Папки-передвижки

Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Старцева
Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АППЛИКАЦИИ ИЗ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и создании картин, панно, орнаментов, и т. д.

Публикация «Методические рекомендации „Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей (8,с. 190).

Гармоничное развитие ребенка теснейшим образом связано с его способностями, особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности. Они проявляются в остроте видения, ярком воображении, зрительной памяти, в фантазии, в согласованных движениях рук. Развитие изобразительных способностей формирует не только верный глаз и умелые руки, но и эмоциональную отзывчивость. Это развитие предполагает занятия по аппликации. Изобразительное искусство располагает многообразием художественных материалов. Одним из них является природный материал.

Природный материал – засушенные растения, солома, тополиный пух, шишки, древесная кора, мох, песок, камешки, семена, крупы, ветки. Необыкновенные интересные поделки создают дети из чешуек шишек, сосны. Работая с чешуйками шишек, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится маленькое чудо.

Прекрасным материалом для поделки является пух. Работы из пуха получаются красивыми, легкими, воздушными.

Очень благородный материал – перья птиц. Перед началом работы необходимо обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций.

Работа с перьями способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения.

Много творческой радости доставляет детям аппликации из иголок хвойных деревьев, коры, листьев, а также из косточек разных фруктов и ягод, апельсиновой, мандариновой кожуры. Самостоятельный творческий поиск решений увлекает ребят. Это позволяет детям другими глазами посмотреть на окружающий мир, побуждает к игре.

Дети с большой охотой выкладывают мозаику из природного материала. Особую радость им доставляет работа с опилками, древесными стружками, камушками. Простота, новизна и декоративность радует детей. Экспериментирование с опилками, стружками, яичной скорлупой, окраска их в различные цвета увлекает детей, придает занятиям творческую направленность, способствует развитию художественных умений.

Для изготовления картин можно использовать крупы и семена, засушенные листья и т. д. Из них могут получиться замечательные композиции, например, «Подсолнуховое поле». Прежде чем выполнить данную работу педагог с детьми организует наблюдения и опыты, которые способствуют усвоению представлений о симметрии.

Такие наблюдения помогают детям выделять природные объекты с круговой (лучевой) симметрией – и розетковые цветы (астра, ромашка, гвоздика, нарцисс, и некоторые листья (манжетка, и снежинки. Дети учатся отчетливо представлять, что почти все насекомые имеют одинаковые половинки (бабочки, жуки, стрекозы, пчелы и т. д.).

Занятия по аппликации с использованием природного материала помогают развивать у детей композиционные умения, чувство формы и ритма.

Манную и рисовую крупу легко окрасить в разные цвета. Используем гречневую крупу, перловую, пшеничную, кукурузную, пшено, а также семена помидора, садовых цветов. Мак с успехом используется для создания тонких разделительных линий на рисунке.

Все эти материалы развивают навыки художественного конструирования, чутье, вкус, способствуют развитию пальчиковой моторики.

Природные материалы, используемые для поделок, настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное они доступны детям.

Педагог должен правильно подбирать и рационально использовать, а также знакомить детей с доступными способами работы с природным материалом на занятиях по аппликации. Аппликация относится к художественному виду продуктивной деятельности. Создавая образы, дети выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру красок, форм, фактуры и на основе этого создавать воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми, обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок и т. д.

Развивать художественные способности при работе с природным материалом помогают занятия по аппликации т. к. эти занятия близки по своему характеру к художественному виду деятельности. Используя природный материал и создавая образы, на занятиях по аппликации дети выражают свое отношение к создаваемому образу, передают его характер. Это позволяет говорить о художественной природе этих образов. Но чтобы у ребенка развивались художественные способности, эти занятия необходимо проводить систематично, поэтапно, а не от случая к случаю. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из природного материала создает основу для творческого воображения, развития художественных, творческих способностей.

Кроме природного материала, основным материалом для аппликации в детском саду является бумага.

В аппликации большое значение придают подбору бумаги. От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений.

Цвет должен создавать настроение, соответствующее содержанию аппликации. Он может быть реальным, условным или чисто декоративным.

Техника аппликации богата и разнообразна: симметричная, накладная, ленточная, модульная, обрывная и все это из бумаги.

И. А. Лыкова выделяет разнообразные виды аппликации, которые можно использовать с детьми старшего возраста :

Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое дерево, облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Для детей 6-7 лет техника может усложниться тем, что не просто рвать бумажки, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.

Накладная аппликация. Это техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая последующая деталь была меньше по размеру.

Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм – рваных бумажек или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников.

Симметричная аппликация. Этот способ хорош для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений. Заготовку – квадрат или прямоугольник подходящего размера – складываем пополам, держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения.

Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой [9, с. 4].

Г. Г. Григорьева отмечает, что дети старшего дошкольного возраста овладевают более сложной техникой вырезывания – симметричной, силуэтной, а так же техникой плетения и обрывания. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новый способ прикрепления деталей – пришивания их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается при частичном наклеивании деталей, например, только середины цветка или бабочки.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических фигур, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей, с большим разнообразием используемого материала.

Дошкольники могут выполнить многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной аппликации всегда остается строго определенная последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм, сначала выкладывается и приклеивается общий фон (земля, море и т. д.); затем предметы заднего плана, а потом среднего и переднего [2,с. 312].

Выразительные средства искусства – цвет, рисунок, композицию – он сможет использовать только при целенаправленной помощи взрослого (10, с. 42).

Для того чтобы ребенок развивался, как носитель творческого начала, проявлял себя как подлинный субъект деятельности, взрослый предоставляет ему свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, приобретение индивидуального стиля деятельности.

Система занятий обеспечивает развитие творческих замыслов ребенка. В этих целях используется методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а так же опорные схемы, модели простейшие чертежи. Детям необходимо предоставить широкий выбор материалов для воплощения замысла (11, с. 12-13).

Уже само название раздела «Изобразительное искусство и художественная деятельность» подчеркивает важность развития художественной деятельности детей (а не просто изобразительной). Подчеркнем: не каждая изобразительность является художественной. Современная художественная педагогика дает нам более точное понимание понятий «изобразительность» и «художественность». Последнее предполагает создание выразительного художественного образа, а не просто контурное, силуэтное или объемное его обозначение. Разумеется, создать полноценный образ ребенок не в состоянии.

Красота и выразительность работ зависит от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Авторы программы Т. И. Бабаева, Л. И. Логинова и др. «Детство», утверждают, что творческий процесс в изобразительной деятельности предполагает создание детьми художественно-выразительных образов доступными им изобразительными средствами. Процесс изображения предметов детьми при аппликации зависит не только от овладения ими изобразительными умениями, но и от формирования системных знаний.

Примерной основной общеобразовательной программой «Детство» (художественная деятельность) предусматривает решение образовательных задач в развитии : - умения использовать разнообразные материалы: бумагу разного качества, ткань, природные материалы (засушенные листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений, крупы и др.);

-освоения техники симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания, более эффективного способа получения сразу нескольких форм, разнообразные способы прикрепления материала на фон, получения объемной аппликации;

-умения применять технику обрывания для получения целостного образа мозаичной аппликации;

- последовательно работать над сюжетной аппликацией.

В программе выделены источники творчества: познание, которое осваивается на развитии познавательной активности, любознательности, стремлении к самостоятельному размышлению. Показана роль познания в развитии творчества детей.

Рассматривая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающейся, необходимо находить способы его формирования.

Методы и приемы обучения, характерные для изобразительной деятельности (наблюдения, художественное слово, показ способов работы и т. д.).

Необходимо создать условия для развития способности осмысливать свой замысел и реализовать его, подбирая для этого необходимые средства и способы, сравнивая затем получившиеся результаты с тем, что задумалось.

Для этого программа «Детство» предлагает организовать предметно развивающую среду в группах. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольном учреждении является реализация идей развивающего обучения и опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия воспитателя и ребенка.

Так в группах детского сада необходимо создать - центры Искусства, куда входил бы весь материал необходимый для развития художественно-творческих способностей во слиянии с познавательным центром.

А. М. Страунинг пишет: «Занятия по развитию творческого воображения (РТВ) – это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно заводить. Стоит верно, почувствовать, чем живет каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту данного занятия – и рождается действо, в которых все участвуют на равных основаниях» (16, с. 2-3).

Так, чтобы создать сказочную птицу нужно сначала вообразить ее. Ведь в основе фантастического образа лежит реальный. И у настоящей, и у сказочной птицы есть тело, крылья хвост, голова ноги, но изображение должно быть необычным, и эту необычность должна подсказать ребенку его фантазия, объединяющая причудливым образом то, что он уже видел, но в других сочетаниях и объектах. Например, хвост у сказочной птицы может быть выполнен из ниток, материала, из вырезанных у открыток цветов и т. п.

Конспекты занятий по аппликации с элементами ТРИЗ всегда увлекательны, плодотворны и способствуют развитию художественных умений, творческому воображению и фантазии.

Таким образом, творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого воображения дошкольника определяется не только образными представлениями и желаниями передать их в работе, но и тем, как он владеет средствами изображения.

И так, можно сделать вывод, что руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себя общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд способствует разностороннему развитию детской личности. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольников в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько, в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного; использовать аппликацию как украшение объемных поделок [2, с. 313].

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда» (5, с. 4-5).

Как известно творчество детей «питается» образами действительности, взятыми из наблюдений. Вопросы организации и проведения наблюдений в методике руководства изобразительной деятельностью детей являются ведущими. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Наблюдение, пожалуй, самый популярный и самый доступный метод исследования. Для развития изобразительной деятельности в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетические свойства и признаки предметов, разнообразие и красоту. Умение созерцать красоту очень важно для развития детского творчества и художественных умений. Можно разработать тематический план, который будет отражать систему в познании детьми окружающего мира. Он может быть различным.

Таким образом, разработанная система работы представляет собой последовательный процесс: наличие первоначальных знаний об аппликации, проявление интереса к ней, формирования специальных умений и навыков, что открывает возможность для формирования и развития личностных качеств детей. Все это позволяет развить у детей художественно-творческие способности. Ребенок не просто участник, а субъект своей деятельности.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики». «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества». В. А. Сухомлинский. Вступительная часть. Дошкольное детство.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через занятие рисование Актуальность В соответствии с требованиями ФГОС ДО актуализируется область художественно- эстетическое развития как одного из средств самореализации.

Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Консультация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии» Актуальность. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисованияРазвитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования "Путешествие по реке Здоровья» Цель: учить детей рисовать нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией; подвести детей ктому,.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе КОП по знакомству с техникой «квиллинг» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» -Детский сад № 252 г. Перми. Развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, описаны в работах Р. И. Жуковской. А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой,.

Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия отечественных педагогов и психологов.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности Я работаю воспитателем в МКДОУ «Детский сад № 303 комбинированного вида» более 4-х лет. Педагогический стаж моей работы более 9 лет. Работая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 10:34
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Старцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД