Получи документы

Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири (9 фото)

Ирина Никитина
Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание детей старшего - дошкольного возраста на основе декоративно – прикладного искусства народов Сибири».

Руководитель: Никитина И. Г.

2016 -2017 гг

Актуальность проекта:

Публикация «Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири» размещена в разделах

В последние годы исследователи в качестве основополагающего фактора гражданского воспитания дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. Акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Культура и традиции Красноярского края состоят из многих культур народов разных национальностей. Наш Красноярский край уникален тем, что Енисейские просторы стали родиной для сотни тысяч русских, украинцев, белорусов, татар и других народов.

Они привозили с собой традиции своих народов. Здесь на сибирской земле эти традиции сохранялись, обогащались, взаимно влияли друг на друга. В крестьянском быту сохранялись многие приемы художественной обработки дерева, глины, традиции вышивки, росписи.

Также бережно хранят свою самобытную культуру и традиционные промыслы коренные малочисленные народы : нганасаны, ненцы, долганы, эвенки.

Одним из составляющих видов искусства народов Сибири, является декоративно – прикладное искусство, которое отражает историю этих народов и является культурным наследием России и всего человечества.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством, воспитывает у детей гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, воспитывает любовь к своему родному краю.

Исходя из этого, был подготовлен и реализован проект по ознакомлению детей с культурой малой Родины: «Волшебная шкатулка Сибири».

Цель:

Воспитание у детей чувство любви к малой Родине, на основе декоративно – прикладное искусство народов Сибири, через разные виды деятельности. Задачи:

- Расширять представления детей о различных сторонах культуры Сибири, быте, традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве. - Формировать навыки работы с художественной росписью, навыки работы в стиле разных народных промыслов.

-Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.

- Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков.

Срок реализации проекта:

Один год.

Возрастная группа :

Старшая – подготовительная.

Для реализации проекта были определены содержание, формы и методы взаимодействия с детьми.

Виды деятельности

ОД: Беседы, экскурсии, просмотр видеофильмов, чтение: стихов, рассказов, сказок, загадок, потешек, рассматривание иллюстраций и т. п.

Продуктивная деятельность: лепка из глины, аппликация, рисование, роспись, художественный труд, моделирование.

Познавательно-исследовательская деятельность: создание макетов, изготовление игрушек, сувениров, украшений, предметов для игр.

Игровая деятельность: подвижные игры, музыкальные, хороводные, театрализованные игры.

Интеграция областей:

Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура.

Ожидаемый результат:

Воспитание любви к своему родному краю, формирование знаний о его культуре и традициях;

• Умение узнавать и различать декоративно – прикладное искусство народов Сибири;

• Умение создавать изображения по мотивам народной росписи : мезенская, пермогорская, каргопольская. дымковская.

• использовать цветовой строй и элементы композиции, умение использовать для украшения простейшие элементы росписи — прямые и волнистые линии, спиральки зигзаги, знаки семантики и т. д.

• создание мини-музея «Дивная роспись».

Содержание проекта:

1. Блок «Сибирь - единая семья народов» - национально-региональный компонент.

2. Блок «Знакомство с декаративно - прикладным искусством Сибири» - творческая деятельность.

Блок «Сибирь-единая семья народов»

Была составлена непосредственно-образовательная деятельность содержание, которой состояло из следующих тем:

Беседы: «Край родной мой большой», «Народы Сибири и крайнего Севера»,

Экскурсии: в филиал библиотеки «Сибирская изба», в музейно-выставочный центр «Глиняных дел мастер» (про дымковскую, пермогорскую, мезенскую роспись.

Просмотр фильмов: «Семь чудес Красноярского края», «Сибирь».

Чтение х/ л: Г. А. Тучарин «Волшебное кольцо», Л. В. Белова «Дочь и падчерица», сибирские народные сказки «Девица в свиной шкуре», «Кисель» и т. д. Разучивание обрядных песен: «Коляда! Коляда! А бывает коляда», «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Как на масляной неделе», «Масленица, Масленица!» и т. д.

Проведены праздники: «Колядки», «Масленица», «Пасха».

С дошкольниками разучивали подвижные игры народов Сибири : «Мережа», «Охотник», «Челнок», «Волчок», «Ручиёк».

Также детям предлагались дидактические игры «Умелец да рукоделец людям радость приносит», «Пермогорский туесок», «Половинки», «Мезенские узоры», «Красивые ленточки».

Дидактические игры

Дети познакомились с коренными жителями Сибири : с историей, культурой, фольклором, национальными традициями, устройством быта. Ребятишки узнали, как проводились народные праздники на Руси, как они назывались. Дошкольники познакомились с национальными сказками, стихами, пословицами и поговорками, играми народов Сибири. У детей сформировались чувства любви и гордости к родному краю, к его истории и культуре, уважение к людям разных национальностей, эстетические и интеллектуальные качества.

Блок «Знакомство с декаративно - прикладным искусством Сибири» Второй блок включал в себя непосредственно-образовательную деятельность:

лепка, рисование, роспись, аппликация, моделирование.

Каргопольская игрушка.

ОД:

«Узоры и орнаменты»-знакомство с росписью.

Рисование на бумаге сематических знаков (солнца, воды, земли).

«Как лепят игрушки»-лепка из пластилина.

«Баран»- лепка из пластилина.

Лепка из глины и роспись:

«Крестьяне русского Севера», «Олень», «Птичка», «Сказочный мир Каргополя».

Ребятишки освоили простейшие элементы каргопольской росписи – полосок, дуг и овалов. Различают и называют сематические знаки. Познакомились с основными принципами лепки каргопольской игрушки из одного куска глины.

Дымковская игрушка.

ОД:

«Многоцветье дымки»-роспись

«Всадники»- рисование

«Уточка с утятами»-рисование

«Дымковские узоры»-роспись

«Наряд барыни»-роспись на бумаге «Лепка и роспись дымковской барыни» «Веселое шествие дымковских игрушек».

Были сформированы у детей такие знания : отличают дымковские узоры от других росписей, умеют рисовать узоры кистью, тычком. Самостоятельно подбирают краски и украшают игрушки.

Мезенская роспись.

ОД:

«Северная графика Мезени» - знакомство с мезенской росписью

«Ленточный орнамент» - роспись в ленточке «Узоры в косой клетке» - роспись в квадрате

«Цветы и деревья» - аппликация

«Роспись доски» - роспись

«Роспись туеска» - роспись

Дети познакомились с мезенской росписью и освоили простейшие элементы росписи — прямых и волнистых линий, спиралек и зигзагов. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц мезенской росписи очень детям нравится.

Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволило детям непосредственно прикоснуться к живой истории, познакомиться с мировым культурным наследием.

Пермогорская роспись.

ОД:

«Знакомство с пермогорской росписью»

«Длинноногий конь» - рисование коня

«Растительный узор» - рисование

«Роспись короба» - роспись

«Папье-маше «шкатулка»

«Роспись шкатулки»

Таким образом, дети познакомились с различными видами народной росписи (дымковская, каргопольская, мезенская, пермогорская).

Узнали элементы, используемые в росписях различных видов народного творчества. У дошкольников сформировалось обобщенное представление о последовательности выполнения различных орнаментов.

Познакомились с различными элементами семантики (символическом значении, умеют различать и называть их. Дети умеют расписывать изделия народного промысла.

Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети научились понимать принципы художественного обобщения, познали приемы творческих импровизированных декоративных образов, научились видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставляют формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Итогом проделанной работы с детьми по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством Сибири, стало оформление мини-музея «Дивная роспись», где дошкольники представили свои работы.

Мини-музей «Дивная роспись»

Наши воспитанники научились видеть прекрасное в народном творчестве, в родном крае. Работа по изучению истории, традиций, искусств и ремесел Сибири развило у дошкольников речь, воображение, мышление, расширило кругозор, привело к осознанию чувства любви к Малой Родине, родному городу, России.

Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири
Воспитание детей Материалы для педагогов Воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе декоративно прикладного искусства Народные промыслы игрушки прикладное творчество народов Сибири Руководитель Никитина И гг Актуальность проекта Публикация Воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе декоративно прикладного искусства народов Сибири размещена в разделах Воспитание детей Акцент делается на воспитание любви к родному дому природе культуре малой Родины Культура и традиции Красноярского края состоят из многих культур народов разных национальностей Наш Красноярский край уникален тем что Енисейские просторы стали родиной для сотни тысяч русских украинцев белорусов татар и других народов
Публикации по теме:

Изучение декоративно-прикладного искусства как средство нравственно-патриотического воспитания МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «Изучение декоративно-прикладного искусства как средство нравственно-патриотического воспитания».

Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Методическое пособие «Использование декоративно-прикладного искусства в логопедической работе» Народные художественные промыслы России - составляющая часть отечественной культуры. В декоративно-прикладном искусстве отражается народная.

Формирование конструктивных умений у детей 5–6 лет на основе обучения приемам прикладного искусства северных народов Особенности работы с детьми 5-6 лет в процессе формирования конструктивных умений на основе обучения приемам нетрадиционного прикладного.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья План саморазвития по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к культуре народов Поволжья» Федорцовой.

Презентация на тему декоративно-прикладного искусства «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» Гжельская роспись – это рисунок ярко-синей кобальтовой краской по сырому белому фарфору с последующей глазировкой и обжигом. С воспитанниками.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства для детей старшей группы Задачи: Совершенствовать технические навыки составления узоров из растительных элементов; развивать словарный запас (знакомство с понятием.

Роль декоративно-прикладного искусства в познавательно-речевом развитии детей. Коллективная поделка «Зимняя сказка»Роль декоративно-прикладного искусства в познавательно-речевом развитии детей. Коллективная поделка «Зимняя сказка» «Зимняя сказка» «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие.

Статья «Изучение дошкольниками истории декоративно-прикладного искусства народа Мордовии» Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу — патриотическое воспитание у детей. У детей формируется чувство гордости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири
Опубликовано: 14 января 2018 в 17:33
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Никитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД