Елена Астафурова
Краткосрочный проект в средней группе «Матушка Русь: быт, культура»
ПРОЕКТ : «Матушка Русь – быт, культура»
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных организаций в соответствии с современной образовательной политикой является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать.
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Матушка Русь: быт, культура“» размещена в разделах
Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
ЦЕЛЬ: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Для детей:
Обучающие:
Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
Познакомить детей с русской народной игрушкой;
Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Воспитывать патриотические чувства у детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
Познакомить детей с русской народной игрушкой;
Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Воспитывать патриотические чувства у детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:- знание детьми информации о культуре и быте на Руси;
- понимание детьми значимости сохранения культуры русского народа;
- знание детей русских народных сказок и песен, узнавание русских народных мелодий.
Вид проекта : краткосрочный.
Срок проведения: 1 неделя.
Участники проекта : Дети, родители, воспитатели.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Матушка Русь – быт, культура»
I этап. Подготовительный.
Постановка проблемы, значимой для детей: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Чтение русских народных потешек, пестушек, русских народных сказок. Рассматривание матрёшки, дымковского коня. Освоение игры на детских музыкальных инструментах.
II этап. Деятельностный.
1. Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта : предметы старого русского быта, матрёшки, дымковские игрушки, филимоновская свистулька, куклы в национальных русских нарядах, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты (детские).
2. Презентация «Русский самовар и чаепитие на Руси» Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
3. Конструирование из ткани «Кукла Кувадка»
4. Лепка из пластилина «Избушка». Расширение представлений детей о деревянных (бревенчатых) постройках.
5. Презентация «Русская народная игрушка». Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки.
6. Рисование «Сарафан».
7. Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
8. Аппликация «Сарафанчик расписной для матрёшки озорной».Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа.
9. Кукольный театр «Лисичка со скалочкой». Приобщение детей к русскому фольклору.
10. Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
11. Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору.
12. Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
III этап. Заключительный.
Оформление альбома «Матушка Русь – быт, культура».
Оформление альбома «Русская народная игрушка».
Организация выставки детских работ.
Перспективный план реализации проекта
1 день: - Беседа о старинной посуде (из чего делали, как использовали).
- Рассматривание картин деревянной, глиняной посуды, чугунов, подносов.
- Загадывание загадок о предметах народного быта.
- Д/и «Накрой русский стол»
«Предметы русского быта»
Хороводные игры «Я по рыночку ходила», «Кто с нами, кто с нами пашенку пахать».
1. Познавательное развитие «Ознакомление с окружающим».
Цель. : приобщение детей к русской народной культуре : ознакомить с традицией чаепития на Руси.
Формы, методы и приё мы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Материалы и оборудование: волшебный сундучок, самовар, видеофильм, альбомы.
Логика образовательной деятельности
Беседа «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Обр. обл.
2. «Физическая культура»
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге между предметами, в равновесии; повторить задание в прыжках.
Формы, методы и приё мы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Материалы и оборудование: Кубики, кегли, мячи.
Логика образовательной деятельности
Пензулаева. Физкультура средняя группа. Декабрь, занятие №27
-Игры, самостоятельная деятельность детей.
Цель: Д/и «Накрой русский стол» Способствовать проявлению интереса к русским традициям, предметам быта, посуде. Дать представления о русских народных праздниках.
-Чтение художественной литературы.
Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор, ознакомить с предметами быта древней Руси.
Чтение сказки «Золотое веретено».
2 день: Цель: Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
- Беседа об особенностях содержания колыбельных
песен и приговорок.
- Игровое упражнение «Укачай куклу Дашу».
Художественно эстетическое развитие
«Музыка».
Согласно плану музыкального руководителя.
Познавательное развитие. Конструирование
Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, показать разнообразие материалов при её изготовлении; познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку) Развивать у детей творческие и познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.
Формы, методы и приё мы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Материалы и оборудование: Лоскуты ткани, нитки
Логика образовательной деятельности
Конструирование «Кукла Кувадка»
-Игры, самостоятельная деятельность детей.
Цель: Д/и «Собери Добрыню в дорогу»
Рассматривание картин с изображением богатырей. Рассматривание иллюстраций к русским былинам.
- Чтение художественной литературы
Чтение на выбор былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец
и Чудовище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
3 день: Цель: - Беседа о традициях
русского чаепития.
- Рассматривание
иллюстраций самовара.
- Чтение рассказов «Иван Иванович самовар», «Самоварец, самовар, самоварище» (Добрынин)
1. Художественно- эстетическое развитие «Рисование».
ЦЕЛЬ: : Знакомство с русским костюмом.
• Познакомить детей с бытом и традициями русского народа.
• Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма.
• Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при выполнении кинезиологического упражнения (физминутка, мелкую моторику рук
• Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
Формы, методы и приё мы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Материалы и оборудование. Бумага, гуашь, кисточки, образец.
Логика образовательной деятельности Рисование «Сарафан».
Физическое развитие «Физическая культура на улице».
Цель: Построение в шеренгу.
Ходьба, ставя пятки ближе, носки врозь (рисование елки следами, семенящими шагами. Ходьба по снежным валикам, горкам - подъем - спуск. Бег врассыпную с заданиями (заяц, лиса, медведь)
Формы, методы и приё мы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Материалы и оборудование.
Мяч.
Логика образовательной деятельности Физкультура на улице. Декабрь, занятие №3
Познавательное развитие «ФЭМП».
Цель Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом состоящие числа.
2. Познакомить с числом и цифрой 6.
3. Закрепить представления о пространственных фигурах, умение находить их признаки сходства и отличия.
4. Воспитывать желание работать в коллективе, интерес к получению новых знаний.
Формы, методы и приё мы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Материалы и оборудование.
Материал: демонстрационный замок
Раздаточный изображение пингвинов, ведерок с рыбками, ключей
- Игры, самостоятельная деятельность детей.
Цель: Д/и «Сложи картинку»
«Накрой стол для чаепития»
- Чтение художественной литературы.
Цель: Чтение рассказов «Иван Иванович самовар», Воспитывать любовь к русскому фольклору; слушать былины, сказы.
4 день: - Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского
народного костюма.
- Рассматривание куклы в национальном русском наряде.
- Рассматривание
иллюстраций с изображением старинной
русской одежды.
Художественно эстетическое развитие
«Музыка».
Согласно плану музыкального руководителя
Речевое развитие
Цель: Формировать у детей обобщенное понятие «Посуда на Руси».
продолжать знакомить с миром предметов и материалами, из которых сделаны эти предметы, их свойствах и качествах; формировать умение подыгрывать простые мелодии на деревянных ложках; продолжать учить составлять узор из элементов - волнистая линия, круги, точки, кольца; упражнять в пользовании красками.
Формы, методы и приё мы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Материалы и оборудование:
Домовёнок Кузька, кот Мурлыка, посуда: солонка, блюдо, горшки, чугунок, самовар, деревянная ложка, хлеб, соль, крупа гречневая, овощи (картофель, морковь, свёкла); силуэты горшков, мисок; гуашь или акварельные краски.
Логика образовательной деятельности рассказ о посуде, показ презентации.
-Игры, самостоятельная деятельность детей.
Цель: Д/и «Элементы русского костюма»
«Подбери узор для сарафана, кушака»
-Чтение художественной литературы.
Цель: Чтение рассказа К. Д.
Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
5 день: Цель: Беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово.
- Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов.
- Составление русских узоров из мозаики.
- Отгадывание загадок о русских народных музыкальных инструментах.
- Рассматривание иллюстраций к сказке.
Художественно – эстетическое развитие «Аппликация»
Цель: учить детей украшать силуэт сарафана, располагая узор по нижнему краю силуэта, по всему силуэту;
- развивать у детей чувство цвета;
- использовать навыки вырезывания круглых форм путём закругления углов у квадрата, овальных форм из прямоугольника;
- развивать творческие способности, моторику рук;
- аккуратно наклеивать узор на готовый силуэт сарафана;
- воспитывать самостоятельность творчества.
Формы, методы и приё мы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Материалы и оборудование.
- игрушка матрёшка;
- цветные силуэты сарафанчиков;
- подносы с деталями для украшения;
- клей, кисть клеевая, клеёнка, тряпочка (на каждого ребёнка).
Логика образовательной деятельности
Аппликация «Сарафанчик расписной для матрёшки озорной».
Физическое развитие.
«Физическая культура»
Цель: Упражнять детей в ходьбе с выполнением заданий по команде воспитателя, в прыжках из обруча в обруч; развивать ловкость при прокатывании мяча между предметами.
Формы, методы и приё мы:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Материалы и оборудование. Мяч, флажки, шнуры.
Логика образовательной деятельности. Пензулаева. Декабрь №28
-Игры, самостоятельная деятельность детей.
Цель: Строительные игры:
Из строительного материала «Русская изба» Коллективная постройка «Деревенька»
-Чтение художественной литературы.
Цель: - Прослушивание грамзаписи сказки «Садко».