Ирина Никитина
Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание детей старшего - дошкольного возраста на основе декоративно – прикладного искусства народов Сибири».
Руководитель: Никитина И. Г.
2016 -2017 гг
Актуальность проекта:
Публикация «Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В последние годы исследователи в качестве основополагающего фактора гражданского воспитания дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. Акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Культура и традиции Красноярского края состоят из многих культур народов разных национальностей. Наш Красноярский край уникален тем, что Енисейские просторы стали родиной для сотни тысяч русских, украинцев, белорусов, татар и других народов.
Они привозили с собой традиции своих народов. Здесь на сибирской земле эти традиции сохранялись, обогащались, взаимно влияли друг на друга. В крестьянском быту сохранялись многие приемы художественной обработки дерева, глины, традиции вышивки, росписи.
Также бережно хранят свою самобытную культуру и традиционные промыслы коренные малочисленные народы : нганасаны, ненцы, долганы, эвенки.
Одним из составляющих видов искусства народов Сибири, является декоративно – прикладное искусство, которое отражает историю этих народов и является культурным наследием России и всего человечества.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством, воспитывает у детей гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, воспитывает любовь к своему родному краю.
Исходя из этого, был подготовлен и реализован проект по ознакомлению детей с культурой малой Родины: «Волшебная шкатулка Сибири».
Цель:
Воспитание у детей чувство любви к малой Родине, на основе декоративно – прикладное искусство народов Сибири, через разные виды деятельности. Задачи:
- Расширять представления детей о различных сторонах культуры Сибири, быте, традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве. - Формировать навыки работы с художественной росписью, навыки работы в стиле разных народных промыслов.
-Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность.
- Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков.
Срок реализации проекта:
Один год.
Возрастная группа :
Старшая – подготовительная.
Для реализации проекта были определены содержание, формы и методы взаимодействия с детьми.
Виды деятельности
ОД: Беседы, экскурсии, просмотр видеофильмов, чтение: стихов, рассказов, сказок, загадок, потешек, рассматривание иллюстраций и т. п.
Продуктивная деятельность: лепка из глины, аппликация, рисование, роспись, художественный труд, моделирование.
Познавательно-исследовательская деятельность: создание макетов, изготовление игрушек, сувениров, украшений, предметов для игр.
Игровая деятельность: подвижные игры, музыкальные, хороводные, театрализованные игры.
Интеграция областей:
Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура.
Ожидаемый результат:
• Воспитание любви к своему родному краю, формирование знаний о его культуре и традициях;
• Умение узнавать и различать декоративно – прикладное искусство народов Сибири;
• Умение создавать изображения по мотивам народной росписи : мезенская, пермогорская, каргопольская. дымковская.
• использовать цветовой строй и элементы композиции, умение использовать для украшения простейшие элементы росписи — прямые и волнистые линии, спиральки зигзаги, знаки семантики и т. д.
• создание мини-музея «Дивная роспись».
• Содержание проекта:
1. Блок «Сибирь - единая семья народов» - национально-региональный компонент.
2. Блок «Знакомство с декаративно - прикладным искусством Сибири» - творческая деятельность.
Блок «Сибирь-единая семья народов»
Была составлена непосредственно-образовательная деятельность содержание, которой состояло из следующих тем:
Беседы: «Край родной мой большой», «Народы Сибири и крайнего Севера»,
Экскурсии: в филиал библиотеки «Сибирская изба», в музейно-выставочный центр «Глиняных дел мастер» (про дымковскую, пермогорскую, мезенскую роспись.
Просмотр фильмов: «Семь чудес Красноярского края», «Сибирь».
Чтение х/ л: Г. А. Тучарин «Волшебное кольцо», Л. В. Белова «Дочь и падчерица», сибирские народные сказки «Девица в свиной шкуре», «Кисель» и т. д. Разучивание обрядных песен: «Коляда! Коляда! А бывает коляда», «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Как на масляной неделе», «Масленица, Масленица!» и т. д.
Проведены праздники: «Колядки», «Масленица», «Пасха».
С дошкольниками разучивали подвижные игры народов Сибири : «Мережа», «Охотник», «Челнок», «Волчок», «Ручиёк».
Также детям предлагались дидактические игры «Умелец да рукоделец людям радость приносит», «Пермогорский туесок», «Половинки», «Мезенские узоры», «Красивые ленточки».
Дидактические игры
Дети познакомились с коренными жителями Сибири : с историей, культурой, фольклором, национальными традициями, устройством быта. Ребятишки узнали, как проводились народные праздники на Руси, как они назывались. Дошкольники познакомились с национальными сказками, стихами, пословицами и поговорками, играми народов Сибири. У детей сформировались чувства любви и гордости к родному краю, к его истории и культуре, уважение к людям разных национальностей, эстетические и интеллектуальные качества.
Блок «Знакомство с декаративно - прикладным искусством Сибири» Второй блок включал в себя непосредственно-образовательную деятельность:
лепка, рисование, роспись, аппликация, моделирование.
Каргопольская игрушка.
ОД:
«Узоры и орнаменты»-знакомство с росписью.
Рисование на бумаге сематических знаков (солнца, воды, земли).
«Как лепят игрушки»-лепка из пластилина.
«Баран»- лепка из пластилина.
Лепка из глины и роспись:
«Крестьяне русского Севера», «Олень», «Птичка», «Сказочный мир Каргополя».
Ребятишки освоили простейшие элементы каргопольской росписи – полосок, дуг и овалов. Различают и называют сематические знаки. Познакомились с основными принципами лепки каргопольской игрушки из одного куска глины.
Дымковская игрушка.
ОД:
«Многоцветье дымки»-роспись
«Всадники»- рисование
«Уточка с утятами»-рисование
«Дымковские узоры»-роспись
«Наряд барыни»-роспись на бумаге «Лепка и роспись дымковской барыни» «Веселое шествие дымковских игрушек».
Были сформированы у детей такие знания : отличают дымковские узоры от других росписей, умеют рисовать узоры кистью, тычком. Самостоятельно подбирают краски и украшают игрушки.
Мезенская роспись.
ОД:
«Северная графика Мезени» - знакомство с мезенской росписью
«Ленточный орнамент» - роспись в ленточке «Узоры в косой клетке» - роспись в квадрате
«Цветы и деревья» - аппликация
«Роспись доски» - роспись
«Роспись туеска» - роспись
Дети познакомились с мезенской росписью и освоили простейшие элементы росписи — прямых и волнистых линий, спиралек и зигзагов. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц мезенской росписи очень детям нравится.
Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволило детям непосредственно прикоснуться к живой истории, познакомиться с мировым культурным наследием.
Пермогорская роспись.
ОД:
«Знакомство с пермогорской росписью»
«Длинноногий конь» - рисование коня
«Растительный узор» - рисование
«Роспись короба» - роспись
«Папье-маше «шкатулка»
«Роспись шкатулки»
Таким образом, дети познакомились с различными видами народной росписи (дымковская, каргопольская, мезенская, пермогорская).
Узнали элементы, используемые в росписях различных видов народного творчества. У дошкольников сформировалось обобщенное представление о последовательности выполнения различных орнаментов.
Познакомились с различными элементами семантики (символическом значении, умеют различать и называть их. Дети умеют расписывать изделия народного промысла.
Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети научились понимать принципы художественного обобщения, познали приемы творческих импровизированных декоративных образов, научились видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставляют формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Итогом проделанной работы с детьми по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством Сибири, стало оформление мини-музея «Дивная роспись», где дошкольники представили свои работы.
Мини-музей «Дивная роспись»
Наши воспитанники научились видеть прекрасное в народном творчестве, в родном крае. Работа по изучению истории, традиций, искусств и ремесел Сибири развило у дошкольников речь, воображение, мышление, расширило кругозор, привело к осознанию чувства любви к Малой Родине, родному городу, России.