Нина Александровна Кудряшова
Тема педагогического проекта: «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема инновационного педагогического проекта :
«Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста»
Источник изменений:
Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который посвящен воспитанию нравственных качеств личности, но вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. В связи с этим я определила проблему этического развития дошкольников, как одно из приоритетных направлений в своей работе с детьми.
Публикация «Тема педагогического проекта: „Формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Психологические отношения человека предполагают три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Ребенок только тогда начнет руководствоваться в своем поведении нормами и правилами, когда у него будет выработано к ним соответствующее эмоциональное отношение. В обратном случае это может в будущем выразиться в сухости и черствости во взаимоотношениях с людьми и других дефектах эмоциональной жизни.
Предложенная работа поможет детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их внешних проявлений, причин возникновения; воспитывает гуманные чувства; способствует формированию доброжелательных отношений к друзьям и окружающим.
Идея и сущность инновационных преобразований:
Я предлагаю проводить работу с детьми дошкольного возраста по формированию у них эмоционального отношения к социальным нормам в виде специально организованной пошаговой системы (технологии). Цель технологии – развитие на основе понимания эмоционального состояния другого человека эмпатии, обращая внимание на действенный компонент: «а что Я могу сделать в этой ситуации, как помочь, поддержать» и т. д. Предлагаемые методические приемы: чтение и анализ сказок, выделение героев с различными чертами характера; проигрывание этюдов (отрывки из сказок, сценки из жизни, передающих различные черты характера; развивающие и словесные игры; рисование, раскрашивание (в том числе с использованием восприятия цвета, проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»); использовании элементов психогимнастики; игровых упражнений, обучающих ребенка различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и чувствами, позволяют реализовать следующие образовательные и воспитательные задачи: познакомить (узнать, запомнить; узнавать в героях, в людях) с моральными чертами характера, проявляющимися в отношении к людям, труду, вещам и т. д. ; дать понятия о парности нравственных качеств (добрый – злой); обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающие различные черты характера; формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления; способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость и т. д.) сначала в игре, затем в повседневной жизни детей; развивать на основе эмоционального состояния другого человека эмпатию, обращая внимание на действенный компонент; способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
Технология воспитательного процесса рассчитана на период 3 года – с 4 до 7 лет. Перспективный план предполагает организацию совместной деятельности с детьми, рассчитанной по кварталам. Реализация поставленных задач осуществляется на основе литературных произведений, в первую очередь сказок (в течение квартала планируется работа на основе одной сказки). Предпочтение отдается сказкам, персонажами которых являются животные, так как народная мудрость и детская натура сказочников знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы животных, которые связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир, тогда как феи, волшебники – это придуманные герои. Через эту «переходную ступеньку» ребенку легче понять чувства других людей, что способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать. Сначала представления детей о добре и зле, должном и недолжном, запретном и возможном как бы слиты с персонажами. Но постепенно отделяются от них, превращаясь в самостоятельные. Таким образом, ребенок впервые усваивает и нравственную норму. Предлагаемый перечень сказок: русская народная сказка «Заюшкина избушка», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», английская сказка в обр. С. Михалкова «Три поросенка» - средняя группа; русская народная сказка «Лисичка сестричка и серый волк», русская народная сказка «Морозко», нанайская сказка в обр. Д. Нагишкина «Айога» - старшая группа; русская народная сказка «Лиса и журавль», В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Ш. Перро «Золушка» - подготовительная группа. После знакомства со сказкой следует ее драматизация. Дети «встают» на место героя, переживают за него, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему, является проигрывание этюдов на выражение эмоций, воспроизведение отдельных черт характера.
Предложенные мероприятия помогут ребенку задуматься о нравственных и безнравственных поступках, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие или доброту.
С целью формирования первичных понятий о моральных качествах человека на примерах стихов, коротких рассказов нравственного содержания в группе оформляется альбом «Правила доброты». Некоторые правила формулируются в виде пословиц, поговорок, так как дети 6 – 7 лет начинают понимать смысл народной мудрости.
Правило №1 «Помогай маленьким, слабым, попавшим в беду».
Правило №2 «Не будь жадным, делись с друзьями игрушками (книжками)».
Правило №3 «Не делай другому зла» («Что посеешь, то и пожнешь»)
Правило №4 «Будь вежлив, не груби» («Хорошее слово всегда к месту, а от худого слова да навек ссора»).
Правило №5 (честности) «Говори то, что думаешь, сказал – сделай, ошибся – признайся, забыл – попроси прощения, не можешь сказать правду – объясни, почему».
Правило №6 «Не ленись, будь трудолюбивым» («Не спеши языком, торопись делом»)
Когда дети начнут дифференцировать в своем сознании положительные и отрицательные поступки, отражать свое отношение к ним в речи, в группе целесообразно оформить «Календарь добрых дел», где воспитатель по просьбе ребенка отмечает «хороший поступок», который он совершил, и обязательно спрашивает, что ребенок чувствовал в этот момент, как к поступку отнеслись сверстники, родители.
Детям подготовительной к школе группы для совместной деятельности можно предложить интересную настольную игру с кубиком в стиле «ходилки» под названием «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Правила игры: играют от 3 до 6 детей; попадая на картинку с «хорошим» поступком, игрок забирает себе фишку, и наоборот, отдает фишку, если попадает на картинку с «плохим» поступком.
Еще одна дидактическая игра, ставящая перед собой целью формирование у детей адекватного отношения к поступкам окружающих (положительного к хорошим и отрицательного к плохим) – «Оцени поступок». Правила игры: на грани куба размером не менее 10 см наклеены сюжетные картинки с различными ситуациями; дети по очереди бросают куб, рассказывают о том, что они видят на рисунке, нравится ли им поступки детей и почему; как бы они поступили в данной ситуации.
Итак, предложенная работа поможет детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их внешних проявлений, причин возникновения, воспитывает гуманные чувства, способствует формированию доброжелательных отношений к друзьям и окружающим. Дети смогут видеть связь между поступками и чувствами, настроением и поведением, управлять собственными эмоциями. У них будет постепенно вырабатываться модель желательного поведения и негативное отношение к нежелательному поведению.
Публикации по теме инновационного педагогического опыта :
1. Статья «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам». Материалы региональной научно – практической конференции ХГУ им. Н. Ф. Катанова «Основные направления модернизации современного дошкольного образования» 10.03.2005, стр. 86 – 89.
2. Статья «Решение проблем освоения основных направлений гуманной педагогики в дошкольном образовании через развитие социальных чувств». Материалы круглого стола ГОУ ДПО ХРИПК и ПРО «Школа и детский сад: проблемы преемственности» 18.10.2005, стр. 91 – 93.
3. Статья «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам». Материалы Республиканской дистанционной научно – практической конференции «Проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе» Министерства образования и науки республики Хакасия ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (26 мая 2010 г., стр. 219 – 220.
4. Статья «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам». Публикация материалов (описание пошаговой системы; планирование работы на среднюю, старшую и подготовительную группы). Журнал «Ребенок в детском саду» : 2010 г. № 3; № 4. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.
Используемая литература:
1. Гаврина С. Е. «Учимся понимать друг друга», «Олма – пресс», М., 2002;
2. Данилина Т. А. «В мире детских эмоций», «Айрис Пресс», М., 2004;
3. Калинина Р. Р. «Тренинг личности дошкольника», изд. «Речь», С-П., 2001;
4. Чистякова Н. И. «Психогимнастика», М., 1990;
5. «Эмоциональное развитие дошкольников» (под ред. Кошелевой А. П., М., 1984.