Валентина Чертовских
Продолжение Проекта «Земля-наш общий дом».
▼ Скачать + Заказать документы
ГЛАВА 2: ОПИСАНИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛАЩЕНИЯ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
2.1. Описание проекта :
Участники проекта : Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Тип проекта : Образовательный.
Масштаб: Среднесрочный.
Продукт проекта : Модели природных зон Земли, макеты природных зон с обитателями, картотека детской художественной литературы, совместные
Публикация «Продолжение Проекта „Земля-наш общий дом“,» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
(дети-родители) мини-проекты о жизни в природных зонах, жилища людей в разных природных зонах, картотека игр народов мира, куклы в национальных костюмах.
Возраст детей, на который рассчитан проект : Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Сроки реализации проекта : ноябрь – апрель
Проблема: Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика помогла выявить некоторые особенности развития детей нашей группы. Одной из образовательных областей, требующей особого педагогического внимания, является – образовательная область «Познание».
Развитие детей группы сильно отличается друг от друга, дети имеют разный уровень познавательного интереса. В группе есть дети с высокой познавательной активностью. А есть и такие, которых больше интересуют игрушки. И именно у этой части детей одной из ярких проблем, выявленных в результате диагностики, является недостаточно высокий познавательный интерес к природе и окружающему миру. Формы работы и с теми, и с другими не могут быть одинаковыми как в силу разного уровня развития детей, так и в силу различия их интересов. В рамках непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», в частности решая задачи развития кругозора на примере темы «Природные зоны Земли», планируемой лишь 1 раз в 2 недели, сделать так, чтобы дети все увлеклись, поняли, осмыслили это непросто, поскольку занятия проводятся фронтально со всеми детьми. Поэтому и появилась идея предоставить возможность каждому ребенку побыть в роли исследователя, самому узнать что-то новое.
Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.
Задачи:1. Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня, условий жизни их обитателей (животных, растений).
2. Формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о расах, населяющих Землю, их традициях, особенностях жизни людей в разных уголках планеты.
3. Развитие способностей детей старшего дошкольного возраста анализировать особенности, видеть закономерности жизни в разных природных зонах.
4. Приобщение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов по поиску и сбору углубленных знаний по природным зонам как активных участников образовательного процесса.
5. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.
6. Обогащение предметно-развивающей среды группы, раскрывающей особенности разных природных зон и ее обитателей.
Стратегия достижения поставленной цели:
Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа:
I этап – Организационный.
Цель. Вовлечение детей и родителей в проект.
Отбор участников, распределение материала между участниками проекта, подбор детской энциклопедической литературы. Создание плана работы с детьми и родителями. Организация условий для реализации целей и задач проекта.
2 этап - Реализационный (содержательная часть).
Цель. 1. Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: заинтересованность родителей в оказании помощи детям в подготовке познавательного материала для презентаций.
2. Расширение Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему. Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками. Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.
3 этап. Итоговый
Цель. Выявить уровень познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о многообразии жизни на планете Земле. Проанализировать востребованность детьми созданных моделей и макетов в повседневной самостоятельной деятельности.
Выявить уровень социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умение выступать перед сверстниками, умение слушать выступающего.
Проанализировать вовлеченность родителей и детей в процесс совместной работы.
Перспективы реализации проекта : проект может быть реализован в образовательных учреждениях различного типа (дошкольное, дополнительного образования, начальная школа). Для его реализации не требуется дополнительных материальных и энергетических затрат. Проект способствует консолидации усилий педагогов и родителей по формированию экологического создания детей дошкольного возраста, тем самым отвечая параметрам федеральных государственных требований.
2.2. Описание практической реализации проекта, анализ результатов проектной деятельности :
План работы по реализации проекта
№ п/п Мероприятие Срок Ответственный/целевая аудитория Продукт /
Результат
1. Информационный стенд в родительском уголке Консультация для родителей «Детское исследование – что это такое» 1 декада ноября Воспитатели/ родители Распечатанная информация на тему / Знакомство родителей с основами проектной исследовательской работы дошкольников
2. Родительское собрание.
Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы» 2 декада ноября Воспитатели /родители Посещение собрания 70% родителей. Знакомство родителей с перспективами работы по экологическому развитию детей группы. Интерес к новой форме работы
3. Разработка тем для детских исследований Начало ноября Воспитатели
/родители, дети Тематика детских исследований
4. Занятия по формированию экологических представлений Ноябрь-апрель Воспитатели/
дети Систематизация накопленных знаний
5. Распределение тем и направлений исследований («Земля – наш общий дом») по экологии 2 декада ноября (после собрания) Воспитатели/ дети, родители Календарный план подготовки выступлений по проведенным исследованиям
6. Создание макетов природных зон Ноябрь-апрель Воспитатели, дети, родители Макеты природных зон
7. Подбор видеороликов о жизни животных и растений в природных зонах Ноябрь-апрель Воспитатели Видеоролики о жизни животных и растений в природных зонах
8. Создание мультимедийных презентаций с характерными картинками, отражающими яркие особенности природных зон (жизнь растений, животных, человека) Ноябрь-апрель Воспитатели Презентации с подбором характерных картинок природных зон
9. Включение родителей в процесс познавательного развития детей в соответствие со сроками Ноябрь - апрель Родители /дети 1. Помощь детям в сборе познавательной информации, поддержание интереса к теме исследования,
2. помощь в обогащении предметно-развивающей среды
10 Детские выступления на выбранную тематику Ноябрь-апрель Воспитатели, Родители /дети 1. Детские выступления перед сверстниками
2. Умение интересно подготовить познавательную информацию, выступать перед слушателями
11 Анализ познавательной активности детей (разнообразие жизни на земле) Апрель Воспитатели/
дети 1. Результаты диагностики познавательной активности детей
2. Выводы о проведенной работе
12 Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. Анкетирование родителей. Апрель Воспитатели/ родители Посещение собрания 70% родителей Рефлексия о совместно проведенной работе.
13. Итоговый анализ проведенной работы Апрель Воспитатели Отчет о реализации проекта. Общие итоги
Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
Повышение познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские мини проекты по знакомству с многообразием жизни на планете Земле.
У детей будут сформированы представления в процессе собственной активности (через подбор иллюстраций, поиск познавательной и энциклопедической литературы) о природных зонах земли (Арктика и Антарктика, тундра, тайга, степь, джунгли, пустыня, условий жизни их обитателей (животных, растений). Обогатятся представления детей о том, что Землю населяют люди разных рас, их жизнь в разных природных зонах отличается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа психолого-педагогической и экологической литературы, мы сделали вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
По результатам проведенной работы показали, что проект оказал влияние на :
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явлении, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
- знания детей о неживой, живой природе.
Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоречивые тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений живой и неживой природы.