Галина Монастырева
Конспект НОД в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе.
Сказка «У страха глаза велики».
Цель: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе, Сказка „У страха глаза велики“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
Обучающие: познакомить с бытовой сказкой; дать представление о структуре сказки, показать, что при всей простоте повествования, нарочитой выдумке действует логика; учить подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: Картинки для фланелеграфа к русской народной сказке; иллюстрации сказочных героев.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Методы и приё мы: Организационный момент, беседа, чтение сказки, физминутка, словесная игра.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня к вам из волшебной страны пришла сказка.
– Скажите, любите ли вы сказки? (Ответы.)
– Вижу, все любят!
– А почему вы любите сказки? (Ответы.)
– Конечно же, интересно. Сказки – это такие произведения, которые слушают. Бабушка или мама, воспитательница в детском саду рассказывают вам сказки вслух, а вы сидите и слушаете…
– А есть у вас любимые сказки. (Ответы.)
– Хорошо, молодцы, много сказок знаете. На самом деле сказок очень много. Но мы сегодня с вами поговорим о русских народных сказках.
Русские народные сказки бывают волшебные, бытовые и сказки о животных.
Дети, а вы не знаете что это за волшебные сказки? (Ответы.)
В волшебных сказках происходят превращения и чудеса. Например: лягушка – в царевну, Иван-царевич – в серого волка, а волшебная палочка может исполнить любое желания.
– Какие волшебные сказки вы знаете? («Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик»).
А что вы знаете о бытовых сказках?
В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение. В этих сказках описываются отношения людей.
– Какие бытовые сказки вы знаете? («Каша из топора», «Как поп работницу нанимал», «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает»).
В сказках о животных – главные герои животные. В этих сказках они часто говорят как люди, у каждого зверя свой характер: лиса в сказках всегда хитрая, медведь – ленивый, осел – глупый. («Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей»).
Дети, а теперь скажите, как обычно начинается сказка? Правильно, «Жили – были», «В некотором царстве, В некотором государстве…», «Жили-были дед и баба…». Начало сказки называется присказкой. Это вроде ещё не сказка, а так, подготовка к ней, разминка т. е. – присказка.
– А как заканчивается сказка? Правильно, если свадьба – это женятся хорошие добрые герои. А что со злыми происходит? Верно, их наказывают. А оставшиеся герои живут и поживают и…кто подскажет?. Правильно, добра наживают! Если же дело кончается пиром? Что говорит рассказчик?. Конечно: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка сказки всегда бывает хорошая, в сказке всегда побеждает добро, а зло наказывается. Молодцы.
Дети, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. У меня есть сказочные персонажи. Я их сейчас выставлю, а вы мне скажете из каких они сказок?
– В какой сказке живёт бабка? (Воспитатель достаёт рисунок бабки.)
– В какой сказке живёт внучка? (Воспитатель достаёт рисунок внучки).
– В какой сказке живёт курочка? (Воспитатель достаёт рисунок курочки).
– В какой сказке живёт мышка? (Воспитатель достаёт рисунок мышки).
– В какой сказке живёт зайчик? (Воспитатель достаёт рисунок).
– А в какой сказке эти герои живут все вместе?
Вот сегодня, ребятки, я расскажу вам сказку, где живут вместе эти сказочные герои. И называется она: «У страха глаза велики».
Чтение сказки.
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки вёдра были большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки с напёрсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трёх! Плёх! У курочки – трёх-трёх! Плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! Плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашими водоносами под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабушка охает:
– Ой! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
– Бабушка, волк-то какой страшный на мен наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
– Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
– Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!».
Верно говорят: «У страха глаза велики : чего нет, и то видят».
Воспитатель: Скажите, а сказка эта смешная или грустная? (Ответы.)
И смешная и грустная одновременно. Нам жалко этих героев и смешно над ними. Ведь и бояться-то было нечего, всё началось с яблока, которое упало зайцу на голову. А затем герои сказки выдумали себе страхи, испугались того, чего нет. В жизни нашей также случаются такие истории, когда мы напрасно чего-то боимся.
Можно назвать её волшебной? (Ответы.)
Да, волшебства тут никакого нет, никто на ковре – самолёте не летает, на царевне не женится. Простая бытовая сказка.
– А как начинается сказка, так называемая присказка? (Ответы.)
– Скажите, откуда брала воду бабушка? (Ответы.)
– Откуда брала воду внучка?. Не запомнили это слово «колода»?
Ушло слово «колода» из современной речи. Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берёт воду – в колоде воды меньше, чем в колодце.
– А почему курочка берёт из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он этот след? (Ответы.)
– Правильно, у них вё дра поменьше: у курочки с огурчик, а у мышки с напёрсточек. Посмотрите, какой он, этот напёрсточек. Обычно им пользуются швеи, чтобы не уколоть палец.
– А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
Физминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы- серые клубочки.
Прыг- скок, прыг- скок-
Стал зайчонок на пенёк.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте
Два! Руками машут вместе,
Три! Присели, дружно встали
Все за ушком почесали
На "четыре" потянулись
Пять! Прогнулись и нагнулись
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
– Дети, вспомните, а кто первый испугался? (Ответы.) Верно, зайка. Его яблочко напугало, по голове стукнуло, а уж кого он испугал? (Ответы.)
– Из сказки мы узнали, что бабушка, забежав в дом, сразу на лавку упала. Курочка взлетела на печку, а мышка под печь схоронилась, т. е. спряталась.
– А кто почудился зайке? (Ответы).
Почему я так насмешливо прочла последнюю фразу? (Ответы.) Правильно, потому что основная мысль сказки – осудить трусливых людей.
– А теперь ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Скажи, какой». Я вам показываю сказочного героя, а вы называете его и говорите какой он.
Молодцы, наше занятие подошло к концу.
До свидания, ребята.