Виктория Боенко
Озвучивание сказки как один из видов творческого музицирования с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? А что такое творчество? Основной критерий, отличающий творчество — это уникальность его результата. Человека можно назвать творческим, если у него хорошо развито воображение и фантазия, он способен к изобретательству, нахождению нестандартных решений в различных ситуациях. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от окружения ребенка. Поэтому формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач воспитания.
Публикация «Озвучивание сказки как один из видов творческого музицирования с детьми» размещена в разделах
Являясь специалистом по музыкальному воспитанию детей, я отлично понимаю, что задача по развитию творческих способностей ребенка в большей степени относится именно ко мне и к моей деятельности. Находясь в постоянном поиске новых методов, технологий, форм, я пытаюсь найти что-то созвучное моему педагогическому опыту, моим музыкальным предпочтениям. Ведь если будет нравиться мне, если затронет меня, значит наибольшей будет и отдача в работе с моими детьми. Надо сказать, что одной из моих самых любимых тем в работе с детьми все прошедшие годы была тема музыкально-театрализованной деятельности и постановки музыкальных сказок. Но хотелось найти что-то новое, интересное, что могло бы заинтересовать современных детей еще больше. Так я пришла к вопросу о слиянии двух видов деятельности – музыкально-театрализованной с игрой на музыкальных инструментах. То есть, к озвучиванию музыкальными инструментами любой детской сказки или сценки. Далее, по мере изучения опыта коллег по этой теме, я познакомилась с новыми технологиями, методиками. Таким образом, двигаясь дальше, я стала заниматься выбранной мною темой достаточно серьезно, поставив определенные цели и задачи. Итак:
• воспитывать интерес и любовь к музицированию посредством создания благоприятных условий для импровизации через музыку, движения, слова;
• обучать элементарным навыкам игры на детских музыкальных и шумовых инструментах;
• способствовать формированию интереса к театрализованной деятельности, представляя возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа;
• развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук для приобретения навыка управления куклами различной конструкции;
• способствовать в процессе создания музыкальной сказки становлению и развитию таких качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость; развивать память и умение сконцентрировать внимание;
• развивать фантазию, музыкальный вкус.
Известный педагог-психолог Каневский В. Р. сказал : «Детям нужно активное музицирование, а не пассивное слушание. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, придумывать сказку, озвучивать стихи. Дети не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями. Они внутри музыки, а не снаружи её». Действительно, вопрос актуальности и важности проблемы музицирования с детьми стоит сейчас достаточно остро. Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Дело в том, что, по мнению многих ученых-психологов, мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в его первые годы жизни. Этот период "дозревания" есть самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, тем успешнее начинается это развитие. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей еще и потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А ведь накопление личностного опыта и знаний – это необходимая предпосылка для реализации творческой деятельности дошкольника в будущем. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал выросшего человека.
Становится ясно, что творческое музицирование является той формой, которая позволяет многопланово решать проблему развития творческих способностей ребенка. Главная задача такого музицирования – импровизационная, творческая игра в музыку в самых разнообразных формах. Музицирование дает возможность каждому ребенку выразить себя: «изобрести» свой способ игры, показать свое отношение к музыке в различных движениях.
Так вот, чтобы процесс музицирования стал для детей еще увлекательней, я решила попробовать с ними «озвучить» какую-нибудь сказку, а именно «Курочку Рябу». На первом этапе мы стали выбирать с детьми музыкальные инструменты для «озвучивания» главных персонажей сказки. Получилась такая картина: деда «озвучивает» бубен, бабу – ложки, курочку – молоточек и шумовой шарик с крупой, мышку – колокольчик. А звук падающего яйца – это трещетки. Каждый ребенок выбрал себе музыкальный инструмент из перечисленных выше, и получилось несколько групп. Потом дети стали музицировать, каждая группа инструментов вступала в нужный момент, исходя из текста сказки, которую рассказывала воспитатель.
На втором этапе мы стали пробовать со всеми детьми изображать движениями героев сказки, а потом выбрали для исполнения ролей тех детей, у которых это лучше всего получилось. Так выбранные дети стали участниками театрализованной деятельности. Но никаких слов пока мы с ними не учили, они исполняли пантомиму.
Далее, на третьем этапе, мы попробовали соединить текст сказки с тем, что у нас сложилось на первых двух этапах. Выглядит это так. Соответственно тексту сказки, который читает воспитатель, выходят главные герои. Их выход сопровождается музыкой на фортепиано и выбранным инструментом, точнее группой инструментов. Например, на выход деда играют бубны, бабы – ложки, курочки – молоточки, курочка клюет под встряхивание шариков, а мышку «озвучивают» колокольчики. И так далее. В конце дружная семья поет песню. И заканчивается сказка танцем всех героев под звучание всего оркестра. Здорово!
Потом мы попробовали с детьми постарше «Колобок», причем это было летом, на улице. Потом появилась сказка «Непослушный огурчик», и так далее. Об этом в следующий раз.