АВ
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Природа родного края
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;
-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;
-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.
- способствовать повышению познавательной активности родителей. Данные задачи решались во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Литература, изученная в этом учебном году:
• Иванова А. И Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.
• Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.
• Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
• Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.
• Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.
• Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.
• Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.
Работа с педагогами
Профессиональному становлению способствовало участие в МО воспитателей старших групп города (руководитель Куватова Г. А., и в педагогических семинарах, где обсуждается проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста. Была представлена на семинар презентация наблюдения на прогулке «Наблюдение за деревом».
Подготовлены консультации для педагогов: «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников».
Участвовали в смотре-конкурсе уголков по экологическому воспитанию и заняли 2 место. Представляла презентацию «Лучший уголок природы» на Городском конкурсе профессионального мастерства. Заняла 3 место во Всероссийском дистанционном конкурсе блиц-олимпиаде «Вопросита» «Экологическое воспитание детей в детском саду».
В течение года продолжалось знакомство с новыми формами, методами и приёмами воспитания на МО и при общении с коллегами, с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет, совершенствовались знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Работа с родителями
Работа с родителями проводилась следующим образом:
1. Анкетирование родителей «Что такое экология?»
2. Оформление папки-передвижки «Зимушка зима», «Игры экологического содержания».
3. Творческая выставка «Осенний калейдоскоп»
4. Беседы с родителями «Как научить детей охранять природу», «О значении прогулок и экскурсий с детьми по родному городу».
5. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему экологического воспитания детей.
6. Консультации для родителей «Зеленый спецназ», «Жизнь птиц зимой», «О чем рассказывают растения»
7. Конкурс поделок «Елочка-зленая иголочка»
8. Изготовление плакатов «День космонавтики», «Сохраним природу родного края».
9. Выставка фотографий «Земля- моя Югория»
10. Проект «Покормите птиц зимой» с изготовлением кормушек.
11. Выставка детско-родительских работ «Наши добрые дела», «Моя Югра».
12. Даны индивидуальные рекомендации родителям о значении личного примера взрослых, в формировании экологического опыта ребенка.
Работа с детьми
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация развивающей предметно- пространственной среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д., размещены ящики с почвой, растения, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В «Центре науки» на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры.
В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.
На протяжении всего учебного года проводился ежедневный уход за обитателями уголка природы и наблюдение за цветущими растениями. В группе был создан огород на подоконнике, и мы наблюдали за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ростом гиацинтов, петрушки и укропа, за ветками деревьев в вазе (март– апрель, за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно ребята рассматривают небо, уточняют характер осадков. Регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы.
В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев.
С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым, не нанося им вреда. В группе изготовлено много мнемо-таблиц на экологическую тематику.
Для систематизации полученных знаний использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр презентаций. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.
Для того чтобы работать по этой теме, было сделано:
1. Подобрана соответствующая художественная литература: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки.
2. Приобретены записи голосов птиц, «Времена года».
3. Проведены беседы с детьми «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири», «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор», «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Водоемы родного края», «Река Аган», «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе?», «Хвойные деревья – Сибири», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека» и др.
4. Продуктивная деятельность детей:
- Лепка «Калининские птички», «Животные Сибири».
- Рисование «Синички», «Птицы нашего города», «Золотые рыбки», «Зимняя река», «Семья ежей».
- Аппликация «Во поле береза стояла», «Сирень».
5. Рассматривание фотографий, слайдов.
6. Экскурсии в городской эколого-этнографический музей и по улицам города, рядом с детским садом.
7. Просмотр презентаций «Космос», «Береги природу».
8. Выставка рисунков «Моя Югра- мое богатство».
9. НОД «Знакомство с тайгой», «Животный и растительный мир Севера», «Красная книга».
10. Опытно -экспериментальная деятельность с водой, песком, воздухом, почвой, магнитами.
Одним из показателей высокой эффективности моей работы явилась победа воспитанников в Общероссийских конкурсах: «Наш веселый огород» (1 место, 3 участника, «Чудеса живой природы» (1 место, 3 участника, «Весна-красна!» (1 место, 3 участника, «Берегите землю, берегите!» (1 место, 3 участника).
В результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформированы начала экологической культуры детей;
• дети получают практические знания по охране природы;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Перспективы: продолжить работу по этой теме, на основе анализа деятельности в данном направлении откорректировать задачи на следующий учебный год, обновить развивающую предметно – пространственную среду в группе по данной теме, спланировать совместную работу с педагогами, родителями, детьми по данному направлению.