Анастасия Казакова
Конспект занятия «Путешествие по малой Родине, по городу Саранску»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по малой Родине, по городу Саранску
Воспитатель: - Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом.
- Постарайтесь отгадать, кто же это?
Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок,
С длинным хвостиком. (клубок)
В группу вкатывается клубок. Воспитатель берет его в руки, прикладывает к уху …
- Клубочек хочет поздороваться и познакомиться с каждым из вас. Как же это сделать?
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по малой Родине, по городу Саранску“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дети предлагают свои варианты приветствия. С подачи педагога дети принимают решение передавать клубок по кругу, говоря слова приветствия и называя своё имя, фамилию и отчество.
- Что необычного в нашем новом друге? (ответы детей)
- Как вы думаете, где живет наш клубочек? (ответы детей)
- Как называют героев, живущих в сказках? (ответы детей)
Клубочек выкатывается из рук воспитателя и оказывается в углу групповой комнаты, где дети обнаруживают сундук. (Можно предоставить возможность открыть сундук малоактивному ребенку). В сундуке лежит «сказочная книга».
- Кто догадался, что хочет предложить нам Клубочек? (ответы детей)
- Наш герой прибыл к нам из сказки и принес с собой новую сказку, которую мы с вами еще не слышали.
Прослушивание эпизода сказки Т. Шорыгиной «Ковер-самолет» (переделанный вариант).
Случилась эта история в городе Саранске….
Большой старый сундук стоял в углу прихожей.
Бабушка взяла ключ с потемневшей резной ручкой и вставила его в замочную скважину. Покрутила ключ, и замок со скрипом открылся.
- Помоги-ка мне, Алеша, сундук открыть.
Внук помог бабушке поднять тяжелую крышку сундука.
- А что здесь лежит? – спросил мальчик, с любопытством заглядывая в сундук.
- Да разные старые вещи, они мне от прабабушки достались.
Бабушка вынула из сундука пуховый платок, пеструю шаль с кистями, пожелтевшую скатерть и большой тяжелый ковер.
- Пойдем, все это на веревке во дворе развесим. Пусть вещи проветрятся да на солнышке прогреются.
Когда они развесили вещи на веревке, Алеша стал рассматривать ковер. На нем шелковыми нитями были вышиты леса, поля, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами.
«Какой ковер интересный! Теперь такие не делают», - подумал мальчик.
- Алеша, почисти, пожалуйста, ковер, - попросила бабушка.
Мальчик взял веник и ударил по ковру раз, другой…
- Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковер.
- Ты зачем меня бьешь? Я ведь не простой ковер, а волшебный. Я – ковер-самолет! Слышал о таком?
Алеша очень удивился. О ковре самолете он, конечно, слышал, но видеть такой ковер ему не приходилось!
А ковер захлопал краями, словно крыльями, и, приподнявшись с веревки, закружил по двору.
- Давай с тобой, ковер-самолет, полетаем немножко. Я тебе покажу наш город, леса, озера, улицы. Я здесь родился и вырос. Все хорошо знаю. Каждый кустик, каждый овражек. Это моя малая Родина!
- Это и моя Родина! – отозвался ковер. – Я эти места с давних времен люблю. Готовься к путешествию.
- Ура! – обрадовался Алеша…
Воспитатель прерывает рассказ и обращается к детям:
- Кто из вас догадался, ребята, по какому городу собрались путешествовать Алёша и ковер-самолет? (Ответы детей).
- Ребята, у нас с вами тоже есть возможность совершить путешествие вместе с Алешей. Как вы думаете, каким образом мы можем это сделать? (ответы детей).
- Для того чтобы попасть в сказку, нужно знать волшебные слова. Мы с вами сейчас произнесем их и окажемся в стране фантазий, где возможно всё.
Проводится физкультминутка: (дети встают по кругу)
Путешествовать хотите?
На ковре из разных нитей,
Глазки крепко вы сомкните,
Сами в сказке окажитесь,
Глазки открываются,
Полет наш начинается!
Руки в стороны держите,
Словно птицы вы летите,
Здесь направо поворот,
И налево поворот,
Дан ковру обратный ход,
Руки вверх и мы взлетаем,
А, затем, чуть приседаем,
На снижение идем,
Управляем мы ковром.
Мы, подпрыгнув, приземлились,
В месте чудном очутились.
По окончании физкультминутки раздается стук, доносящийся из угла, где стоит сундук. Дети вместе с воспитателем открывают крышку и обнаруживают там ковер, похожий на тот, что из сказки.
Воспитатель:
- Усаживайтесь на ковер-самолет, мы отправляемся в путешествие.
Стелется ковер, дети вместе с воспитателем усаживаются. На доску вывешиваются иллюстрации с видами г. Саранска.
- Ребята, как называется место, где человек родился и вырос? (Ответы детей).
- Что означают слова Родина и малая Родина? (Ответы детей).
- Родина (или большая Родина) - это страна, в которой мы живем, а малая Родина - это место, где человек родился и вырос.
- Назовите вашу малую Родину? (Ответы детей).
- Как называют жителей нашего города? (Ответы детей).
- Полюбуйтесь на город Саранск. Какой он красивый.
- А какой он ещё? (Ответы детей).
Воспитатель вводит новые слова: чистый, зеленый ….
- город Саранск находится на реке Инсар. Город возник как военная крепость в 1641 году, хотя предания связывают его основание со временами Ивана Грозного. Название город получил по речке Саранке, на левом возвышенном берегу которой выстроили крепость-острог, будущий Саранск. Это была типичная сторожевая крепость квадратной формы, укреплённая со всех сторон земляным валом, на котором стояли деревянные стены с башнями по углам. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. Внутри крепости разместились приказная изба, склады и погреба с вооружением, конюшни и другие постройки.
Управлял крепостью воевода, а первый гарнизон составили из мужского населения небольшого посёлка, стоявшего неподалёку.
- Как в давние времена люди почитали подвиги русских богатырей, так в наше время люди помнят подвиги героев – воздвигают обелиски, памятники. В городе Саранске тоже есть памятник павшим войнам в годы ВОВ, где на праздниках все жители города собираются на торжественные митинги, возлагаются цветы и чтят память героев, боровшихся за мир и счастье на земле.
- Мы должны гордиться своей малой Родиной!
Существует много пословиц про Родину. Сейчас я пословицу начну, а вы её закончите:
1. Родина мать – умей за неё (постоять).
2. Человек без родины, что соловей без (песни).
3. Родина любимая, что мать (родимая).
- В городе много интересных мест. Здесь живут трудолюбивые, замечательные люди – Саранчане. Наш «ковер-самолет» устал и опустился в сад. Хотите отправиться на прогулку?
Проводится физкультминутка под звуки природы.
Дети двигаются по кругу:
Спокойным шагом идут по «тропинке»;
Останавливаются, поднимают руки вверх, тянутся к солнышку;
Идут по «мостику», руки в стороны, идут приставным шагом;
Перепрыгивают через «ручей»;
Поворачиваются в стороны.
- Наше необычное путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся в группу.
Алеша и ковер-самолет тоже успели вернуться домой. Мальчик спрыгнул на землю, а ковер занял свое место на веревке.
- Мы неплохо полетали, тихо произнес ковер-самолет.
- Замечательно! – шепотом сказал Алеша. – А ещё куда-нибудь полетим?
- А как же! В мире много удивительного, а твое путешествие только началось!
Алеша снял с веревки волшебный ковер, свернул его и осторожно убрал в сундук (воспитатель сворачивает ковер и книгу и убирает все в сундук).
Нашему клубочку тоже пора возвращаться домой. Он оставляет нам в подарок свой «ковер-самолет», чтобы мы совершали свои путешествия по нашей Родине и другим странам.
- Что больше всего вам запомнилось, путешествуя по г. Саранску? (Ответы детей).
- Что нового вы узнали? (Ответы детей).
- Помните, Алеша говорил о малой Родине, что это означает? (Ответы детей).
- Как вы думаете, все ли интересные места города Саранска мы с вами увидели? (Ответы детей).
- Где хотели бы вы побывать ещё? Почему? (Ответы детей).
- Ребята, а как вы думаете, кому было бы интересно узнать о том, что мы сегодня с вами узнали и увидели? Почему? (Ответы детей).
- Я думаю, вашим родителям и друзьям будет очень интересно послушать рассказ о г. Саранске.
- Подумайте, назовите, какие действия, необходимые нашей Родине?
- любить её;
- беречь каждое дерево, кустик;
- защищать;
- сохранять её богатства;
- работать;
- трудиться;
- не давать загрязнять леса;
- не допускать пожаров.
- У каждого города, села, деревни как и у человека, есть своё имя, своя история и даже день рождения, вот и у города Саранска скоро будет день рождения (12 июня городу исполнится 382 года, а в такие дни принято дарить подарки.
- Наш друг клубочек в свой волшебный сундук положил вот такие бумажные, цветные геометрические фигурки, силуэты зданий, цветы, деревья, кисти и клей. А ещё у нас с вами есть большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая улица. А самое главное, что каждый из вас художник и фантазер. Я думаю, вы без моей подсказки придумаете, какой же подарок мы приготовим для нашего любимого города Саранска? (Предложения детей).
- Чтобы нам было удобно работать, предлагаю разделиться на команды. (Дети самостоятельно делятся на команды по интересам).
- Кто будет строить дома?
- Кто хочет построить школу?
- Кто будет строить детскую площадку?
- Вам уже знаком способ «постройки» домов из геометрических фигур, поэтому я не буду объяснять, как выполнять работу. Только попрошу особенно постараться, ведь это подарок.
Дети приступают к самостоятельной работе. Приклеивают на силуэты зданий детали отдельных изображений (окна, двери, крышу, а затем готовые изображения помещают на большой лист ватмана, создавая коллективную композицию «Это город Саранск!». Композиция дополняется деревьями, цветами… Воспитатель следит за ходом деятельности, своевременно помогает советом, затрудняющимся детям. (Звучит музыка).
- Вот наш подарок городу - готов. Каждый из Вас вложил частичку своей любви к нему. - Молодцы, ребята! У вас очень хорошо получилось! Как мы назовем нашу работу?
Дети придумывают название и вывешивают коллаж на обозрение в вестибюле детского сада.