Кудлай Ольга Александровна
Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с народами Крыма — их традициями и обычаями «Культура и быт народов Крыма»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с народами Крыма, их традициями и обычаями на тему: «Культура и быт народов Крыма» (подготовительная группа)
Цель: формировать социальные навыки толерантного поведения, развивать осознанное отношение к себе, как самостоятельной личности, равной с другими людьми, интерес к окружающим людям и их культурным традициям, готовность воспринимать позитивный социальный опыт, формировать позитивные эстетические стереотипы, желание познать людей и делать добрые дела.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с народами Крыма — их традициями и обычаями „Культура и быт народов Крыма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать у детей знания о культуре и быте народов Крыма, их традициях и обычаях. Способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами; учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми.
Развивающие:
Расширять жизненный опыт детей, знания о людях Крыма (их культуре, быте, традициях и обычаях, о родине, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность, патриотические чувства.
Воспитательные:
Прививать любовь и уважение к малой родине. Акцентировать внимание на общности культур людей в Крыму и показать своеобразие каждой из них в позитивном аспекте; сформировать убеждённость, что Крым – наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его истории и культуре, жить в мире друг с другом.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Физическое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы:
- практические: игра «Посмотри и назови», дидактическая игра «К кому относится?»;
- наглядные: рассматривание изображения Крыма, изображений крымских народов в национальных костюмах, изображения празднования Масленицы русскими и украинцами, Сабантуя крымскими татарами;
- словесные: вступительное слово воспитателя, беседа «Традиции и обычаи крымских народов», итоговая беседа.
- игровые: физкультминутка «Мы устали, засиделись», танец-игра «В нашей группе все друзья».
Предварительная работа: чтение рассказов, легенд и стихотворений о Крыме и его жителях. Рассматривание иллюстраций, альбомов с фотографиями народов Крыма, их быта, обычаев. Разучивание слов песни «В нашей группе все друзья».
Материалы и оборудование:
- демонстрационный: изображение Крыма, изображения крымских народов в национальных костюмах, изображения празднования Масленицы русскими и украинцами, Сабантуя крымскими татарами;
- раздаточный: дидактическая игра «К кому относится?».
Форма проведения: совместная деятельность.
Структура ООД:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Игра «Посмотри и назови».
3. Дидактическая игра «К кому относится?».
4. Физкультминутка «Мы устали, засиделись».
5. Беседа «Традиции и обычаи крымских народов».
6. Итог. Танец-игра «В нашей группе все друзья».
ХОД ООД:
1. Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель:
– Ребята, мы с вами живем в красивом солнечном краю – полуострове Крым. А знаете ли вы, как назывался Крым в давние времена? (Ответы детей). Назывался наш полуостров сначала Таврикой, потом Таврией, а чуть позже Тавридой. Много разных народов встретилось на нашей древней земле, и она до сих пор хранит память о каждом из них в географических названиях рек и озёр, горных вершин, городов, сёл, заливов. Крым наполнен сказками и легендами.
2. Игра «Посмотри и назови».
Воспитатель:
– Дети, скажите, пожалуйста, какие народы проживают в Крыму? (Ответы детей). Верно, люди самых разных национальностей населяют нашу землю. Но я вам сейчас покажу изображения народов, которые являются самыми многочисленными на Крымском полуострове, а вы попробуете их мне назвать.
(Воспитатель по очереди вывешивает изображения с русскими, украинцами и крымскими татарами, а дети называют их).
3. Дидактическая игра «К кому относится?».
Воспитатель:
– А сейчас предлагаю поиграть в игру «К кому относится?». (Детям предлагаются изображения блюд, предметов одежды, жилищ и др. русских, украинцев и крымских татар. Воспитатель показывает и называет их, а детям нужно определить, к какому народу Крыма относится то или иное изображение предмета, и поместить его под изображением данного народа. Таким образом, под русскими будут следующие картинки: изба, косоворотка, блины, кокошник, самовар, балалайка; под изображением украинцев: вышиванка, венок с лентами, хата мазанка, кобза, сало, борщ; под изображением крымских татар: мечеть, распашной халат, кумыс, мандалина, тюбетейка, чак-чак.
4. Физкультминутка «Мы устали, засиделись».
Воспитатель:
– Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Предлагаю вам пройти на коврик и размяться.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся на стульчики)
5. Беседа «Традиции и обычаи крымских народов».
Воспитатель:
– Ребята, вы уже много знаете о народах Крыма. Знаете, что русские, украинцы и крымские татары в чём-то схожи, но в то же время являются неповторимыми и особенными народами. Скажите мне, пожалуйста, какими словами можно охарактеризовать русский народ? (Ответы детей: добрый, гостеприимный, милосердный, великодушный, простой, трудолюбивый, сильный и т. п.). А украинский? (Ответы детей: весёлый, певучий, трудолюбивый, религиозный, семейный и т. п.). А как бы вы охарактеризовали крымско-татарский народ? (Ответы детей: сильный, смелый, настойчивый, трудолюбивый, религиозный, верный, чесный, гостеприимный и т. п.).
– Молодцы, вы подобрали подходящее описание крымским народам. А сейчас мы поговорим с вами о наступающих весенних праздниках, таких как Масленица и Сабантуй. Скажите, какие народы отмечают Масленицу? (Ответы детей: русские и украинцы). Верно. А что это за праздник? (Ответы детей: это праздник прихода долгожданного весеннего тепла, люди пекут блины, устраивают гуляния, сжигаю чучело зимы на костре и т. д.).
– Правильно. А кто отмечает весенний праздник Сабантуй? (Ответы детей: крымские татары). Да, но хоть праздник и считается весенним, отмечается он летом (в июне) после окончания весенних полевых работ и переводится дословно как «праздник плуга». Раньше его отмечали в апреле до начала полевых работ. Праздник Сабантуй начинается со сбора подарков, которые потом будут использоваться на празднике. Юноши на лошадях с песнями разъезжают по деревне, собирая полотенца, платки, отрезы материи, различные продукты и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков. Если лошади нет, то юноши обвязываются через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. Празднование проходит на специально оборудованном майдане, где проходят игры, соревнования и состязания по национальной борьбе. Заключительным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров – победителей в предварительных схватках. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество финалистов, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.
6. Итог.
Воспитатель:
– Итак, мы сегодня говорили о народах, проживающих на территории Крымского полуострова, об их культуре, быте, традициях и обычаях. Перечислите, пожалуйста, что это за народы? (Ответы детей: русские, украинцы и крымские татары). Интересно ли вам сегодня было на занятии? (Ответы детей). Что вы узнали для себя нового? Что понравилось больше всего или что было интереснее всего? (Ответы детей).
– А в заключение хотелось бы сказать, что каждый народ и его культура уникальны по-своему и мы должны относиться с уважением ко всем национальностям, их традициям, обычаям. И, самое главное, жить вместе в мире и согласии.
(В конце занятия проводится танец-игра под песню «В нашей группе все друзья»).
В нашей группе все друзья.
И раз, два, три.
Вы и мы, и ты и я.
И раз, два, три.
1. Повернись к тому, кто слева,
Повернись к тому, кто справа.
Мы одна семья.
2. Руку дай…
3. Улыбнись тому, кто…
4. Подмигни…
5. Обними…
6. Усади…