Лариса Унагаева
Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии»
▼ Скачать + Заказать документы
Март 2018 год «Опыт работы по включению в региональный компонент рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских»
(сл. 1) Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию опыт работы по включению в региональный компонент своей рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии».
Публикация «Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента „Культура и быт семейских Бурятии“» размещена в разделах
(сл. 2) Каждому человеку необходимо знать родную историю и культуру народа, к которому он принадлежит и национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо возрождение и сохранение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
(сл. 3) В настоящее время особо актуальным является нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Народ, не знающий свою историю, не имеет будущего и перед образованием возникает проблема, как сохранить и передать самобытность культуры подрастающему поколению. Дошкольный возраст – сензетивный период для изучения исторического наследия своего народа, знакомства с культурой, фольклором, бытом, воспитания нравственных качеств, чувства патриотизма и толерантности. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своих детей и молодежи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов.
(сл. 4) Приобщение детей к народной культуре в данном случае семейского народа, для современного дошкольного образования является одним из приоритетных направлений. В ходе приобщения детей к народной культуре происходит не только ознакомление детей с традициями, обычаями, опытом заложенными в народной культуре, но и формирование положительного, ценностного отношения к ней.
(сл. 5) В своей программе я приобщаю детей как семейским, обычаям и традициям, так и к традициям бурятского и русского народов, но в этническом многообразии Бурятии среди русского, бурятского населения своим колоритом выделяется этнокультурная группа — «семейские». Программа посвящена ознакомлению дошкольников с историей семейского быта, устройством деревенской избы, семейскими традициями и искусством.
Новизна программы заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
(сл. 6) Цель программы : воспитывать чувство любви и уважения к национальной культуре, формировать познавательный интерес в процессе ознакомления с бытом и жизнью семейского народа, традициями, обычаями.
Задачи:
1. Познакомить детей с семейскими праздниками и традициями, народными играми и другими видами фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
2. Формировать познавательный интерес к семейскому творчеству через игровую деятельность.
3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством тесного сотрудничества с воспитателями и детьми по сбору материала для образовательной деятельности и активного участия в проведении мероприятий.
4. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к старшему поколению, испытывать чувство радости в процессе совместной деятельности.
5. Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Для реализации программы был разработан план мероприятий :
• Подбор методической литературы;
• Создание предметно — развивающей среды;
• Оформление мини-музея семейского быта;
• Взаимодействие детского сада и социума села: школьный (музей, (библиотека, родители;
• Встречи за круглым столом с родителями;
• Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам семейской культуры;
• Праздники, выставки;
• Беседы со старейшинами села.
(сл. 7) В процессе сбора материала в нашей группе был создан мини-музей «Доброе слово – семейские». Музей создан в результате общения, совместной работы детей, родителей и воспитателя. Наши ребята проводят экскурсии для младших групп.
(сл. 8) А так же мы посетили музей при школе. Детям было очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, деревянный стол, лавку, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор-плетень. После посещения музея были созданы условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия ребята легко переходили к подражательству. Из пластилина, бумаги, картона они изготавливали понравившиеся предметы, а также вместе совместно со взрослыми изготавливались куклы тряпичные, куклы в русских костюмах.
(сл. 9) Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является универсальное дидактическое пособие лэпбук. И в ходе работы над программой нами было изготовлено дидактическое пособие лэпбук «Семейский калейдоскоп». Основа лэпбука создана мной, как педагогом, а дополнялась и совершенствовалась вместе с детьми и их родителями. Лэпбук помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает папку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский материал.
(сл. 10) С родителями проводились встречи, в процессах которых намечались ориентиры последующей совместной работы : сбор материалов по художественной литературе, предметам народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций. Также родители принимают участие в развлечениях, праздниках, музыкальных досугах. Я считаю, что созданные условия для совместной творческой деятельности и сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению, как педагогов, так родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.
(сл. 11) Была организованна экскурсия в библиотеку школы, где проводилась беседа-дискуссия по теме «Хранители истории семейских». Дети познакомились с книгами, в которых хранится история и культура семейских. И как итог проведенного мероприятия была оформлена выставка детских рисунков, в которой дети отразили полученные знания и впечатления.
(сл. 12) Основной формой работы с детьми является организованная образовательная деятельность. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации ОД. Особое место в педагогическом процессе занимает речевое развитие. Была предусмотрена работа по знакомству детей с устным народным творчеством, познакомили и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели их куклам. Организуются беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов семейского быта.
(сл. 13) Особое значение отводится знакомству детей с народными играми. Все игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Знакомство с игрой проходит через различные виды деятельности и охватывает все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое. Работа строится в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, психологом.
(сл. 14) О жизни в старину детям нашего детского сада поведали и старейшины села, где они поделились опытом обустройства и ведения быта. Подобная совместная деятельность и беседы современных детей со старшим поколением способствуют сплоченности, пониманию и проявлению интереса к прошлому нашего наследия.
(сл. 15) В группе детского сада проведены тематические дни «К истории семейской культуры», «Веселье да смех у семейских для всех», в котором дети старшего дошкольного возраста поделились знаниями, полученными посредством организованной образовательной деятельности с младшими дошкольниками. Мероприятие проводилось в игровой форме: дети рассказали о традициях семейского народа, отражающих культуру, быт, обычаи в сопровождении игр.
(сл. 16) Ценность данного опыта работы заключается в том, что региональный компонент способствует развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к семейской истории и культуре. В ходе работы над программой дошкольники получают обширные знания об устройстве русской избы и быте семейских. У детей расширяется и обогащается словарный запас. Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети становятся более раскрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них формируется чувство любви к семейскому народу, традициям и такое важное качество, как толерантность ведь это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.