Новикова Гюльшан Карагезовна
Проект «Волшебные коробки как один из видов совместной деятельности родителей и детей» для младшего дошкольной возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Подросли наши дети, изменились игры, в которые мы играем. Обозначилась граница: девочки больше стали играть в кукол, в «дом». Мальчики лихо разъезжают на машинах, перевозят конструктор с места на место. Передо мной встала задача – научить детей играть в сюжетные игры. Для этого нам нужны новые уголки для развивающих игр, а к ним некоторые атрибуты. Так как дети в моей группе сами их сделать не смогут, то в их изготовлении за помощью я решила обратиться к своим родителям. Родители часто думают, что купленные игрушки всегда лучше. Однако они могут обнаружить, что их дети иногда отдают предпочтение коробке, а не подарку, который был упакован в коробку. Коробки - замечательные игрушки, которые подходят для заполнения, переноски, складывания друг в дружку. Дети обожают залезать в коробки, а очень большие коробки становятся домиками для игр. Так, самые обычные коробки, являются недорогим материалом для изготовления высококачественных обучающих игрушек для детей. Ценность использования ненужных коробок в том, что они являются ключом, открывающим безграничные возможности детского воображения. Я решила предложить родителям сделать из коробок «Зимний лес», «Сафари парк» в уголок природы, «Домики для кукол».
Публикация «Проект „Волшебные коробки как один из видов совместной деятельности родителей и детей“ для младшего дошкольной возраста» размещена в разделах
Актуальность проблемы.
Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители. Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Детский сад – тоже важный институт образования. Воспитательные функции семьи и детского сада различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым,необходимо их взаимодействие.
Проект «Волшебные коробки» направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с трех лет. Главными участниками проекта являются родители, дети выполняют посильную работу для их возраста. Материалом для реализации проекта являются обычные коробки из-под пищевых продуктов (из-под печенья, конфет и т. д.). Совместная работа родителей и детей - это прямой путь к общению, к взаимодействию, к сотворчеству.
Практическая часть.
Для выполнения поставленной цели, я пригласила родителей на консультацию и объяснила, в чем заключается их творческая задача. Познакомила участников проекта с оборудованием, которое пригодиться при выполнении задания. Нам нужны коробки, цветная бумага, краски или гуашь, клей «ПВА», ножницы.
Потом я приступила к объяснению порядка изготовления разных макетов.
После того, как родители выбрали, какой макет будут делать, я напомнила, что дети тоже обязательно должны участвовать в процессе изготовления. Они могут раскрашивать, выбирать цвет, обклеивать, т. е. выполнять ту работу, которую умеют делать. Вот так, включаясь в творческий процесс, члены семьи вступают в настоящее творческое общение, которое позволило им лучше понять друг друга, узнать новое о своих детях, их способностях, стать ближе друг другу.
Результативность
По завершению проекта дети и родители участвуют в выставке мини – музея «Волшебные коробки». Выявляются самые яркие, красивые; самые практичные, прочные; с изюминкой. После выставки, «экспонаты» переходят в пользование детям. Я фотографирую родителей с ребенком и их изделием, детей во время игры.
В то время, когда дети не играют все «экспонаты» аккуратно расположены с указанием, что это мини – музей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем мини – музее не только можно, но и нужно! Ведь ребенок соавтор, творец композиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Вся прелесть игрушек, сделанных своими руками, в том, что они необычны и интересны, не требуют особых затрат в изготовлении. Эти игрушки интересуют и забавляют детей, помогают привнести новое в работе с детьми и найти иные способы для проведения совместных игр. Нам помогли никому ненужные коробки, фантазия и желание помочь детям. И еще один важный результат – совместная работа детей и взрослых подтолкнула к общению, взаимодействию, к сотворчеству, а также открылись пути для взаимопонимания в будущем. А мне, как воспитателю, этот проект доставил огромное удовольствие, помог наладить сотрудничество с родителями.
Вид проекта : Творческий.
Срок реализации: Краткосрочный.
Участники: Дети, воспитатели, родители.
Цель: Развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности; сплочение родителей и педагогов, налаживание между взрослыми и детьми взаимопонимания и сотрудничества.
Задачи: Приобщать детей к процессу познания. Познакомить участников проекта с новыми технологиями и помочь их освоить; вселить уверенность в творческих способностях родителей.
Ожидаемы результаты: Насыщенность предметно-пространственной среды группы, обогащение материально- технической базы пособиями и игрушками: новые объекты для развития детей. Важный результат - совместная работа детей и взрослых подводит их к общению, взаимодействию и сотрудничеству, а так же к взаимопониманию в будущем.
Планируемые результаты.
1. Создание группы участников проекта.
2. Встреча с участниками проекта и объяснение задания.
3. Помощь в выборе материалов для выполнения задания.
4. Изготовление макетов в домашних условиях.
5. Выставка работ в мини – музее, применение в игре, конструктивной деятельности детей.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1. Наблюдение за проблемами окружающей среды, определение актуальности.
2. Изучение литературы по теме проекта. Сбор информации о том, что можно сделать из картонных коробок, картона, которые выбрасывают как ненужный материал?
Основной этап.
1. Сбор картонных коробок (из-под обуви, бытовой техники, пищи)
2. Создание макетов из картона для сюжетно-ролевых игр, для интерьера.
3. Совместная работа родителей и детей изготовление макетов «Сафари парк», «Домики для кукол», «Зимний лес».
4. Продуктивная деятельность с детьми «Чудесные превращения картонной коробки» – изготовление макета «Аквариум».
Заключительный этап.
5. Обобщение результатов работы в виде выставка мини – музея «Волшебные коробки».
Проблема.
К нам в гости с другой планеты прилетел Лунтик. На его планете, жители незнакомы с картоном. Давайте ему покажем и научим, что можно сделать из картонных коробок.
План реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на один месяц с 1.10.18 г по 31. 10. 18г.
№ п/п Мероприятие
Деятельность Сроки проведения Краткое описание мероприятий.
1 неделя:
1. Беседа с детьми «Знакомство с картоном». Цель:познакомить детей с картоном, рассказать о значении картона в нашей жизни, рассматривание иллюстраций.
2. Проведение мастер-класса для педагогов ДОУ «Вторая жизнь картонной коробки»
Цель:познакомить с процессом изготовления макета для детей из картонной коробки для сюжетно-ролевых игр.
1. Консультация для родителей «Развитие игровой деятельности средствами макетирования". Цель:познакомить родителей с развитием игровой деятельности средствами макетирования.
2 неделя:
1. Привлечение родителей для создания макетов «Сафари парк», «Зимний лес», «Домики для кукол» из картонных коробок для сюжетно-ролевых игр совместно с детьми. Цель:развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности;сплочение родителей и педагогов.
3 неделя:
Продуктивная деятельность с детьми. НОД «Чудесные превращения картонной коробки – изготовление макета «Аквариум». Цель:развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, познакомить детей с морскими обитателями.
4 неделя:
Выставка мини-музея «Волшебные коробки». Цель:подведение итогов, поощрение родителей.
Ресурсное обеспечение проекта
Закон РФ «Об образовании»
Устав ДОУ
СанПин
Кадровые ресурсы
Педагоги
Учебно-методические ресурсы
Библиотека
Игротека
Материальные ресурсы
Картонные коробки, ножницы, клей «ПВА», цветная бумага, краски, разные мелкие игрушки.
Выводы. В течение проекта родители и дети участвуют в выставке Мини – музея «Волшебные коробки». После выставки «экспонаты» переходят в пользование детям. Вся прелесть изготовленных макетов, сделанных своими руками, в том, что они не обычны и интересны, не требует особых затрат в изготовлении. Эти макеты интересуют и забавляют детей, помогают привнести новое в работе с детьми и найти иные способы для проведения совместных игр. Никому не нужные коробки, фантазия и желание помочь детям приносят огромную пользу в пополнении предметно-практической среды группы. «Волшебные коробки» могут использоваться как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а так же для стимулирования активности детей в процессе познании окружающего мира.
Литература.
О. В. Дыбина. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико- ориентированная монография -Педагогическое общество России, 2007 г.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е издание М - Мозаика-Синтез, 2011 год.
Риски и пути преодоления рисков при реализации проекта :
Риски при реализации проекта. Пути преодоления рисков при реализации проекта
Низкая заинтересованность родителей проектом.
- Индивидуальная беседа о важности общего дела.
- Консультация «Делаем вместе с детьми».
- Организация совместной деятельности детей и родителей.
- Организация выставки мини-музея совместных творческих работ детей и родителей.
Низкая заинтересованность детей проектом. Использование разнообразных форм, методов проведение мероприятий по проекту.
Недостаток демонстрационного материала. Обогащение материально - технической базы пособиями и игрушками: новые объекты для развития детей.
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта :
Развивать творческие способности детей и родителей.
Проявление своих способностей и стремление к успеху.
Приобретение и применение своих знаний на практике.
Работа в группе.
Публикации, распространение опыта.
Распространение в других образовательных организациях:
Значимость проекта заключается в том, что его разработки могут использоваться с детьми разного возраста.