Светлана Шухардина
Конспект занятия по аппликации с обработкой бумаги способом обрыва «Плоды на тарелке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать представления о свойствах и способах обработки бумаги.
Задачи. Учить преобразовывать заготовки правильных геометрических форм из цветной бумаги в детали заданных форм и размеров способом обрыва.
Учить выполнять геометрические аппликации из деталей, заготовленных рваным способом. Закрепить умения пользоваться клеем при сборке изделия. Выполнить аппликацию «Плоды в тарелке».
Публикация «Конспект занятия по аппликации с обработкой бумаги способом обрыва „Плоды на тарелке“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация из бумаги
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Актуализировать знания детей по геометрии, изо, и окружающем мире: об известных признаках предметов (цвет, форма, размер); композиции; о дарах природы.
Учить способам кодирования и декодирования информации. Закрепить умение читать схемы.
Закреплять действия по самоконтролю: сравнивать с образцом или схемой изготавливаемые детали, в точности соблюдать требования дизайн спецификации.
Развивать наглядно-образное мышление, логические приемы мышления, воображение, память, техническую речь, наблюдательность.
Формировать представление о правильной рабочей позе.
Воспитывать усердие и терпение в процессе выполнения однообразной работы, умение сохранять порядок на рабочем месте, умение выслушивать мнение детей и взрослых о качестве выполняемой работы, исправлять допущенные в работе ошибки.
Демонстрационный материал. Магнитная доска. Заготовки для конструирования аппликации : большой квадрат - арбуз, большой прямоугольник - дыня, квадрат меньшего размера - яблоко, прямоугольники меньшего размера - огурец, морковь; детали правильных форм - арбуз, дыня, яблоко, огурец, морковь для построения композиции «Плоды на тарелке». Картинка «Цветик-семицветик» без красного лепестка. Заготовки из белой бумаги для составления схемы: большого размера - прямоугольники и квадрат, меньшего размера - прямоугольник и квадрат. Плоские изображения плодов разного размера и формы для дидактической игры. Работа Торопыжки: на тарелке квадратные и прямоугольные плоды.
Раздаточный материал. Большой оранжевый прямоугольник, большой зеленый квадрат, заготовки меньшего размера - прямоугольники и квадраты зеленого, красного, оранжевого цвета; альбомный лист, клей. Заготовка 10х10 белого цвета для упражнений.
Словарь. Заготовка, деталь, обработать обрывом, форма.
Занятие разработано на основе требований деятельностного похода к образованию.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Мотивационный этап
Сегодня на занятии мы продолжаем учиться обрабатывать цветную бумагу. Я научу вас изготавливать детали рваным способом и проверю, умеете ли вы внимательно слушать мои инструкции. Вы уже знаете, кто внимательно слушает, как изготовить нужные детали, тот и сделает их правильно.
К нам на занятие придут веселые человечки. Одного из них вы уже хорошо знаете. Как зовут того, кто вечно торопится и хочет быстрее всех сделать свою работу? (Торопыжка)
Давайте покажем ему, как правильно распределять рабочее время и правильно изготавливать каждую деталь для аппликации.
Дидактическая игра. Сегодня мы отправляемся в путешествие с веселыми человечками. Зовут их Торопыжка, Фитиль и Самоделкин. (Закрепление изученного) Они нашли цветик-семицветик. посмотрите внимательно на изображение, все ли лепестки целы у этого цветочка? Какого же не хватает? Назовите по порядку цвета оставшихся лепестков. Как вы думаете, куда подевался один лепесток? (Веселые человечки оторвали его и загадали желание). Они хотят попасть в сказочный сад и набрать много разных и вкусных плодов. Давайте поможем им. (Вос-ль открывает магнитную доску, на которой расположены карточки с изображенными на них овощами и фруктами). Посмотрите, какие плоды растут в сказочном лесу! Назовите только красные плоды. (Только зеленые, только оранжевые). (Дети называют изображенные на карточках овощи и фрукты по заданию педагога). Кто из вас сможет назвать одинаковые по форме плоды.
(Работа с терминологией) Форма — это внешнее очертание предметов, их внешний облик. Сначала назовите плоды, нарисованные на картинке, похожие на круг (на овал, на треугольник). Давайте поможем нашим гостям собрать плоды в корзинки. Рассмотрите форму корзинок и сложите в нее плоды соответствующей формы. (Двое детей подходят к магнитной доске и называют одинаковые по форме плоды (помидор, яблоко, вишенка и т. п.). Трое детей выполняют задание – «складывают» плоды в корзинки соответствующей формы).
Вывод: предметы бывают разных форм. Чем еще отличаются плоды, которые вы собрали? (Размером - в корзинках есть плоды большого, среднего и маленького размеров).
Формулирование цели занятия
На этой аппликации показано, как Торопыжка изготовил аппликацию «Плоды на тарелке» Воспитатель демонстрирует аппликацию, на которой изображены плоды в форме квадрата, прямоугольника, треугольника разного размера. Детям предлагается подумать и найти ошибку в его работе. (Все плоды в аппликации имеют неправильную форму, т. е. приклеены только заготовки, а не детали).
Давайте поможем Торопыжке изготовить для аппликации плоды нужной формы.
Что для этого надо сделать? (Нужно отрезать лишнее от заготовок и получится то, что задумали).
Можно предложить 2 детям из готовых деталей, которые есть на магнитной доске, построить композицию «Плоды на тарелке». Как назовем аппликацию, которую мы изготовим сегодня? (Дети предлагают назвать аппликацию, например, «Плоды на тарелке»).
Организационный этап
Анализ образца
Для анализа образца используется наглядная модель «Анализ образца» или проводится в опросно-ответной форме.
- Что изображено на образце?
- Из чего сделана аппликация?
- Сколько в ней деталей?
- Сколько деталей большого, маленького, среднего размеров?
- Какой формы детали?
- Плоские или объемные детали мы использовали для аппликации?
- Назовите цвет деталей.
- Где можно использовать это изделие?
(1-2 детей выделяют все необходимые признаки изделия (с помощью модели или отвечают на вопросы воспитателя).
Планирование
Кто расскажет, как изготовить детали для этой аппликации?
Перед вами лежат заготовки разной формы. Что нужно сделать с ними? (Дети предлагают отрезать уголки, и получится нужная форма деталей).
Я предлагаю другой способ. Я научу вас выполнять эту операцию без ножниц. Мы оторвем уголки от заготовок.
Когда все детали изготовим, что нужно обязательно сделать? (Нужно собрать мусор. Отнести его в корзинку. Потом проверить, правильно ли выполнены все детали и сосчитать их.).
Если все детали выполнены правильно, что делать с ними? (Нужно сначала разложить их на листе по центру, проверить, как получилось. Если все красиво и правильно, то можно приклеить).
Давайте построим план нашей работы. (Дети, под руководством воспитателя, из карточек, на которых схематично изображены этапы работы, расставляют их в нужном порядке).
Инструктаж
Воспитатель приглашает внимательно прослушать инструктаж детей и сказочных героев. Перед инструктажем воспитатель берет заготовку белого цвета и напоминает, сколько нужно изготовить деталей из цветной бумаги и какой формы. Объяснение сопровождается построением схемы на магнитной доске (На схеме изображены : 1 этап - квадрат, 2 этап - укрупненное изображение момента обрыва уголка, 3 этап – готовая деталь - круг).
Воспитатель дает четкую инструкцию по соблюдению рабочей позы и выполнению каждого движения и действия в трудовой операции. Делает акцент на том, что движения должны быть медленные и выполняться точно по разметке «на глаз». ( Требования дизайн-спецификации: работать стоя, обрывать не спеша, придерживать заготовку большим и указательным пальцами рядом с местом обрыва, отделять от заготовки небольшие кусочки).
Воспитатель демонстрирует выполнение всей операции на примере преобразования квадрата - в круг.
Подготовка рабочего места
Работа выполняется с использованием модели «Твое рабочее место» (Рисунок, показывающий расположение предметов на столе). Требования к организации рабочего места: кисточка и клей находятся у «рабочей руки», напротив заготовки и лист цветной бумаги, в центре – коробочка для мусора. (Дети самостоятельно организуют рабочее место).
Исполнительный этап
Упражнение
Воспитатель предлагает стоя выполнить упражнения на заготовке белого цвет - оторвать все 4 уголка. (Формирование правильной рабочей позы). (Дети отрывают 4 уголка на заготовках для упражнений).
Самостоятельная работа
Деятельность педагога заключается в контроле и коррекции технических (практических) движений и действий в процессе выполнения трудовых операций. ( Дети работают по готовому плану:
1. Придумать композицию.
2. Сделать из заготовок нужные детали.
3. Сравнить свои детали с образцом или схемой.
4. Если получилось все правильно, выполнить аккуратно сборку изделия с помощью клея).
Оценка действий по выполнению трудовой операции, их коррекция
В устной форме осуществляется оценка готовых деталей (по требованиям дизайн-спецификации). Осуществляется проверка умения детей декодировать необходимую информацию на примере чтения схемы и работы по схеме.
На протяжении всего занятия воспитатель просит соблюдать порядок на рабочем месте. Напоминает детям, что сказочные герои – наши гости - еще не умеют сохранять порядок на рабочем месте, нужно в этом тоже тренироваться и тогда работа пойдет на лад. Можно на стол детей, которые соблюдают порядок во время работы, «поставить» сказочного героя, чтобы научить «красиво работать».
Контрольно-оценочный этап
Подведение итогов занятия
Воспитатель просит детей вспомнить, каким необычным способом они изготовили детали для аппликации?
Какое требование необходимо соблюдать при обработке заготовки, чтобы получилась деталь нужной формы?
Чему научились на занятии сказочные герои? Какие дары нам приносит осень?
(Дети самостоятельно организуют выставку работ. Дают коллективную оценку (техническую или эстетическую) результатам труда.)
Наглядные модели для работы с детьми размещены в публикации автора:
Калинина Г. П., Шухардина С. Б. Методика формирования технологических умений у старших дошкольников: Пособие для воспитателей ДОУ. Екатеринбург, 2003. 159 с ISBN 5-901487-12-5