Екатерина Пашкова
Опыт работы «Развитие мелкой моторики как активизация речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики как активизация речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей раннего возраста еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движения ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений. Ребенок, имеющий высокий уровень степени сформированности тонких движений пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми раннего возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Чем больше развиты движения ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь.
В современном мире не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или на тех же липучках. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев…».
М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор – физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Согласно наблюдениям Кольцовой, дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка, а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Исходя из выше сказанного, мы пришли к выводу, что углубленная работа позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста.
Свою работу начали с диагностического обследования. Результаты диагностики детей показали, что 30% детей имеют средний уровень развития мелкой моторики, 70% составляют дети с низким уровнем развития мелкой моторики. Итоги диагностики речевого развития детей показали, что у 32% детей низкий уровень развития речи, 62% детей составляют дети со средним уровне развития речи и только 6% детей имеют высокий уровень речевого развития.
Таким образом, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении. Поэтому целью нашей работы стало – Развитие мелкой моторики рук как активизация речи детей раннего возраста.
Для ее достижения поставили следующие задачи:
1. Обучать детей различным способам действий с игровым материалом.
2. Способствовать развитию речевой и двигательной активности у детей.
3. Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
4. Установить эмоционально – положительное взаимодействие воспитателя с детьми и детей между собой.
В начале работы мы составили перспективный план совместной работы с детьми по развитию мелкой моторики, далее подобрали картотеку пальчиковых игр со стихами и дополнили предметно – развивающую среду группы нестандартным дидактическим материалом.
Игры проводили ежедневно, включая в разные виды совместной деятельности с детьми: организованные занятия, игровую деятельность, ситуации общения и др.
В своей работе использовали разнообразные формы организации детей : дети сидели полукругом, делились на группы, сидели за столами. Разнообразный дидактический материал, также помогал поддерживать интерес воспитанников к играм.
При этом очень важно было заинтересовать малышей, вызвать у них желание познакомится с игрой. Для этого в ходе игры принимали на себя различные роли, создавали ситуации ожидания сюрпризов, использовала мини-инсценировки и др. Например: детям очень нравилось, когда в гости приходила Бабушка – забавушка. Она приносила с собой чудесный мешочек и предлагала детям доставать из мешочка предметы (игрушки) и называть их. Малыши с удовольствием отгадывали, что принесла Бабушка – забавушка, рассказывали о предметах, называли цвет, форму и др. Далее задание усложняли, прятали игрушки обратно в мешочек и дети должны были назвать игрушку на ощупь. Эта игра способствовала развитию зрительного внимания, памяти и способность узнавать предметы на ощупь.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они способствовали развитию речи детей, умению управлять своими движениями, развивали воображение, активизировали моторику пальцев рук.
Играя пальчиками, мы использовали русские народные потешки, скороговорки, стишки, которые проговаривали вместе с детьми. Например, во время выполнения пальчиковой гимнастики, дети вначале учились произносить стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже все вместе. В процессе работы меняли темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогало развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
Игры с прищепками, мячиками, шариками, орешками повышали интерес детей, развивали внимание. Например, грецкие орехи мы использовали для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Предлагали детям катать по очереди каждым пальцем маленькие мячики, шарики. Эти игры доставляли удовольствие детям. Такая тренировка помогало развитию подвижности пальцев, улучшала мелкую моторику.
Пирамидка - это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка. Такие игрушки помогали развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. В ходе игры малыши разбирали и собирали пирамидки. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывали детям, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.
Деревянные матрёшки, также развивали у детей ручные умения и мышление.
Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру,
Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать).
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Для детей раннего возраста мы выбирали мозаику с фишками. Во время игры дети постоянно манипулировали деталями, проявляли сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. В ходе игры мы учили детей выкладывать дорожку, закрепляли основные цвета, подбирать игрушки по цвету дорожки и обыгрывали их.
Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравился детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. В ходе таких занятий дети тренировали пальцы и совершенствовали ловкость рук.
Занятия творчеством лепка, рисование имеют большое значение в развитии ребёнка. Они формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, а также способствуют развитию моторику кистей рук. Чтобы заинтересовать детей мы предлагали порисовать пальчиками. Например, один пальчик обмакивали в желтую краску, другой ручкой в зеленую краску. Получалась веселая, необычная, волшебная палитра. Таким способом мы рисовали на самые разнообразные темы: «Осенний день», «Кто пробежал по дорожке», «Веселое лото», «Ветка рябины», «Новогодняя елка» и т. д. Играли в изобразительную игру «Следы животных».
Также в работе с детьми мы использовали пальчиковый театр. Наряжали пальчики в человечков и играли с ними. Сначала показывали детям, как это делать на своих пальцах, приговаривая какой-нибудь стишок. Затем малыши повторяли наши действия, развивая при этом мелкую моторику в игровой форме и речевую активность.
В нашей группе имеются сухие бассейны, с различными наполнителями. В гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток малыши прятали маленькие игрушки, а потом с большим удовольствием их там искали.
Развивают мелкую моторику также игры-шнуровки. Благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок мы использовали самодельные образцы. Например: из куска картона вырезали какой-нибудь знакомый ребёнку объект (яблоко, листик и т. д.) делали по контуру с помощью дырокола отверстия и в эти отверстия дети просовывали шнурки, например: ёжик несёт яблоко и т. д.
Игры с кубиками появляются в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков дети конструировали башни, строили крепости и дома.
Современные дети очень любят играть конструктором «Лего», в ходе игры малышам приходилось собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, эти манипуляции способствовали тренировки пальцев рук, тем самым стимулировалось речевое развитие малыша.
Предметно-развивающая среда также способствует развитию детей. В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет игр и пособий вызывает у детей радость, желание играть ими. Основное правило, которое мы старались соблюдать, это доступность расположения игрового материала.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провели с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», познакомили с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.
Чтобы заинтересовать мам и пап, мы подготовили информацию по данной теме и поместили в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома», Например: «Мастерим игрушки вместе», «Игры с песком и водой дома», «Развивающие игры на кухне» и т. д. новой информацией, как обучение перевести в веселую игру.
В родительском уголке поместили рекомендации по развитию мелкой моторики с описанием пальчиковых игр, игр в быту, а также разместили различные памятки по теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка». Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они изучали представленный материал, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики.
Таким образом, создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы старались добиваться поставленной цели.
Работая с детьми первой младшей группы, хочется отметить, что работа по данной проблеме не прошла впустую. Систематически развивая мелкую моторику, как средство формирования речи детей раннего возраста мы получили хорошие результаты, а именно:
- дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (плавный переход от внутренней речи к внешней)
- расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей,
- дети знают и играют в пальчиковые игры,
- у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление,
- в речи детей появились простые предложения
Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как активизация речи детей раннего возраста дает положительный результат. Это подтверждают и результаты диагностики, уровень речевого развития детей показал, что 12% детей имеют высокий уровень развития речи, 60% имеют средний уровень и 28% имеют низкий уровень развития речи. Уровень развития мелкой моторики детей младшего возраста показал, что у 60% детей средний уровень сформированности моторики и у 40% уровень ниже среднего.
По результатам диагностики было принято решение продолжать работы дальше по данной теме.