Светлана Басова
Проект «Наш дом Земля!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Наш дом-Земля!»
Вид проекта : опытно-исследовательский.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, родители.
База реализации проекта : ГБОУ ООШ №4 структурное подразделение детский сад «Буратино» .
Публикация «Проект „Наш дом Земля!“» размещена в разделах
Актуальность темы: актуальность обусловлена противоречием между увеличивающимся негативным воздействием человека на окружающую среду и отсутствием эффективных технологий экологического образования и воспитания.
Цель: Способствовать благоприятному вхождению ребенка в окружающий мир, основываясь на знание и опыт, полученные в ходе проекта;
Формирование у детей ответственного отношения к природе через различные виды деятельности:
• Познавательно-исследовательскую
• Трудовую
• Ценностно-ориентированную
• Творческую
• Коммуникативную;
Создание условий для формирования социальной компетенции детей, путем совместной работы.
Задачи проекта :
• Расширить знания детей о растениях.
• Сформировать представление об их значимости.
• Воспитание любви к природе, воспитание наблюдательности и бережного отношения к окружающей среде.
• Воспитание экологической культуры.
Предполагаемый результат:
• Расширение знаний об окружающем мире и умение применять их в повседневной жизни.
• Осознание детьми уникальности природы, ответственности за деятельность человека.
• Сформируется представление о растительном мире.
• Система педагогической работы в экологическом развитии детей.
Механизмы реализации целей и задач проекта : мероприятия проводятся в системе совместной детско-взрослой деятельности в виде бесед, опытов, уроков познавательного цикла, чтения художественной литературы, наблюдения, творческой деятельности. Родителям предоставляется возможность совместной детско-взрослой деятельности по организации и использованию эколого-развивающей среды.
Реализация проекта.
Совмещение этапов проекта со всеми образовательными областями:
1. Игровая деятельность: дидактические, настольно-развивающие и сюжетно-ролевые игры по темам «Огород», «Сад», «Растения», «Цветы».
2. Познавательное развитие: целевые прогулки, наблюдения, опыты.
3. Ценностная-ориентировка: беседы и обсуждения с детьми и родителями по темам «Природа», «Растения», «Цветы».
4. Ознакомление с художественной литературой: чтение стихов, рассказов, сказок о растениях, цветах.
5. Художественная (творческая) деятельность: рисование, лепка, аппликация по темам «Растения», «Лето».
6. Трудовая деятельность: Работа по благоустройству цветника, огорода, уход за растениями в цветнике и на огороде.
7. Физическое развитие: Подвижные игры
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1-Й ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
На подготовительном этапе работы необходимо:
1. определить формы и методы исследования;
2. провести предварительную работу с родителями и детьми;
3. выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.
Предварительная работа с родителями: проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:
Предварительная работа с детьми:
1. Проведение занятия на тему «В волшебной стране цветов».
2. Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
3. Подготовка личных папок детей «Цветик-семицветик» для фиксации результатов исследований.
2-Й ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
В ходе данного этапа предполагается получить ответы на следующие вопросы:
1. Из чего состоят цветы?
2. Где растут цветы?
3. Листья и цветки – какие они?
4. Могут ли растения обходиться без тепла, воды и света?
5. Почему растениям нужна почва?
Поиск ответа на вопросы осуществляется посредством следующих форм и методов работы:
• Самостоятельное наблюдение;
• коллективное наблюдение;
• экспериментирование;
• трудовая деятельность детей;
• творческая деятельность.
Ход исследований
Исследование 1: Строение цветов. Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования, растущий в цветнике. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка: стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: «А все ли составные части цветка мы отметили?» Дети отвечают: «Нет. Мы не отметили корень».
Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.
Вопрос к детям: А где же корень?
Дети: В земле.
Воспитатель: Правильно, в земле.
Далее детям предлагается нарисовать цветок. Данные рисунки будут помещены в личные папки детей «Цветик-семицветик».
Исследование 2: Листья и цветы. Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. Для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие. Так же детям предлагается обдумать ответ на вопрос: «Как цветки приобретают цвет и запах?» Воспитатель читает данные энциклопедии о цветках.
Данные исследования заносятся в личные папки рисунками листьев с отметками: гладкие – волнистая линия, шершавые – изобразить колючки, твердые – квадрат, мягкие – круг и т. д. по выбору воспитателя (внизу листа подписать все отметки).
Исследование 3: Жилки цветов. Детям предлагается исследовать листья и стебли на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Воспитатель рассказывает для чего они нужны в листьях. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. Данные рисунки помещаем в личные папки детей.
Исследование 4: Экскурсия на огород. Дети рассматривают растения на огороде. Воспитатель отмечает то, как они посажены. Проводится беседа об огородных растениях и уходе за ними.
Воспитатель. А теперь поговорим подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете когда сажают огород? (ответы детей)
Воспитатель. С какого месяца? (ответы детей) Почему именно в это время года надо сажать? (ответы детей) Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей).
Воспитатель. Зачем мы сажаем огород? (ответы детей)
Воспитатель. Как нужно ухаживать за растениями на огороде? (ответы детей)
Воспитатель. А какие нам нужны для этого инструменты? (ответы детей)
Воспитатель. Молодцы! А сейчас, мы с вами поиграем в игру, она называется «Отгадай-ка», я буду показывать картинки, а вы отгадывать названия овощей.
Данные исследования заносятся в личные папки рисунками огорода.
Исследование 5: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости влаги для роста цветов.
Содержание опыта: Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.
Результаты опыта заносятся в личные папки детей – делаются рисунки «Капелька и цветок», означающие необходимость воды для роста цветов.
Исследование 6: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.
Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету. Далее два одинаковых растения поместить одно в теплое место, другое в холодное.
Результаты опыта заносятся в личные папки детей – дети рисуют солнышко на летней полянке, которое означает свет и тепло для цветов.
В конце недели отметить результаты в личные папки детей: дети рисуют схему – росток в банке с водой – посадка ростка в почву – обеспечение ростку света, тепла и влаги – росток растет в почве.
Результаты исследования заносятся в личные папки детей аппликацией «Корзина с овощами».
3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Здесь предлагается организовать праздник для детей и родителей группы «День цветов», где дети представят на обозрение родителей свои личные папки, подготовят и расскажут рассказ или сказку о своем цветке. Воспитатели проведут конкурс «Угадай название цветка». Далее родители вместе с детьми представят домашнее задание – выращенный цветок и рассказ о том, как он рос, как за цветком ухаживали и т. п. Лучшим завершение праздника будет чаепитие.