель: - а какие чувства вы испытываете глядя на эти рушники?
Дети: - чувство радости, восхищения, удивления, что такая красота нарисована иголкой и ниткой.
Воспитатель: - а теперь давайте посмотрим слайды. В старину, полотенца называли рушниками, ими не только вытирали лицо и руки, они служили для украшения жилища, для подарков гостям и родным. Сейчас мы дарим на праздники друг другу открытки, а наши прабабушки дарили вышитые обереговым узором рушники и хусточки.
Много лет назад пришли люди на Кубань. Это были наши предки, они обживали, благоустраивали эти земли. А вы знаете, как называли и называют людей живущих на Кубани?
Дети - казаки и казачки.
Воспитатель: -
Там где мы родились,
Где радостно живём
Края свои родные
Кубанью мы зовём.
Живём мы в солнечном краю
И знать его должны мы
Кубань красивую свою
Наш славный край любимый.
Воспитатель: - у кубанского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой, неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов. Какой цвет наиболее других присутствует в кубанском орнаменте?
Дети: - в кубанской вышивке используется в основном три цвета: белый, чёрный и красный.
Воспитатель: -назовите, что обозначают эти цвета?
Дети: - Белый цвет - означает цвет, на котором зарождалась жизнь.
Чёрный – цвет кубанского чернозёма, порой вместо чёрного использовали серый или синий цвет.
Красный – цвет любви к жизни.
Воспитатель: - какие элементы кубанского орнамента вы знаете?
Дети: - растительный, цветочный, геометрический.
Воспитатель: - а, где мы встречали кубанский орнамент?
Дети: - на посуде, на полотенце, на одежде.
Воспитатель: - а кто из вас знает, как называли полотенца раньше?
Дети: - набожник, рушник.
Воспитатель: - а ещё вышивали казачки ритуальным, обереговым узором кусочки холста, примерно с носовой платок и дарили своему любимому, называли его – хусточек. Этот хусточек был оберегом и всегда напоминал казаку, что в родной станице ждёт его любимая женщина.
Воспитатель: - повторите, как назывался вышитый кусочек холста? (Хусточек). Повторим все вместе ещё раз. (Хусточек)
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В кубанских станицах девочки с 6-7 лет приучались к вышивке.
Мы ещё не умеем вышивать, но ведь мы можем расписать и хусточек и рушник. Давайте подготовим к работе наши ручки, сделаем разминку.
Физкультминутка:
Пальцы встали дружно в ряд:
Десять крепеньких ребят.
Эти два всему указки.
Всё покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка,
Два здоровых бодрячка
Ну, а эти безымянны,
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца – коротышки,
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
Наши пальчики расскажут,
Что умеют, и покажут.
А теперь возьмите себе по кусочку ткани для хусточка или рушника.
У вас на столе стоят коробочки с элементами кубанской вышивки, выберите нужные элементы и составьте узор на ткани по мотивам кубанской вышивки. Можно аккуратно обвести узор простым карандашом, а потом его раскрасить.
Самостоятельная работа детей. Во время самостоятельной работы детей звучит тихая музыка, воспитатель подходит к детям, в случае необходимости оказывает помощь, советом, напоминанием, поощрением. По окончании работы все рушники и хусточки. рассматриваются.
Воспитатель: - ребята, вы знаете, что во всех группах нашего детского сада есть уголки кубанского народного творчества. А сегодня мы с вами тоже занимались творчеством, расписывали рушники и хусточки, а для чего мы это делали?
Дети: чтобы подарить, чтобы положить в кубанский уголок, чтобы любоваться.
Воспитатель: - какие чувства вы испытывали когда рисовали?
Дети: - радости, гармонии,
Воспитатель: - своими работами вы приумножили элементы кубанского народного творчества, поэтому, давайте подарим ваши творческие работы воспитателям, которые с удовольствием наблюдали за вашей работой, ведь вы старшие в детском саду, а малыши, ещё не умеют так рисовать, и воспитатели младших групп покажут детям кубанскую роспись по мотивам вышивки.
Казачка: - спасибо вам дети, вы славно потрудились, а всякий труд должен быть вознаграждён примите от меня угощение.