татьяна гусева
«Лаборатория чудес». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие
по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Лаборатория чудес»
Цель: создание социальной ситуации развития познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
-способствовать развитию познавательных интересов;
-способствовать развитию умственных способностей, логического мышления, воображения;
-способствовать развитию речевой активности;
-формировать товарищеские и доброжелательные взаимоотношения.
-способствовать развитию мелкой и крупной моторики рук.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская.
Возраст детей: дошкольники 5-6 лет
Оборудование: 2 емкости с водой, салфетки по количеству детей, два яйца, ватные палочки, лимонный сок, листы белой бумаги А5на каждого ребенка, йод, магниты в коробке на каждого ребенка, монеты, контейнер с манной крупой, большой конверт с запиской, 5 конвертов с заданиями и цифрами (1.2.3.4,5) и частями пазла с изображением персонажа Незнайки, пустая коробка, два апельсина (один в кожуре а другой без кожуры, драже «Скитлс».
Методические приемы и технологии:
Игровые, наглядные, словесные, эксперименты.
Ход НОД:
Слайд1 .(Заставка Солнышко)
Вводная часть (мотивационная)
- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть! (Дети проходят в зал, встают в круг вместе с воспитателем).
Организационный момент: (мотивирующее начало в игровой форме)
Проходите ребята, вставайте в круг.
Вы ладошку к ладошке сложите
И друг другу дружить предложите.
Будем мы веселиться, играть
Много нового вместе
Мы будем узнавать.
Воспитатель: Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).
Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в коробку и оставила на столе. Давайте подойдем к столу, и я вам все покажу.
(Подходим к столу)
Воспитатель: А где же подарки? Исчезли! Чудеса! Что же делать? (вместо коробки находят большой конверт с запиской, а в нем 5 маленьких конвертов). Вместо подарков лежит конверт.
Слайд2Телефон
В группе раздается звук смс (на экране заставка и голос):
«Это я спрятал ваши подарки, но для того чтобы их вернуть, вы должны выполнить все мои задания. А задания непростые это будут волшебные эксперименты. Вы должны превратиться в учёных. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображен тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто я» .
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы? (Ответы детей)
И отправляемся к новым открытиям!
Глазки все закрыли вместе
И покружимся на месте.
Покружились, покружились,
А теперь остановились,
И в ученых превратились.
Глазки открывайте,
За чудесами наблюдайте.
Слайд3 Заставка «Лаборатория чудес»(песенка про науку)
Откройте глаза, вот теперь мы учёные (одевают шапочки и фартуки, а раз мы учёные, то должны творить чудеса. А творить мы их будем в «Лаборатории чудес».
- Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (ответы детей).
Воспитатель: Тогда прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только перед тем, как открыть первый конверт. вспомним правила безопасности:
(читает инструкцию)
«Можно:
-думать, слушать, смотреть;
-трогать и нюхать только с разрешения взрослого;
-осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.
Нельзя:-во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого.»
Основная часть.
Воспитатель: Открываем конверт № 1
Слайд 4 Апельсин
Вопрос 1: «Апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись)
Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент.
Опыт: Возьмем стеклянный сосуд (банку, наполненный водой, и погрузим в него апельсин.
Воспитатель: Что делает апельсин? (ответы детей).
Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет.
Воспитатель: В чем же тут дело? (мнение детей)
(выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах).
Воспитатель: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас, скажите: для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? (ответы детей)
Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете.
Воспитатель: Что мы доказали? (что апельсин без кожуры тонет, а в кожуре плавает). Держите подсказку. (отдает конверт)
Слайд5. Емкости с водой.
Воспитатель: Открываем конверт № 2
«Определи емкость с соленой водой»
Материал: 2 непрозрачные емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.
А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.
(соленая вода удерживает предметы на поверхности. Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет)
Вывод: солёная вода лучше удерживает предметы на поверхности.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием?
(Дается подсказка)
Слайд6. Волшебные рисунки (звук волшебства)
Воспитатель: Открываем конверт № 3
«Ребята, я знаю, что вы очень любите рисовать. Я прошу вас нарисовать красивые картинки. Но рисовать вы будите исчезающей краской и без кисточек».
-Ребята, чем же мы будем рисовать? (предположения детей) .
-Что для этого у нас есть (лимонный сок и ватные палочки).
-Можем мы этим рисовать? (ответы детей)
Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок.
Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем.
Слайд7 Зарядка
Физкультминутка: «Очень дружно мы живем»
Очень дружно мы живем (показывают большой палец)
Мы по улице идем (маршируют на месте)
Если очень мы спешим, вместе быстро побежим (бег на месте)
Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)
Если рядом нет кого-то, мы поищем там и тут (наклоны)
Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)
Значит можно продолжать на вопросы отвечать (подходим к столу)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Но на них ничего не видно! Что же мы покажем нашему другу? (предположения детей)
Воспитатель: Не расстраивайтесь. Я ведь тоже немножко волшебница. Мы сейчас приготовим волшебную жидкость, которая невидимое делает видимым.
Опыт (продолжение): в стакан с водой добавить йод и закрасить весь лист этим раствором. (Дети выполняют задание, рисунок появляется.)
Воспитатель: Ребята,ну не чудо ли это?
Вывод: Йод вступает в реакцию с крахмалом находящимся в бумаге и окрашивает ее в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми.
(Дается подсказка)
Слайд8. Пустыня (звук ветра в пустыне)
Воспитатель: Открываем конверт № 4
«Однажды я путешествовал по пустыне и потерял монетки. Помогите мне их найти. Но при этом не опускать рук в контейнер.»
На столе стоит контейнер с манкой (пустыня). В манке спрятаны сундуки (монетки).
Воспитатель: Ребята, как можно найти сундуки (предположения детей)
Воспитатель: Но у нас ничего нет. (дети находят коробку, в ней лежат магниты)
Воспитатель: Что это? Для чего нужен магнит? (ответы детей)
Воспитатель: Магнит – это предмет.
Который магнитным полем обладает.
Сил у него на многое хватает.
Чем крупнее магнит, тем шире его поле
И больше предметов он притянет поневоле.
Воспитатель: Правильно, магнит притягивает железо. Монеты железные. Мы сможем магнитом достать их?
Дети: Да
Опыт: Дети проводят магнитами над манкой и собирают сундуки.
Вывод: Магнит может притягивать железо на расстоянии.
(Дается подсказка)
Слайд9 Радуга
Воспитатель: Открываем конверт №5
Читает загадку:
«Лишь только дождичек прошел,
Я в небе новшество нашел:
Сквозь небосвод прошла дуга.
В ней семь цветов, там ….
Дети: радуга
Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?
Дети: На небе.
Воспитатель: Когда она появляется?
Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга?
Воспитатель: давайте попробуем сделать с вами свою радугу
Воспитатель: что у нас для этого есть?
На столе ваза с драже «Скитлс», графин с горячей водой, белые тарелки)
Опыт: драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем горячую воду и смотрим, как появляется радуга.
Вывод: в конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.
Воспитатель: молодцы ребята, мы справились и с этим заданием. Задания все закончились. Открывайте конверты и попробуйте вместе собрать картинку.
Слайд 10. Дети собирают пазлы в картинку.
Слайд 11. Изображение Незнайки.
Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей)
Воспитатель: это тот, кто спрятал ваши подарки.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, мы нашли, кто спрятал подарки (ответы детей)
Что вам, ребята, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
А какое задание вам больше всего понравилось выполнять? (ответы детей)
Слайд10 (Молодцы)+звук апплодисментов