Лучший педагог года

Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии» (3 фото)

Лариса Унагаева
Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии»
▼ Скачать + Заказать документы

Март 2018 год «Опыт работы  по включению в региональный компонент рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских»

(сл. 1) Добрый день уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию опыт работы по включению в региональный компонент своей рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии».

Публикация «Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента „Культура и быт семейских Бурятии“» размещена в разделах

Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии»

(сл. 2) Каждому человеку необходимо знать родную историю и культуру народа, к которому он принадлежит и национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо возрождение и сохранение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

(сл. 3) В настоящее время особо актуальным является нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Народ, не знающий свою историю, не имеет будущего и перед образованием возникает проблема, как сохранить и передать самобытность культуры подрастающему поколению. Дошкольный возраст – сензетивный период для изучения исторического наследия своего народа, знакомства с культурой, фольклором, бытом, воспитания нравственных качеств, чувства патриотизма и толерантности. Ведь если сам народ не будет передавать свои обычаи из поколения в поколение, не будет воспитывать у своих детей и молодежи должного к ним почитания и уважения, то через несколько десятков лет просто потеряет свою культуру, а значит и уважение других народов.

(сл. 4) Приобщение детей к народной культуре в данном случае семейского народа, для современного дошкольного образования является одним из приоритетных направлений. В ходе приобщения детей к народной культуре происходит не только ознакомление детей с традициями, обычаями, опытом заложенными в народной культуре, но и формирование положительного, ценностного отношения к ней.

Фото «Культура и быт семейских Бурятии»

(сл. 5) В своей программе я приобщаю детей как семейским, обычаям и традициям, так и к традициям бурятского и русского народов, но в этническом многообразии Бурятии среди русского, бурятского населения своим колоритом выделяется этнокультурная группа — «семейские». Программа посвящена ознакомлению дошкольников с историей семейского быта, устройством деревенской избы, семейскими традициями и искусством.

Новизна программы заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Федеральный государственный стандарт ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

(сл. 6) Цель программы : воспитывать чувство любви и уважения к национальной культуре, формировать познавательный интерес в процессе ознакомления с бытом и жизнью семейского народа, традициями, обычаями.

Задачи:

1. Познакомить детей с семейскими праздниками и традициями, народными играми и другими видами фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).

2. Формировать познавательный интерес к семейскому творчеству через игровую деятельность.

3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс посредством тесного сотрудничества с воспитателями и детьми по сбору материала для образовательной деятельности и активного участия в проведении мероприятий.

4. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к старшему поколению, испытывать чувство радости в процессе совместной деятельности.

5. Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Для реализации программы был разработан план мероприятий :

• Подбор методической литературы;

• Создание предметно — развивающей среды;

• Оформление мини-музея семейского быта;

Взаимодействие детского сада и социума села: школьный (музей, (библиотека, родители;

• Встречи за круглым столом с родителями;

• Организованная образовательная деятельность по приобщению детей к истокам семейской культуры;

• Праздники, выставки;

• Беседы со старейшинами села.

(сл. 7) В процессе сбора материала в нашей группе был создан мини-музей «Доброе слово – семейские». Музей создан в результате общения, совместной работы детей, родителей и воспитателя. Наши ребята проводят экскурсии для младших групп.

(сл. 8) А так же мы посетили музей при школе. Детям было очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, деревянный стол, лавку, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор-плетень. После посещения музея были созданы условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия ребята легко переходили к подражательству. Из пластилина, бумаги, картона они изготавливали понравившиеся предметы, а также вместе совместно со взрослыми изготавливались куклы тряпичные, куклы в русских костюмах.

(сл. 9) Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, на мой взгляд, является универсальное дидактическое пособие лэпбук. И в ходе работы над программой нами было изготовлено дидактическое пособие лэпбук «Семейский калейдоскоп». Основа лэпбука создана мной, как педагогом, а дополнялась и совершенствовалась вместе с детьми и их родителями. Лэпбук помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает папку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский материал.

(сл. 10) С родителями проводились встречи, в процессах которых намечались ориентиры последующей совместной работы : сбор материалов по художественной литературе, предметам народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций. Также родители принимают участие в развлечениях, праздниках, музыкальных досугах. Я считаю, что созданные условия для совместной творческой деятельности и сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению, как педагогов, так родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

(сл. 11) Была организованна экскурсия в библиотеку школы, где проводилась беседа-дискуссия по теме «Хранители истории семейских». Дети познакомились с книгами, в которых хранится история и культура семейских. И как итог проведенного мероприятия была оформлена выставка детских рисунков, в которой дети отразили полученные знания и впечатления.

(сл. 12) Основной формой работы с детьми является организованная образовательная деятельность. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации ОД. Особое место в педагогическом процессе занимает речевое развитие. Была предусмотрена работа по знакомству детей с устным народным творчеством, познакомили и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели их куклам. Организуются беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов семейского быта.

(сл. 13) Особое значение отводится знакомству детей с народными играми. Все игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей. Знакомство с игрой проходит через различные виды деятельности и охватывает все направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое. Работа строится в тесном сотрудничестве со специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, психологом.

(сл. 14) О жизни в старину детям нашего детского сада поведали и старейшины села, где они поделились опытом обустройства и ведения быта. Подобная совместная деятельность и беседы современных детей со старшим поколением способствуют сплоченности, пониманию и проявлению интереса к прошлому нашего наследия.

(сл. 15) В группе детского сада проведены тематические дни «К истории семейской культуры», «Веселье да смех у семейских для всех», в котором дети старшего дошкольного возраста поделились знаниями, полученными посредством организованной образовательной деятельности с младшими дошкольниками. Мероприятие проводилось в игровой форме: дети рассказали о традициях семейского народа, отражающих культуру, быт, обычаи в сопровождении игр.

Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента - фото

(сл. 16) Ценность данного опыта работы заключается в том, что региональный компонент способствует развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к семейской истории и культуре. В ходе работы над программой дошкольники получают обширные знания об устройстве русской избы и быте семейских. У детей расширяется и обогащается словарный запас. Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, понять своё место, способствует раскрытию его таланта и творческих способностей. Дети становятся более раскрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них формируется чувство любви к семейскому народу, традициям и такое важное качество, как толерантность ведь это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

­ Мультимедийная презентация «Культура и быт поморов» Тип урока: введение новых знаний Задачи: Образовательная задача: 1. Формирование понятия «поморы»; 2. Знакомство учащихся с историей, культурой.

Интегрированный подход в реализации мордовского этнокультурного компонента в условиях ДОУ «Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ» МБДОУ Детский сад к. \в «Колокольчик» Доклад «Интегрированный.

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Краткосрочный проект в средней группе «Матушка Русь: быт, культура» ПРОЕКТ: «Матушка Русь – быт, культура» К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта.

Педагогический проект «Традиции, быт и культура кубанской семьи» Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный с 01.03.2017г. по 31.03.2017г. Участники проекта:.

Конспект занятия по реализации удмуртского этнокультурного компонента «Моя малая Родина» Познание. Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора. Тема. Моя малая родина. Цель. Дать представление о малой родине. Задачи.

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы с содержанием этнокультурного компонента «Чомэр»Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы с содержанием этнокультурного компонента «Чомэр» Цель: • Приобщать детей к традициям, культуре и быту народа Коми. • Прививать любовь к своей Родной Коми земле. Задачи: • Познакомить.

Сценарий развлечения с включением чувашского этнокультурного компонента «Осенний праздник» Оформление зала: декорация деревенской избы, стол, скамейка, покрытая домотканной дорожкой, дерево (клён, на которой висят шишки с загадками.

Сценарий утренника к 8 Марта в подготовительной группе «Волшебные бусы» с включением чеченского этнокультурного компонента Сценарий утренника, посвящённого празднику 8 марта в подготовительной группе «Волшебные бусы» Цели: Создать у детей и их родителей веселое.

Сценарий утренника к 8 Марта в старшей группе «Как звери Солнышко будили» с включением чеченского этнокультурного компонента Сценарий утренника, посвящённого празднику 8 марта в старшей группе «Как звери Солнышко будили» Цели: Приобщать детей к театрализованной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии»
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 17:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конференция по включению рабочей программы этнокультурного компонента «Культура и быт семейских Бурятии»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Унагаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД