Зоя Арсланбекова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Наша Земля — живая»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познание» /ФЦКМ/»
Тема: «Наша Земля – живая»
Место проведения : групповая комната.
Длительность: 30 минут.
Программное содержание:
Познавательные задачи:
познакомить детей с составом почвы; как она образуется, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.
упражнять в умении анализировать, сравнивать;
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „Наша Земля — живая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
активизировать словарь; сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог,пустыня, плодородная.
Воспитательные задачи:
учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;воспитывать любовь к природе.
учить видеть необычное в обычном;
формировать основы экологической культуры.
Оборудование и материалы:
Мисочки с песком, глиной, почвой, камнями; вода, ложечки для воды; салфетки; трубочки для коктейля; поднос для «создания» земли; поднос с землей и проросшими побегами; дидактическая игра «Откуда горсть земли?»
Интеграция образовательных областей
Приоритетная область – «Познание» /ФЦКМ/
По задачам и содержанию психолого – педагогической работы;
«Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
«Чтение художественной литературы», «Физическая культура»
Виды деятельности: коммуникативная, поисково - исследовательская, двигательная.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель. Дети, я сегодня получила звуковое сообщение и хочу дать вам послушать.
МЫ ИНОПЛАНЕТЯНЕ. ЖИТЕЛИ ДРУГОЙ ПЛАНЕТЫ. ЛЕТИМ НАД ВАШЕЙ ПЛАНЕТОЙ ЗЕМЛЯ. ВИДИМ МНОГО РАЗНОЦВЕТНЫХ ОСТРОВОВ. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ НЕ ЗНАКМ – НО С НАШЕГО КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ ЭТО ОЧЕНЬ КРАСИВО СМОТРИТСЯ. РАССКАЖИТЕ НАМ ПОЖАЛУЙСТА.
Воспитатель. Дети, как ответим на заданный инопланетянами вопрос.
Подумайте, что значит разноцветие на земле – давайте вспомним глобус. Итак:
Синий цвет – это вода.
Зеленый цвет – это лес.
А красный цвет – весенние цветы цветут – маки.
Желтый цвет - цветут одуванчики. А вот цвет земли коричневый.
Сообщение доставлено, надеюсь понравится инопланетянам. Ведь это же наша ЗЕМЛЯ.
А теперь послушайте загадки:
Не человек, а пьет. Не повар, а всех кормит.
Её все матушкой зовут, по ней все ножками идут.
Она частенько умывается, четыре раз в году переодевается.
Да это земля – есть такая кладовая. Положишь в неё мешок зерна, а осенью смотришь вместо одного уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки, а семена разлетаются, и попадая в такую землю – полежат, полежат и на тебе цветок, дерево или растение вырастает.
Это не сказка, а быль. Чудесная кладовая есть на самом деле.
И вы догадались, что это земля. Сегодня поговорим о той самой земле, которую называют «Матушка – кормилица наша»
Воспитатель. А дети наши знают и поговорки:
Земля заботу любит
Земля тарелка, что положишь, то возьмешь.
Добра мать до своих детей, а земля до своих людей.
Физминутка: Я почва – верхний слой, дружат травы все со мной.
И деревья, и кусты, червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю: «Чтите Матушку свою!»
Наша круглая планета называется Земля.
Все живущие под солнцем – братья нам. И мы друзья!
Итак - земля это почва, на которой растут растения. А почему они растут?
Из чего состоит почва? Кто в ней живет? Где она твердая, рыхлая, где плодородная, а где песчаная? На все эти вопросы мы с вами постараемся ответить. Для этого я предлагаю стать маленькими учёными и пройти в лабораторию. Здесь вы будете проводить опыты, наблюдать, исследовать. На столах есть все необходимое для работы.
Свои исследования начнем с почвы - как верхнего рыхлого слоя земли.
Демонстрация таблицы «Почва в разрезе»
Воспитатель: Какого цвета верхний слой земли – ответ: тёмного.
Да, это плодородный слой земли – называется – почва.
Какого цвета следующие слои почвы?
Итак – почва состоит из песка, камня, глины. Перед вами в мисочках – песок, камни, глина, почва.
Свойства песка нам уже известны – мы знаем,что он сыпучий, состоит из маленьких песчинок.
Если намочить его, можно слепить любую скульптуру как на берегу моря.
Свойства глины – сухая глина твёрдая, если намочить её, то глина становится мягкая, пластичная.
Свойства камня – рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о дружку.
Какие они - твёрдые, холодные, гладкие, шероховатые.
Налейте воды на них – что изменилось – только цвет, они стали ярче, красивее. Мягче не стали, не слиплись, вода не впиталась. Кто знает, где «живут камни» - на земле, под землей, в земле, на дне морей, рек, озер.
Свойства почвы – рассмотрите её внимательно, исследуйте – из чего она состоит
Она состоит из сухих листьев, веточек, камешек, песчинок. В ней находится «еда» для растений и чем больше её, тем лучше чувствуют себя растения.
Показ слайда: «Как образуется почва»
Ещё почву называют «Подземным царством» Как вы думаете – почему?
В ней обитают много жильцов – это дождевые черви, жуки, кроты…Показ слайда: «Подземные жители»
Чем они дышат? Как и все – воздухом. А есть ли в почве воздух.
Опыт. Опускаем почву в воду и наблюдаем за процессом эксперимента. Вывод: в почве есть воздух.
Скажите, где в почве воздуха больше – в местах, где ходят люди или в рыхлой почве.
Что нужно делать, чтобы почва была рыхлой на огородах, полях – перекапывать, вспахивать тракторами – весной перед посевом растений и осенью, после сбора урожая.
Опыт. Как из почвы выделить воду? Нагреваем почву в сковородке, накрытой стеклом и видим результат - на стекле капельки воды, так необходимых для роста растений.
Игра: «Откуда эта горсть земли?»
На игровом поле иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов нашей планеты
Они размещены в виде цветка с лепестками - 1- пустыня,2 –лес,3 –цветник,4 – каменистый берег моря, 5 – глинистая дорога,6 –горы.
Вопрос – из каких мест взяты «горстки земли» они у вас в мисках. Дети по очереди называют –
Песок – пустыня. Большие камни – горы. Камешки морские – берег моря. Почва – цветник, лес. Глина – дорога.
Заключительная часть - мы с вами провели интересные исследования. Что мы выяснили – чудесную кладовую нужно беречь, подкармливать, не загрязнять. Если почва «болеет»
она уже не накормит людей, а животные не могут жить в такой почве.
Давайте скажем «Матушке – Земле» несколько добрых слов и пожеланий и она тогда превратится в «живую» волшебную, на которой все оживёт.