Алёна Стасюк
Опыт работы «Досуг с родителями как один из видов детских культурных практик»
▼ Скачать + Заказать документы
Фролова Елена Викторовна, Кузовкина Юлия Александровна
«Детские культурные практики в раннем возрасте»
Не беспокойтесь, что Вы проводите с ребенком
не так много времени, как хотелось бы.
Значение имеет то, как Вы его проводите.
На сегодняшний день согласно ФГОС ДО, в содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы (П. 2.11.2.)
Но что же это такое на самом деле и как это можно использовать в работе в группе раннего возраста?
Публикация «Опыт работы „Досуг с родителями как один из видов детских культурных практик“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Давайте рассмотрим подробнее и попробуем ответить на этот вопрос.
«Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми». (Н. Б. Крылова)
Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
Ключевые моменты
• Тема деятельности основана на текущих интересах или вопросе ребенка (например, «Почему сосулька тает?») ;
• Важно получить «продукт» деятельности;
• Не длительная деятельность (1-2 дня);
Может быть в разных формах деятельности:
- манипуляция с предметами,
- фантазирование,
- творческая деятельность,
- коллекционирование,
- экспериментирование,
- игра,
- поисково-исследовательская деятельность и др.
• Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
• Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
Организация культурных практик
• Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
• В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
• В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
Культурные практики в группах раннего возраста
• Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества.
• В творчестве, как основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок, поделка;
• Создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется инициативность ребенка.
Учитывая то, что дети раннего возраста это самый интересный, благодарный и отзывчивый народ, а их родители порой не знают, как можно занять своего ребенка, мы решили использовать такой вид культурной практики – как совместный досуг с родителями.
Проработав год и проведя шесть досугов, мы поняли, что сделали правильный выбор.
Цель: Итак, мы поставили себе цель: показать родителям возможность сотрудничества с детьми в игровой практике и в разных видах деятельности.
И стали придумывать, как же ее решить так, чтобы было интересно участвовать и детям, и родителям.
Тема: Для начала мы определились с тематикой досугов, приурочив их к сезонным праздникам: Осень, 23 февраля, Пасха, Новый год, Масленица, 8 марта.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Родители активно принимают участие, делая заранее часть заданий дома. Совместная продуктивная деятельность всегда была сюрпризным моментом. Материалы и инструменты мы предоставляли сами. Им оставалось только сделать выбор.
Дети были в роли активных слушателей, участников и помощников.
Что же делали мы, воспитатели? А мы были организаторами, идейными вдохновителями и технической, а также психологической поддержкой (что, на наш взгляд, самое важное).
Ход событий.
Октябрь. «Здравствуй, осень!»
Вместе с родителями дома дети делали кормушки для птиц из разного бросового материала (коробочки, обрывки ленточек, самоклейка и т. д., а затем на улице вместе их вешали и наполняли.
Еще мы сделали много больших кленовых листьев и развесили их в разных местах площадки (на деревьях, заборчике, домике). Вместе их искали и собирали в корзиночку.
Обязательно показали родителям игры: «Солнышко и дождик», «Здравствуй, Осень!». Они с удовольствием играли вместе с нами.
В конце все вместе фотографировались.
Было весело, интересно и увлекательно. Дети играли, родители учились играть вместе с детьми. Это очень объединяет взрослых и детей, помогает им лучше чувствовать друг друга.
Ноябрь. «В гостях у сказки»
Родители объединились и заранее подготовили для детей театрализованную музыкальную постановку сказки «Теремок». Использовали куклы на руку, ширму. Мама - ведущая была в русском костюме и пела песни.
Мы с детьми снова показали родителям две игры, в которые можно играть где угодно. А затем было чаепитие.
Атмосфера театра и сказки, уюта и домашнего тепла настолько понравилась всем участникам (а особенно родителям, что они попросили проводить подобные встречи как можно чаще.
Декабрь. «Праздник к нам приходит»
Дома заранее родители и дети делали елочное украшение, так как идея этой встречи была украсить группу к Новому году и нарядить елку.
Для украшения группы были приобретены готовые большие блестящие звезды, но вешали их родители с детьми вместе в то место, где решит ребенок.
Мы водили хороводы вокруг елочки, пели песни. Родители вспомнили весь новогодний детский репертуар.
Получилось очень трогательно и по – домашнему. Взрослые радовались и дарили свои позитивные эмоции детям, а дети были в восторге от того, что они могут вместе со своими родителями провести время.
Февраль «В гости на блины»
Для родителей были проведены конкурсы: кто быстрее оденет на улицу и разденет ребенка. В роли моделей выступали дети. Для родителей конкурс оказался очень сложным, но забавным.
Также было предложено разделиться на две команды и поиграть в кейс - игру: ответить, как они справляются с предложенной проблемной ситуацией. (делимся опытом).
Дальше одна из мамочек подготовила и провела две подвижные игры, которыми можно занять детей в очереди, в дороге, на площадке.
А потом опять танцы с детьми и сувениры для родителей, которые дети сделали с воспитателями.
Обстановка была легкая и непринужденная. Радость в глазах детей, спокойствие в душе воспитателей, все это настраивает родителей на положительные эмоции. Они уже не боятся приходить, общаться, петь, танцевать и играть со своими детьми, как несколько месяцев назад. Цель почти достигнута. Продолжаем в том же духе.
Март «Как мы весело живем»
В рамках этого досуга мы показали родителям, как проходит наша НОД. Мы провели комплексное занятие «Едем в зоопарк», в котором были интегрированы все образовательные области: речевое развитие, познавательная деятельность, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
А после как обычно уже общая игра, танец и угощение.
Апрель «Веселые забавы»
Мы с детьми подготовили музыкальную костюмированную постановку «Алиса в стране чудес», где были задействованы все наши малыши. Они учились быть артистами, ходить по сцене и не бояться переодеваться в костюмы.
Затем показали новый танец и подарили подарок мамам – бусы из макарон, которые делали индивидуально с каждым ребенком заранее.
А в конце все вместе делали пасхальные яйца для украшения группы к празднику.
В наших досугах принимали участие не только мамы, но и папы, бабушки, дедушки, а также сестры и братья.
Вот таким насыщенным был для нас этот год. Было интересно нам и, надеемся, мы достигли цели, научив родителей не бояться своих детей, играть с ними и быть открытыми для нового.
Все это мы сделали в рамках детских культурных практик. Самое главное, это создание атмосферы доверия и спокойствия. Тогда и родители и дети, и воспитатели получают море позитива и удовольствия от проделанной работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития.
Для взрослого же появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка другом.
Делайте то, что вам интересно. Верьте в себя и у вас все получится.