Лариса Ничволодова
Региональный компонент как один из видов нравственно-патриотического воспитания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ
НА ТЕМУ:
«Региональный компонент,
как один из видов нравственно –
патриотического воспитания у дошкольников»
Выполнила: старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Ничволодова Л. И.
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство –
это каждодневное открытие мира и
поэтому надо сделать так, чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
Актуальность
Публикация «Региональный компонент как один из видов нравственно-патриотического воспитания у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса, где региональному компоненту отводится не более 40% от общего объема части основной общеобразовательной программы.
Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. В последнее время делается акцент на нравственно –патриотическое воспитание дошкольников, т. к. самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Проблема нравственного воспитания была и остаётся одной из самых актуальных на всех этапах развития общества, и особенно сейчас. Поэтому, на протяжении последних лет я целенаправленно работаю по нравственно-патриотическому воспитанию детей. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Данные источники помогли мне всесторонне и достаточно глубоко определить место нравственного воспитания в системе формирования базовой культуры личности ребёнка, подобрать психолого-педагогические условия, способствующие его нравственному развитию.
Цель работы:
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие подрастающей личности в условиях малой родины.
Определены следующие задачи:
1. Одной из важных задач по нравственно - патриотическому воспитанию является установление тесной связи с семьёй, с применением метода проектирования.
2. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
3. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр нравственно-патриотическому воспитанию).
4. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:
• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
• Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
Практическая значимость.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и д/с которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьям воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Исходя из этого, в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Вследствие осознания актуальности проблемы патриотического воспитания мною разработана система работы по ознакомлению с родным краем с учетом следующих принципов:
- принцип развивающего обучения: Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие (Л. С. Выготский);
- принцип взаимодействия с социальными институтами: Реализуется сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем, школой. Ознакомление с родным краем стало стержнем вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности;
- принцип личностно- ориентированного общения: партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала: предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям;
- принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности – иллюстрации, слайды, фото пейзажей.
- принцип последовательности- принцип постепенного перехода от более простого ребенку, личностно значимого, к сложному – культурно-историческим фактам;
- принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересный, увлекательный для детей.
Они направлены, прежде всего, на повышение познавательной и эмоциональной активности детей и осуществляются в рамках деятельностного подхода, т. е. в условиях выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном.
Реализуя поставленные задачи я решила, что наиболее важно будет обогащаться опыт детей, если предоставить им возможность путем исследования и поиска находить необходимую информацию, в рамках проектной деятельности.
Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
С этой целью мною были реализованы проекты по краеведению. Это одна из наиболее эффективных, интересных и целесообразных форм нравственно-патриотического воспитания, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проектная деятельность сочетает интересы всех участников проекта:
-педагог имеет возможность самореализации и проявление творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
-родители становятся активными участниками нравственно-патриотического воспитания детей;
-дети организовываются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Планирование проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.
При организации и проведении работы по нравственно – патриотическому воспитанию применялись следующие формы работы с семьей:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• лекторий для родителей;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
• факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации специалистов;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы);
• анкетирование.
Через данные формы я хотела донести до сознания родителей, что и дети и их родители являются носителями народной культуры.
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков: «Моя семья. Мой дом», «Детский сад», «Моя малая родина», «Мой родной край», «Родная страна», «Наша Армия», «Космос».
В группе мною создана предметно – развивающая среда патриотической направленности:
- оборудован центр «Моя Родина - Россия»;
- подобраны: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др. ;
- оформлены папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город Невинномысск», «Ставрополье и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края».
- оформлены сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.
- подобрана методическая, художественная литература, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Хотелось бы подчеркнуть немаловажную роль сотрудничества с социально значимыми учреждениями нашего города в формировании нравственно - патриотического сознания. Встреча с казаком атаманом нашего города, посещение краеведческого музея, все это открывает возможность проникновения в историю традиций и быта родного края.
Этапы работы проектной деятельности:
На первом этапе проводилось изучение проблемы нравственного воспитания, подобрана философская, психолого-педагогическая литература, что позволило сформулировать исходные позиции работы. На этом этапе было проведено обобщение и анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений по проблеме, была определена рабочая гипотеза.
На втором этапе мною разрабатывался комплексный проект нравственного воспитания «Краеведение». Были определены цели, задачи и отбор методов работы с детьми, диагностического сопровождения, апробация проекта, анализ результатов.
На третьем этапе - обобщение, систематизация и описание полученных результатов, внедрение результатов работы в практику дошкольного учреждения.
Осуществление данного проекта проходило через все виды детской деятельности.
Таким образом, был разработан комплексный проект поэтапного воспитания нравственных качеств (методика) у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: создание психолого-педагогических условий для формирования нравственных качеств с учётом регионального компонента Краеведения.
Каждый этап работы предусматривает решение определё нных задач:
1. Воспитание нравственных качеств ребёнка старшего дошкольного возраста.
2. Информационно-просветительская работа с родителями.
3. Организация целенаправленной работы с педагогами ДОУ по формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста.
I. Первоначально был разработан перспективный план работы в данном направлении. (Приложение 1.)
2. Создание условий предметно-развивающей среды в ДОУ:
a) оформление интерьера элементами данной тематики;
б) создание экспозиций по темам Краеведения;
в) наполнение экспонатами:
• народная утварь, мебель, игрушки и др. ;
• декоративно-прикладное искусство страны и Кубани;
• природные богатства и растения Ставрополья (гербарии, открытки);
• карты, гербы, флаги России, Ставрополья, города;
• фотоматериалы, альбомы, книги, брошюры, открытки о городе Невинномысске;
• мини-музеи – информация о предприятиях города и их продукции;
• макеты микрорайона, детского сада;
• библиотека Ставропольских писателей;
• картинная галерея;
• альбомы выпускников разных лет;
• народные костюмы;
• аудио- и видеозаписи гимна России, колокольных звонов, песен о родном городе.
г) изменение интерьера группы:
- опытнический центр (опыты с природными материалами Ставрополья);
- декоративно-прикладное искусство Кубани;
- фотовыставки о жизни группы, детского сада;
- фотоматериалы о семьях детей, семейные газеты, альбомы;
- авторские выставки детского рисунка;
- книги, альбомы о городе, крае, России.
3. Основные темы проектов перспективного плана были проведены через все виды деятельности и образовательные области: познание, безопасность, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, социализация, коммуникация, художественная литература, труд (с учетом ФГОС)
• игру;
• познавательные виды деятельности;
• продуктивные виды деятельности.
4. Для более полного представления детьми знаний об истории и традициях Ставрополья проводились праздники, развлечения, посиделки, спектакли для детей и родителей. Также во все виды деятельности детей включались игры-драматизации, игры-театрализации, игры-реконструкции, игры путешествия.
5. Кроме того, в воспитательно-образовательной работе использовались следующие методы:
• целевые прогулки и экскурсии;
• наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь жителей города, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.);
• рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей;
• беседы с детьми о родном городе;
• использование детских художественных произведений, диафильмов,
• разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
• знакомство детей с декоративной народной росписью;
• наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;
• привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.);
• личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающее активное участие в общественной жизни
После реализации данного проекта была проведена оценка уровня нравственного воспитания детей с использованием диагностической методики Калининой Р. Р. Полученные результаты указывают на существенную разницу итоговой диагностики (Приложение № 2) :
• общий уровень нравственного развития детей значительно повысился - на 41%;
• большая часть детей 53% дают чёткую оценку поступкам;
• в поведении детей не обнаруживаются агрессивные реакции при взаимодействии друг с другом, в играх дети уступают друг другу;
• прослеживается положительная направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам;
• дети знакомы и руководствуются нравственными нормами и правилами.
Проведение диагностического исследования показало положительную динамику, по сравнению с данными на начало работы по программе. Установленные в процессе реализации проекта «Краеведение» дружеские взаимоотношения, постепенно переходят и в повседневную жизнь; дети стали более внимательны друг к другу, снизился уровень агрессивных проявлений; дети стали более внимательны друг к другу, демонстрируют положительную нравственную направленность в поведении по отношению к близким взрослым и сверстникам, к которым они испытывают симпатию.
На мой взгляд, проведённая работа по нравственному развитию детей дала возможность повысить его уровень, показала пути совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.
Таким образом, реализация проекта «Краеведение» показала свою эффективность.
Но проблема нравственного воспитания является сложной и многоаспектной. В перспективе я планирую продолжение работы по выбранной проблеме. Дальнейшее исследование этой проблемы будет осуществляться в следующих направлениях:
• разработать проекты: «Россия – Родина моя», «Земля – планета, на которой мы живём»
• адаптировать проекты к условиям дошкольного учреждения
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ
Месяц проект «Мой город и край, в которой я живу»
Задачи
Сентябрь 1. Закрепить представления о городе, в котором мы живём, об истории его возникновения, о его особенностях и достопримечательностях.
2. Познакомить с другими городами Ставропольского края, их особенностями и достопримечательностями.
Октябрь 1. Закрепить представления об истории возникновения Невинномысска, Ставрополя.
2. Дать понятие «невинномысец», указывающее на принадлежность человека к городу, в котором он живёт. У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт – своя «малая Родина». Наша Родина – Россия.
3. Закрепить знания о Российском гербе, флаге, гимне. Познакомить с гербами Ставрополя и Невинномысска.
Ноябрь 1. Закрепить знания о том, как горожане чтут память о знаменитых людях нашего города.
2. Познакомить с улицами, площадями, памятниками нашего города.
3. Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну.
4. Познакомить с памятниками защитникам Отечества.
5. Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.
Декабрь 1. Обобщить представления детей о промышленности Невинномысска.
2. Познакомить с промышленностью Ставропольского края.
Январь 1. Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий Невинномысска.
2. Сравнить архитектуру прошлого и настоящего.
3. Продолжать знакомить с местами отдыха невинномысцев (парк, аллеи, стадион, кинотеатры, бассейн и т. д., особенностями ландшафта.
4. Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.
1 Проект «Мой детский сад – моя маленькая Родина» задачи
Февраль 1. Закрепить представления детей о том, что значит быть «россиянином». Сделать акцент на любви к малой родине, к родному дому, детскому саду, своей семье.
2. Дать детям о том, что такое семья. Воспитывать в них любовь и уважение к своей семье, к родному дому.
3. Знакомить детей с детским садом, который они посещают. Дать почувствовать, что детский сад - их второй дом. А свой дом надо хорошо знать и быть в нём хозяином.
4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи
Проект «Ставрополье - Родина моя»
Март 1. Продолжать знакомить с историей развития промыслов Ставрополья, показать их связь с местными условиями, с технологией изготовления изделий, с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего.
2. Прививать любовь и уважение к труду людей, создающих продукт трудовой деятельности.
Апрель 1. Продолжать знакомить детей с природой родного края.
2. Закрепить знания о флоре и фауне Ставрополья.
3. Обобщить представления детей о полезных ископаемых нашего края.
Май 1. Закрепить знания о том, как воины – солдаты защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
2. Познакомить с героями невинномысцами Великой Отечественной войны, вспомнить памятники героям ВОВ.
3. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
Гистограмма сравнения уровней нравственного развития детей экспериментальной группы
Заключение.
Таким образом, в результате проделанной работы – в познавательном плане дети узнали в общих чертах историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребята получили комплексное представление об окружающей их природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Также отмечается улучшение поведения детей, смягчение их характера; позитивные изменения во внутрисемейных отношениях. У детей расширился круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого малого, с любви к своей маме, отцу, к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Главный результат проделанной работы - повысился познавательный интерес детей к истории своих предков, к их традициям, быту, обычаям.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольных образовательных учреждений, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Используемая литература:
1. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» / М. : ЦГЛ,
2005.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006–2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000.
3. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
4. Р. М. Литвинова «Региональная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» / ООО «Литера», 2009.
5. Р. М. Литвинова «Казаки на Ставрополье» учебно-методическое пособие для образовательных учреждений, Ставрополь, 2009.
6. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников». / М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
7. В. В. Ходарев «Детские казачьи игры и забавы». / Ставрополь, 1993.
8. Материалы журнала «Дошкольное воспитание», ресурсы интернет сайтов.