Кривцова Анастасия Сергеевна
Проект «Культура и быт коренных народов Западной Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Культура и быт коренных народов Западной Сибири»
Организатор проекта : воспитатель
Тип проекта : познавательно – творческий.
Вид проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, социальные партнеры.
Проблема:
Публикация «Проект „Культура и быт коренных народов Западной Сибири“» размещена в разделах
Проведя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети достаточно эрудированы, они путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия, могут рассказать о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о местах родного края. У детей недостаточная сформированы знания о народах нашей родины, в особенности о коренных жителях Западной Сибири Хантах и Манси, об эх традициях, обычаях, растительном и живом мире.
Актуальность проекта :
В Западной Сибири веками живут коренные народы : ненцы, ханты, манси, коми, селькупы и др. Народы Западной Сибири, не смотря на свой сложный исторический путь развития, сумели сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Мы знаем, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории, быту и культуре, необходимо начинать с детского сада.
Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка с детства чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою Родину. Используя в работе с дошкольниками краеведческие материалы, мы воспитываем у ребёнка патриотическое чувство, которое сохраниться на всю жизнь, и будет служить духовному развитию личности. С помощью краеведения дошкольники воспитываются на событиях, которые тесно связаны с историей природы родного края.
С помощью знакомства с историей, культурой, бытом людей, которые живут совсем рядом, мы можем лучше почувствовать свой родной край.
Опираясь на культурные ценности, красоту окружающего мира и историю родного края –мы повышаем качество воспитания и обучения.
Цель:
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Западной Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами, животным и растительным миром. Формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к представителям разных народов.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с историей народов Западной Сибири.
- Формировать познавательный интерес к культуре и быту народов нашей Родины.
-Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать толерантность.
- Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашей Родины.
- Воспитывать уважение к разным национальностям.
Развивающие:
-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память.
- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
-Продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя, правильно задавать вопросы.
- Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Западной Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство.
Этапы реализации проекта :
1 этап.
Подготовительный:
• Определение цели и задач проекта.
• Составление перспективного планирования.
• Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия
• Сбор информации из различных источников.
• Создание мультимедийных презентаций.
• Создание картотек: подвижных игр, бесед.
• Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.
• Подбор информации для консультации родителей.
• Обогащение развивающей среды в группе.
2 этап.
Практический:
• Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов Западной Сибири;
• Разработка и реализация мини – проекта на тему : «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство».
• Посещения музея истории и этнографии;
• Посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль»
3 этап.
Заключительный:
• Проведение итогового занятия;
• Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества;
• Организация мини музея на тему: «Культура и быт Ханты – Мансийского народа».
Ожидаемый результат:
- Увеличение разработок, дидактического материала, методических памяток.
- У детей расширятся знания о коренных народах Западной Сибири.
- Сформируется уважительное отношение к народам нашего края, к их традициям и обычаям.
- Расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве, творческие способности детей.
- Повысится активность родителей.
-В группе будет создан мини – музей: «Культура и быт Ханты – Мансийского народа».
Взаимосвязь с образовательными областями:
Социально - коммуникативно развитие.
- воспитание любви и уважения к родному краю, его народам, природе, традициям и праздникам.
- формирование представления о социокультурных ценностях нашего народа;
- воспитания уважения и интереса к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;
- расширение представлений о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;
- совершенствование своих эмоционально-положительных проявлений в сюжетно-ролевых играх;
- посещение музея истории и этнографии.
- посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль».
Познавательное развитие:
- слушание рассказов о народах крайнего севера;
- рассматривание кукол в национальной одежде хантов и мансей
- просмотр фильмов о жилищах, праздниках, быте коренных народов Севера;
- беседы о культуре и быте народов Сибири;
Чтение художественной литературы:
Художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться.
- оформление уголка чтения (сказки, рассказы о народах Западной Сибири, сборники стихов о нашей родине, альбомы с иллюстрациями жизни хантыйского народа);
- занятия по ознакомлению с произведениями о нашей Родине, их авторами;
- проведение занятий по истории возникновения первых книг и книжной продукции народов ханты и манси;
- организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;
- взаимодействие с городской детской библиотекой;
Речевое развитие:
- отгадывание загадок о народах севера, их традициях и обычаях, животных и растительном ире.
- дидактические, словесные игры;
- разучивание стихов на хантыйском языке;
- рассказ по картинкам о нашем родном крае;
Художественно – эстетическое развитие (Музыка) :
- прослушивание и пение песен о нашем родном крае;
- слушание хантыйской музыки;
- беседы на тему «Музыкальные инструменты народов ханты и манси».
Физическое развитие:
- разучивание хантыйских народных игр (подвижные игры);
Художественное творчество:
- рисование (орнаменты и элементы одежды народов ханты и манси);
- пластилинография (животные и растения нашего края);
- аппликация (жилище северян)
- лепка по замыслу.
ПЛАН РАБОТЫ
(блочное планирование)
Природа Западной Сибири
• Цель: формирование экологической культуры детей.
• Форма организации: игры, беседы, экскурсии, походы и т. д.
Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)
Задачи: Знакомить детей с растительным миром (ель, берёзы, сосна, брусника, малина и др., животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы Ханты Мансийского округа (вода, песок, торф, болота, снег, дождь, явления природы). Задачи: Расширять представления о растительном мире (кедр, лиственница, рябина, багульник, голубика, грибы, животном мире (белый медведь, песец, рысь, лемминг, куропатка, гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга). Задачи: Расширять и углублять представления о растительном мире (ивняковые заросли, карликовая берёзка, можжевельник, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик, орлан, видах рыб (осётр, муксун, пыжьян).
Дать целостное представление об экосистеме «тундра» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней).
Быт коренных народов Западной Сибири
Цель: знакомство детей с национальной одеждой, украшениями, предметами быта и их назначениями;
Форма организации: посещение музея истории и этнографии.
Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)
Задачи: Формировать представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми (аркан, люлька, берестяные туески) принадлежностями. Дать общее представление о жилище – чуме, нартах; одежде (взрослой и детской). Задачи: Дать представление о средствах передвижения (олени, собаки, вертолёт, снегоход).
Познакомить с национальной одеждой, с её украшениями.
Учить различать элементы узора «заячьи ушки», «чум», «проталинки». Углублять представление о жилище народов Севера – чуме, его устройстве и назначении; женской (ягушка) и мужской (малица) одежде, обуви (кисы).
Задачи: Учить различать элементы узора на национальной одежде: «оленьи рога», «ветки», «локоть лисы», «копыта».
Расширять представления о предметах домашней утвари: деревянная колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур и др.
Культура коренных народов Западной Сибири
• Цель: знакомство с фольклором народов Севера, с его собирателями ( малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т. д.); знакомство с творчеством национальных поэтов и писателей.
• Форма организации: театрализация; инсценировки сказок и легенд народов Севера; праздники
Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)
Задачи: Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками. Задачи: Продолжать знакомить с фольклором северных народов.
Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их.
Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях. Задачи: Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера. Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей.
Знакомить с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен). Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках.
Народное декоративно – прикладное искусство
• Цель: знакомство детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты); с детскими игрушками – кукла «нухуко» и кукла «акань»; виды орнаментов и их символика; развитие интереса к произведениям мастеров народных промыслов, обучить начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, меха).
Форма организации: мастер-класс по изготовлению куклы «Акань», изготовление поделок совместно с родителями.
Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)
Задачи: Знакомить детей с образцами народно – прикладного искусства хантов и мансей: кукла «нухуко» (ненецкая) кукла «акань» (хантыйская).
Аппликация из ткани, сукна.
Рисование и пластилинография орнаментов и узоров национальной одежды. Задачи: Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта.
Плетение из шерстяных ниток, бисера.
Рисунок на бересте. Художественная обработка меха: мозаика из меха. Задачи: Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла.
Украшения и их символика.
Работа с родителями
№ Форма работы Задачи
1. Консультации Вводить родителей в мир культуры и быта народов родного края. Расширять представление об обычаях и традициях народов ханты и манси.
2. Родительское собрание Формировать уважительное отношение к коренным народам Севера.
3. Анкетирование Сбор актуальной информации.
4. Совместные праздники Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных народов Сибири.
5. Тематические стенды Формировать представления о народном декоративно – прикладном творчестве.
6. Экскурсии Приобщать к участию в патриотическом воспитание детей.
7. Фото стенды Вызвать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народ родного края.
Календарно – тематический план работы педагога.
№ Форма работы Сроки
1. Определение цели и задач проекта.
Составление перспективного планирования.
Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия
Сбор информации из различных источников
сентябрь 2017г. –
октябрь 2017г.
2. Создание мультимедийных презентаций.
Создание картотек: подвижные игр, бесед.
Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.
Подбор информации для консультации родителей.
Обогащение развивающей среды в группе.
ноябрь 2017 г. –
декабрь 2017г.
3. Разработка проекта на тему : «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство».
Январь 2018г.
4. Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов Западной Сибири. январь 2018г. –
апрель 2020г.
5. Реализация проекта на тему : «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». март 2018г. –
апрель 2018г.
6. Посещения музея истории и этнографии. апрель 2018г.
7. Посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль». май 2018г.
8. Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества «Народное искусство – своими руками» апрель 2018г. –
май 2018 г.
9. Проведение итогового занятия «Подарок народам Сибири своими руками». май 2018г.
10. Организация мини музея на тему: «Культура и быт Ханты – Мансийского народа». 2018г. – 2020г.
Календарно – тематический план работы для детей средней группы (4-5 лет)
№ Тема Форма работы Сроки
1. Знакомство с родным краем. Беседы, показ иллюстраций, просмотр презентаций. январь
2. Народы ханты и манси. Рассказ, беседы, рассматривание картин, народного промысла. январь
3. «Кто в лесу живет? Что в лесу растет?» Занятие, показ иллюстраций, дидактические и словесные игры. февраль
4. Северный фольклор. Прослушивание хантыйской музыки. февраль
5. «Народное декоративно – прикладное творчество»
«Одежда народов ханты и манси»
«Орнаменты и узоры одежды Хантов».
«Дом народов Севера» - Показ иллюстраций.
- Рассказ
- Рассматривание картин
- Просмотр презентации.
- Рисование орнаментов и узоров.
- Беседы
- Показ иллюстраций «Чум»
- Аппликация.
март
6. «Животный и растительный мир нашего края».
«Северный олень»
«Ягоды, грибы» - Рассказ
- Просмотр мультипликационных фильмов
- Чтение стихотворений о нашем родном крае
- Рассматривание картины оленя
- Пластилинография «Олень».
- Чтение художественной литературы
- Рисование не традиционным методом (ватные палочки) «Брусничка для гостей».
апрель
7. - Изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды.
- Музей истории и этнографии
- «Народное искусство - своими руками» -Мастер – класс
- Работа с родителями.
- Экскурсия.
- Выставка детского творчества.
апрель
Литература:
1. Югра: региональный журнал, 2013г. 2. Детские народы подвижные игры. // Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. 1955г. 3. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере. М., Сфера 2008г. 4. Сказки народов Севера// .составитель В. В. Винокурова Ю. А. Сем. – Л. ,Просвещение 1991г. 5. Край родной. Азбука краеведения – Екатеринбург 2001г. 6. Югория: Энциклопедия Ханты – Мансийского автономного округа. В 3 – х Ханты Мансийск 2000г. 7. Банников. В. Н., Петрук О. И. «Изобразительное искуство в национальной школе» - Ханты – Мансийск. Полиграфист 2005. 8. Гончарова Е. В. «Экология для малышей: методические рекомендации для педагогических работников доу/Ханты – Мансийск. Полиграфист. 2005 9. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды-Сердловс: Сред. – Урал. Кн. Изд-во 1985. 10. Хозяинова В. В. «Дидактический материал для занятий по декоративно – прикладному искусству: Методическое пособие. Под ред. Т. А. Полуниной И. Д. Ханты – Мансийск: ГУИПП Полиграфист 2001г. 11. Соловар В. Н., Морокко С. Д. «Хантыйские народные загадки». Ханты – Мансийск. 1997г. 12. Ромбандеев. «Мансийские загадки» 1996г. 13. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г. 14. Богатеева З. А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г. 15. Куриков В. М. Ханты – Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. - Екатеринбург, 2000. 16. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной» 17. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв. ред. Л. Н. Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с. : ил.
Интернет ресурсы: https://ds23.admhmansy.ru/upload/iblock/6d9/Картотека_игр_народов_ханты_и_манси. PDF
https://kulturologia.ru/blogs/031013/18947/
https://site-for-girls.ru/xanty-i-mansi-obychai-i-prazdniki/
https://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm
Сетевое издание Информационный портал "Сибирь-инфо"
Приложение
Картотека бесед :
- «Знакомство с Родным краем»
- «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты»
- «Мой родной город»
- «Растительный мир Западной Сибири»
- «Животный мир Западной Сибири»
- «Национальная одежда ханты и манси»
- «В гостях у бабушки Анико»
- «Праздники народов Севера»
- «Традиции ханты и манси»
- «Что мы знаем о фольклоре северян?»
- «Жилища и промыслы народов севера»
Картотека подвижных игр) :
- «Северные олени»
- «Олени и пастух»
- «Куропатки и охотник»
- «Льдинки, ветер и мороз»- «Ручейки и озера»
- «Смелые ребята»
- «Рыбки»
Картотека словесных игр ;
Картотека стихов о Родном крае;
Картотека загадок ;
Иллюстрационный материал;
Мультимедийные презентации по темам;
Сборник аудио сказок;
Консультации для родителей;
Мини – проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство».