Eкатерина Юрьевна
Конспект занятия «Путешествие с Капелькой» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Группа : Старшая
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное, художественное эстетическое.
Цель :Развитие познавательных способностей детей
Задачи: Познакомить с круговоротом воды в природе;
Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды: жидкая, твердая, газообразная.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие с Капелькой“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
Обратить внимание детей на то, где, и в каком виде существует вода в природе.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность;
Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать
Воспитывать бережное отношение к воде.
Умение вести монолог, отвечать на вопросы.
Развивать ориентировку в пространстве, внимание, память.
Раздаточный материал: аудиозапись «Журчание ручья», картинки с изображением водопада, рек, дерева, дождя, сосульки, ручья, прозрачные стаканчики для воды, кисти, краски, мелкие игрушки, капелька картинка, молока для исследования воды.
Предварительная работа: Беседа о воде, просмотр презентаций о воде, игра сюжетно ролевая «на рыбалке»
Ход занятия
Этап Содержание деятельности воспитателя Содержание деятельности детей Планируемый результат
Вводный этап
Ребята, послушайте и определите, что это за звуки? Да, это журчит вода. И сегодня речь пойдёт о воде. Путешествовать в мире воды будет капелька. Эта капелька путешествует по всему миру, много она видела, много знает о воде. Капелька — это частичка воды. Вы слышали о воде? Говорят, она везде: В луже, в речке, в океане Так ли это? Сейчас мы это узнаем. А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша капелька. Что изображено на картинке? (Река) Правильно. Это река, в ней очень-очень много капелек воды, их не сосчитать. Прислушиваются к звукам воды, через музыкальный инструмент.
Ответы детей: что это звук воды, водопада, дождя.
Знакомятся с капелькой
Слушают внимательно воспитателя
Рассматривают картинки.
Ведут диалог с воспитателем, отвечают на вопросы Мотивация детей на дальнейшую деятельность
Проблемная ситуация
Ребята, отгадайте загадку: Кап, кап на скамью, Детям на игрушки, Кап, кап воробью Прямо на макушку. (Дождь)
Правильно, это дождь. Демонстрирует детям иллюстрации с изображением дождя. Ребята, а я знаю стихотворение о дождике: К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. В лужицах — смотри, смотри — Он пускает пузыри. Обратите внимание на эту картинку. Что вы видите на ней? (Водопад) Водопад — это поток воды, который падает с высоты. В нём тоже есть капелька — маленькая частичка воды. Кому нужна вода? (Растениям, людям, животным) Зачем мы поливаем растения в нашем уголке природы? (Ответы детей.) Давайте теперь сделаем вывод: кому и зачем нужна вода? (Вода нужна всему живому, без воды не будет жизни на Земле) Ребята, а у нас в группе есть вода? (Да, в кране.) Сейчас мы послушаем, как капает вода, как она льётся Затем воспитатель просит нескольких детей подойти и попробовать удержать в руках льющуюся воду. Получилось удержать? Почему нет? (Во-
да жидкая, течёт.) А теперь мы должны очень хорошо закрутить кран, чтобы вода не капала. Воду нужно экономить. Вода — это наше богатство! Ребята, а можно ли пить воду из-под крана? Почему?
Давайте с вами поиграем
Физкультминутка
Дождик чаще, дождик пуще,
Чтобы рос овёс погуще!
Чтобы в каждой чашке, плошке
Были вкусные лепёшки.
А по праздникам блины
Вот такой величины. Отгадывают загадку
Рассматривают иллюстраций с изображением дождя.
Слушают стихотворение о дождике
Рассматривают картинку водопад
Ответы детей всем
Ответы детей, чтобы росли
Ответы детей да в кране
Дети подходят к крану
и слушают звуки, произносят звук [с-с-с] тихо и громко.)
ответы детей, да и нет,
делают Физкультминутку с соответствующими движениями и словами воспитателя
Умение слушать друг друга,
Формирование знаний, где живет капелька
Основной этап
Давайте сейчас с вами превратимся в исследователях, садитесь за столы. У вас на столах стоят стаканчики. Как вы думаете, что в них налито? (Вода). Какого она цвета? (Бесцветная, прозрачная.)
Давайте отпустим наши игрушки маленькие в воду, и посмотрим, что получится, игрушку видно в воде или нет?
Вода пахнет? Воспитатель ставит на стол стаканчики
с жидкостью белого цвета. А как вы думаете, что налито в эти стаканчики? (Молоко) Оно прозрачное? Давайте в молоко отпустим маленькие игрушки, отпускаем, что получилось, вы видите игрушку? какая вода с молоком? Правильно белая.
А сейчас я вам дам краски и кисточки, наберите кисточкой краску и отпустите ее в ваш стаканчик с водой.
Воспитатель ставит на стол краски и кисти. Детям предлагается набрать кисточкой краску и опустить её в стаканчик с водой. Дети садятся за столы.
Ответы детей вода
Вода прозрачная
Дети опускают в стаканчик с водой маленькую игрушку
Ответы детей да
Дети нюхают воду (нет)
Дети наблюдают за воспитателем внимательно
Дети определяют прозрачность — опускают
в стаканчик с молоком маленькую игрушку, её не видно. Значит, жидкость не прозрачная, белая.)
набирают кисточкой краску и отпускают ее в стаканчик с водой
ответы детей: красная, синяя, зеленая. Приступают к исследованию воды
Заключительный этап
Молодцы ребята, вам понравилось быть исследователями воды?
как вы думаете, как нужно относиться к воде?
Почему воду надо беречь?
Вы можете такие исследования провести вместе с мамой и папой дома, научите своих родителей
Не тратить воду зря!
А то пройдёт немного лет,
И нет водицы — нет, и нет, нет!
Давайте с вами попрощаемся с нашей капелькой. Ведут диалог с воспитателем, излагают свои мысли
Прощаются с капелькой Проведение рефлексии
Оценивают свою деятельность
Самоанализ занятия
Тема: «Путешествие с капелькой»
Целью непрерывной образовательной области является: Развитие познавательных способностей детей
Задачи приоритетной образовательной области (познавательное развитие)
Познакомить с круговоротом воды в природе;
Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды: жидкая, твердая, газообразная.
Обратить внимание детей на то, где, и в каком виде существует вода в природе.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Задачи в интегративной области: речевое, физическое, социально - коммуникативное развитие
Развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность;
Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать
Воспитывать бережное отношение к воде.
Предпосылки универсальной учебной деятельности:
Коммуникативные
Умение слушать воспитателя
Умение вести монолог, отвечать на вопросы
Регулятивные
Умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу
Умение видеть результат своей деятельности-
Познавательные
Ориентировка в пространстве
Личностные
формирование познавательной и социальной мотивации
Раздаточный материал: аудиозапись «Журчание ручья», картинки с изображением водопада, рек, дерева, дождя, сосульки, ручья, прозрачные стаканчики для воды, кисти, краски, мелкие игрушки, капелька картинка, молоко для исследование воды.
Структура непрерывной образовательной деятельности
Непрерывная образовательная деятельность проводилась в старшей группе, в приоритетной образовательной области «познавательное развитие, в интеграции, речевое, физическое, социально коммуникативное. Непрерывная образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непрерывной образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности, дети познакомились с капелькой и вместе с ней отправились исследовать воду с капелькой.
Основная часть представляла собой специально организованную и практическую деятельность детей, направленную на решение поставленных задач, дети исследовали воду, какая вода по цвету, какая по вкусу, опускали мелкие игрушки для того, чтобы посмотреть, видно в воде игрушку или нет, набирали кисточкой краску и опускали ее в стаканчик с водой, исследовали, какая вода получается после краски, после молока. В ходе занятия создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач.
В заключительной части провела рефлексию с детьми по непрерывной образовательной деятельности, дети достаточно освоили занятия, играли, исследовали, вели диалог, рассуждали, делали выводы.
Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной познавательной деятельности.
В работе с детьми использовала беседу, демонстрировала иллюстрации воды, вместе исследовала с детьми воду, все это способствовало эффективности непрерывной образовательной деятельности, мыслительной и познавательной деятельности у детей.
Материал был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.
Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам. В непрерывной образовательной деятельности я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную.
Методы:
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;
2. Наглядно-демонстрационный (изображение воды, водопады, дождь.) ;
3. Практический (исследование воды через краски, молоко, мелкие игрушки)
4. Игровой (физкультурную минутка, для того что бы дети не переутомились) ;
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, был выполнен в рефлексии с детьми, вопросы на ответы)
Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка.
Поставленные задачи на занятии выполнены в полном объёме. Санитарные нормы и правила соблюдены. Образовательная нагрузка не нарушена. В конце занятия подведен итог. Нарушителей дисциплины не наблюдалось, все дети активно работали на всех этапах занятия.
Я считаю, что на занятии распределила время рационально, переходы от одного этапа к другому логически связаны, дисциплина хорошая. Были подобраны методы и приемы, способствующие заинтересованности детей. На основании этого дети с интересом выполняли задания, я, как педагог добивалась, чтобы ответы детей были полными, развернутыми.
Благоприятная психологическая атмосфера достигнута с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, одобрение). Была задействована вся пространственная среда группы (работа за столами, в туалетной комнате, свободное передвижение, выбор красок, игрушек). Во время проведения занятия старалась устанавливать контакт с каждым воспитанником, проявляла уважительное отношение к детям.