Приложение МААМ

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе

Екатерина Лаврентьевна Глубоковских
Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Культура и быт русского народа

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Республики Крым

«Керченский учебно-воспитательный

комплекс-интернат-лицей искусств»

дошкольное отделение

Конспект итогового мероприятия по проекту :

«Культура и быт русского народа»

Публикация «Конспект итогового мероприятия по проекту „Культура и быт русского народа“ в старшей группе» размещена в разделах

В старшей группе

Воспитатель Глубоковских Е. Л.

2016 г.

Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Программные задачи:

- расширять знания детей о культуре и традициях русского народа; познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.); познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;

- закреплять знания о русских народных играх, пословицах;

- развивать логическое мышление, устную речь детей;

- развивать художественно-творческие способности детей.

- обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр;

- воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям;

-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами:

-воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Предварительная работа:

Беседа о культуре и быте русского народа;

Знакомство с русскими народными пословицами о хлебе, о труде.

Разучивание русских народных игр.

Чтение русских народных сказок.

Просмотр презентаций: «Быт русского народа», «Народный костюм», «Народно-прикладное искусство», «Домашняя утварь», «Русские народные пляски» «Русская изба. Горница».

Создание мини-музея.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавка, забор, старинная посуда, прялка и др., блюдечко с яблочком, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры «Заря, заряница», загадки, русские народные костюмы для детей. Корзинка с баранками. Маска-шапочка тетёрочки. Каравай. Рушник. Презентация «Предметы русского быта».

Ход НОД:

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи,

Вспомним нашу старину.

Хозяйка избы встречает детей у входа.

-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне в избу. Гость на порог - хозяину радость. Будьте как дома, подходите поближе.

-«Здравствуйте», почему мы произносим это слово, что оно значит?

(Ситуативные ответы детей).

-Правильно, оно означает пожелание здоровья тому человеку, с которым вы здороваетесь.

-Как раньше люди здоровались? (Здраве буде)

-Ребята, как в старину хозяева гостей встречали?

(Ответы детей)

-Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Сядем рядком, да поговорим ладком.

-Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. Именно так называлось жилище русского народа в давние времена. А я хозяйка этой избы. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник.

Такое угощение предлагают для самых почетных и дорогих гостей.

-Ребята, вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

(ответы детей).

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

-Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше»?

(Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.)

-А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличии от ёлки,

Опадают те иголки». (лиственница)

-Почему же из лиственницы строили дома?

(Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго и не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние брёвна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.)

-Дети, как вы думаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают-глотает» (печь,

Какая же русская изба без печки? А для чего нужна печка?

(Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица).

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.)

(Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или «куток» - это угол который отделяли от остальной избы цветной занавеской.)

-Как вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

-Кто хозяйничал в «бабьем кутке»?

( Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.)

- Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад.

- Какая польза ещё была от печки?

(Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло.)

- Чем занимались хозяева, когда огонь из печи освещал горницу?

(Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, шила, а хозяин плёл корзины из прутьев и лапти из лыка.)

В каждой избе была печь … Огонь в печи берегли.

Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли

из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

- Русские люди много и тяжело работали. Но они умели веселиться. Как же они устраивали себе праздники, если не было компьютеров, кинотеатров.

(Русские люди пели частушки и плясали веселые русские народные танцы.)

- А теперь давайте послушаем частушки, которые приготовили для вас наши дети

(дети исполняют частушки).

Частушки

- Но жили в избе не только люди. Были в нём жильцы - кто родом из леса, кто- с поля кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы ещё находились в русской избе?

-Хватит молча гостевать—пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. (Загадки о бытовых предметах)

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар)

(за самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, все вместе обсуждали свои важные дела, пили горячий чай с мёдом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.)

«Новая посудина, а вся в дырках». (сито)

(Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.)

- Покажите, как нужно сеять ситом.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдаёт?» (прялка)

- Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли

пряжу, а из ниток потом вязали вещи или ткали полотно и шили одежду.

- Какие поговорки о пряхе вы знаете?

«У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»

«Будешь хорошо прясть-хорошо оденешься»

«Хорошо прядёшься - весело поёшься».

Девушки пряли и пели песни.

Прослушивание песни про пряху «Дуня тонкопряха».

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята знает?

Он как круглая кастрюля.

Он чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголёк?

Кашу сварит (чугунок)»

(Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.)

-Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдаёт,

А сам в угол идёт». (ухват)

(Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.)

Попробуйте - легко ли было хозяюшке?

- Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел - ничего не ел.

Сделался стар-пеленаться стал». (горшок)

(Главной кухонной посудой был горшок—прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили муку, крупу, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров : от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3 вёдер воды.)

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребёнок-не знал пелёнок, стар стал-пеленаться стал».

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка).

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

(Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.)

- Ну вот мы с вами отгадали все загадки. А сейчас я посмотрю, как вы сможете разместить все эти предметы по местам. Но будьте внимательны! : Старинные предметы нужно поселить в деревенской избе, а современные в современном доме и объяснить свой выбор.

Д/и «Дом-Изба»

- Молодцы ребята, справились с заданием!

-А сейчас я приглашаю, вас вспомнить в какие русские народные игры играли наши предки. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры передавались от поколения к поколению. Давайте проверим, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте.

Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На лице моём повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она… (жмурки)

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минутку, хоть весь день…. (прятки)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле

Глянь на небо, птички летят

Колокольчики звенят (горелки)

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру:

«Тетёрочка»

(Девочка читает слова) :

Нашей встрече быть угодно,

Отложите все дела,

Вас «Околица» сегодня

На свиданье позвала!

Мы найдём для игр место,

Их не спрячем про запас,

Никому не будет скучно

За околицей у нас!

-Хорошо повеселились! Присаживайтесь. Есть у меня блюдечко и наливное яблочко. Катись, катись яблочко в гости к сказке нас перенеси…

-Я буду зачитывать вам отрывки из русских народных сказок, а вы внимательно слушайте, да отгадывайте…

1. Не садись на пенёк, не ешь пирожок,

Неси бабушке, неси дедушке («Маша и медведь»)

2. Помогала нам яблонька, помогала нам печка,

Помогала хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали. («Гуси–лебеди.»)

3. На окошке он студился. Взял потом и укатился…

на съедение лисе. («Колобок»)

4. Вымолвил словечко - покатилась печка.

Прямо из деревни к царю и царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю? («По щучьему велению»)

5. Она, как снег, бела и светла.

Она, как снег, боится тепла.

Рады солнцу и, дети и курочка!

Ему не рада только («Снегурочка»)

6. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

7. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:

Не послушался кота, выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)

- Молодцы, ребята. Много русских народных сказок знаете. Зачем их русский народ придумывал? Чему они учат?

- Быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

- Ну что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть русский народный танец «Барыня».

-Молодцы ребятки. Повеселили нас.

-Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я вас встретила в начале нашей встречи таким замечательным караваем и предлагаю вам угоститься им в группе.

- Ну а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Публикации по теме:

­ Мультимедийная презентация «Культура и быт поморов» Тип урока: введение новых знаний Задачи: Образовательная задача: 1. Формирование понятия «поморы»; 2. Знакомство учащихся с историей, культурой.

Конспект занятия «Быт осетинского народа в прошлом и настоящем» Быт осетинского народа в прошлом и настоящем. Цели. Расширить и уточнить знания детей о быте осетинского народа в прошлом и настоящем. Дать.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Культура и быт русского народа в старину» Цель: Формировать представления о традициях русского народа: трудится, весело отдыхать, всё делать своими руками. Задачи Учить детей делать.

Конспект занятия в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Народная культура и традиции русского народа. Подготовили музыкальный руководитель Медведева.

Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Быт и культура славянского народа» Цель проекта: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры славянского народа. Задачи: Познакомить с историей и культурой.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Сценарий итогового мероприятия по проекту с родителями «Мы одна семья» Сценарий итогового мероприятия по проекту с родителями «Мы одна семья» В музыкальном зале расставлены стулья для детей и родителей, стоят.

Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа Сценарий фольклорных посиделок «Как бывало в старину». • Цели:Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и обряды в жизни русского народа» МАДОУ № 16 Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Традиции и обряды в жизни русского народа» Провела воспитатель Журкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе
Опубликовано: 14 января 2018 в 12:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лаврентьевна Глубоковских (УИ 1423850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД