Вероника Владимировна Клинова
Психокоррекция страха темноты (с помощью сказкотерапии)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: психокоррекция страха темноты (с помощью сказкотерапии).
Задачи: профилактика страхов; обучение детей приемам подавления ночных страхов; снятие психоэмоционального напряжения, тревожности. Развитие рефлексивного мышления. Воспитание уверенности в себе, в собственных силах.
Оборудование: костюм Бабы Яги; аудиокассета с записью спокойной музыки; игрушечный мишка; пустые пластиковые бутылки.
Ход занятия.
1. Йоговская гимнастика для малышей.
Публикация «Психокоррекция страха темноты (с помощью сказкотерапии)» размещена в разделах
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Страх и детская тревожность
- Страх темноты. Учимся не бояться темноты
- Темочки
1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики.
2. Останавливаются, встают в круг.
3. "Заводят будильник" – сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения.
4. "Будильник зазвонил" : "З-з-з". Мы его остановим – дети слегка ударяют ладошкой по голове.
5. "Лепят личико" – проводят руками по краю лица.
6. "Лепят волосики" – нажимают подушечками пальцев на корни волос.
7. "Лепят бровки" – проводят кончиками пальцев по бровям.
8. "Лепят глазки" – трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным вокруг глаз. Моргают глазами.
9. "Лепят носик" – проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
10. " Лепят ушки" – пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
11. " Лепят подбородок" – поглаживают подбородок.
12. " Рисуем носиком солнышко" – крутят головой, рисуют носиком лучики – выполняют соответствующие движения.
13. Произносят хором: " Я хороший, добрый, красивый", гладят себя по голове.
2. Игра "Изобрази явление".
Психолог показывает движение, которые соответствуют этим явлениям:
"Дует ветер" – дует, вытянув губы.
"Качаются деревья" – показывает вытянутыми вверх руками.
"Падают листья" – выполняет плавные движения руками сверху вниз.
"Идет дождь" – выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
"Появляются лужи" – смыкает руки в кольцо перед собой.
3. Слушание сказки : "Девочка с мишкой".
Жила-была девочка Света в самом обычном городе, и были у нее самые обычные мама и папа. У Светы было много красивых игрушек, но особенно ей нравился маленький плюшевый мишка, которому она заменяла маму и пела ему песенки, убаюкивая его. Перед сном мама Светы рассказывала ей на ночь сказки и уходила, поцеловав дочку и пожелав ей "спокойной ночи".
Как только гас свет, Света накрывалась одеялом с головой, сильно зажмуривалась и старалась уснуть, прижимая к себе мишку. Под одеялом было душно и жарко, но выглянуть из-под него Света боялась. Ей казалось, что вокруг нее пляшут страшные, зловещие чудовища, которые длинными ручищами поймают ее и будут мучить. Если уснуть не удавалось, то девочка начинала кричать и плакать, зовя маму. Приходила мама, включала свет, прижимала Свету к себе, убаюкивала ее, и девочка засыпала, спокойная, уверенная, что мама рядом с ней и всегда сможет защитить ее. Но однажды случилось так, что мама с папой должны были пойти в гости. Прежде чем уйти, мама рассказала девочке сказку, убедилась, что она спит, и, спокойная, погасила свет в комнате.
Неожиданно ночью Света проснулась, увидела, что вокруг нее темнота. Сердце ее сильно забилось, и слезы сами собой покатились из глаз; она попыталась позвать маму и поняла, что ее нет дома. Ей стало еще страшнее! Света подумала, что можно включить свет, но надо было встать и сделать несколько шагов, нет… от самой этой мысли мурашки бегали по коже… Света заплакала еще сильнее, сжалась вся в маленький комочек, натянула на себя одеяло. Но тут она вдруг почувствовала, что плачет не одна, что кто-то еще всхлипывает рядом с ней.
Девочка притихла, вылезла из-под одеяла. Это был плюшевый мишки, из глаз которого, точно росинки, капали слезы.
- Ты тоже плачешь, ты тоже боишься темноты и этих страшных… которые вокруг нас? Ничего, я помогу тебе, я не дам им тебя в обиду. Я буду рядом с тобой. Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты вытри слезы, закрой глазки и постарайся уснуть.
Света уложила мишку, совсем как это делала мама, накрыла его одеялом и начала тихо петь колыбельную. Затем рассказала одну из тех сказок, которые обычно рассказывала мама.
В это время мама и папа вернулись. Папа услышал шепот в комнате дочери, он открыл дверь и увидел Свету, которая сидела на кровати и что-то говорила.
- Света, ты почему не спишь? Я включу свет, если тебе страшно…
- Нет, папочка, тише! Ты разбудишь мишку – это ему было страшно. Он сильно плакал, и я рассказала сказку. А теперь он спит и ничего не боится. И мне уже давно пора спать, спокойной ночи…
4. Беседа по сказке.
1) Куда она пряталась когда ей было страшно?
2) Что делала мама, чтобы девочки не было страшно?
3) Как она помогла своему маленькому другу мишке?
А вы теперь тоже будете так же делать? Вы стали смелее и сильнее.
Б. Я. Кто тут самый смелый, да я вас сейчас всех напугаю.
Психолог. Ребята посмотрите это же Баба Яга, но мы теперь смелые, и ни кого не боимся, любой страх можем победить. Давайте прогоним Бабу Ягу.
5. Игра: "Я не боюсь Бабы Яги".
Дети голосом и движениями прогоняют Бабу Ягу. (используя пластиковые бутылки).
6. Ритуал окончания занятия.
Какие вы все молодцы, прогнали Бабу Ягу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? Что больше понравилось?
А теперь возьмитесь за руки и дружно повторим: " Я добрая, я хорошая, я красивая, я ни кого не боюсь, и у меня все получится".