Приложение МААМ

Приёмы изотерапии на уроках с детьми с ОВЗ

Левшина Алла
Приёмы изотерапии на уроках с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Приёмы изотерапии на уроках с детьми ОВЗ.

Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии.

Она заключается в использовании изобразительного искусства (чаще всего это рисование, но к нему относятся и лепка из глины и фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педогогических целях.

Публикация «Приёмы изотерапии на уроках с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Данная методика получила широкое распространение при работе с детьми, также она не менее эффективна и у взрослых людей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Метод широко используются в практике психокоррекции, психиатрии, терапии, медицинской психологии и социальной психологии.

История возникновения изотерапии

Изотерапия возникла на пересечении 3 наук – психологии, психиатрии, искусствоведения.

Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния.

Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать.

Основоположниками методики считают психиатра М. Симона и судебного медика А. Ардье.

Сам термин изотерапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году.

Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря.

С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй,

К. Роджерс, А. Маслоу.

По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации.

Методы изотерапии

Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства.

Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект.

Вся изотерапия делиться на два основных вида:

Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т. д.);

Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке.

Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.

Для каждого ребёнка вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком.

Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её.

Изотерапия для детей

У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания.

Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние

Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:

- Дети-инвалиды;

- С задержкой физического и психического развития;

- С нарушениями и расстройством психики;

- Имеющие физические особенности;

- Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.

Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:

- Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину.

- Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;

- Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;

- Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;

- Повышение самооценки;

- Научить терпению и аккуратности.

В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам:

- улучшение настроения,

- нормализация сна,

- повышение коммуникабельности и самооценки.

Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия.

Даже если окружающие не видят результатов, сам ребёнок все отмечает значительные улучшения.

Основные принципы

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.

2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).

3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов.

4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.

5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.

6. Педагог не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.

При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

На практике

Несмотря на то, что изотерапия активно применяется в работе со взрослыми, наиболее эффективной она зарекомендовала себя в детской психологии.

Это объясняется тем, что ребёнок обладает более ярким воображением, он более изобретателен, любит игры и эксперименты, обращает внимание на мелочи и детали. Доказано, что дети выражают в рисунках максимум своих эмоций, которые они не всегда способны оформить словесно. И делают это совершенно искренне.

Для дошкольников

Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме. Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:

• она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;

• яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.

Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка.

Без этих составляющих дело можно считать проваленным. Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.

Рекомендация. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова, в которой подробно расписаны аспекты данного направления.

Для школьников

Изотерапия для подростков имеет свои специфические черты, так как целенаправленно даже на занятиях с психологом их трудно сподвигнуть на то, чтобы они что-то нарисовали (стесняются, боятся показать своё подсознательное, сделать что-то не так и другие причины). Поэтому здесь от специалиста требуется применение совершенно другой схемы работы:

• с помощью родителей выяснить интересы подростка в живописи изучить его работы в данном направлении;

• выявить закономерности в технике рисования и создаваемых образах;

• проводить с ним беседы об интересующем его течении;

• после того, как контакт будет налажен, попросить что-нибудь нарисовать в данном направлении.

После этого уже можно постепенно собирать портфолио и вести целенаправленную работу по выявлению и коррекции имеющихся проблем психологического характера.

Для детей с ОВЗ

Изотерапия как метод психологической коррекции часто используется в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии:

• инвалидами;

• с задержкой в развитии (физическом, умственном, психическом);

• с расстройствами психики;

• с физическими недостатками;

• изгоями.

Часто для детей с ОВЗ изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии. Как показывает практика, использование данного направления в работе с такими детками всегда приводит исключительно к положительным результатам. Согласно статистике, уже через 3-4 занятия (это зависит от индивидуальных особенностей) у них заметно улучшается настроение, нормализуется сон, повышается коммуникабельность и поднимается самооценка.

Занятия по изотерапии

Занятия могут проводится как опытным педагогом, так и близкими друзьями или родителями.

Ребенок должен доверять этому человеку и не бояться его. Упражнения могут быть самыми разнообразными, их можно придумывать в ходе занятия. Можно использовать следующие упражнения:

Упр. № 1 «Марание»

Детям предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками.

Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным.

Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает

Упр. № 2 «Монотипия»

Заключается в рисовании образов на стекле (красками, а затем прикладыванием к нему бумаги и дорисовка полученного отпечатка. После того, как рисунок будет готов дети дают ему название и придумывают историю, связанную с ним. Или дорисовывание происходит с обратной стороны стекла.

Упр. № 3 «Пластилиновая композиция»

Детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.

Упр. № 4 «Рисование историй»

Ребенок рисует рисунок на тему какой-либо истории, а затем рассказывает о ней.

Терапия рисунка использует множество методик, стабилизирующих психическое и эмоциональное состояние человека.

Упр. № 5 «Каракули»

Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.

Предлагается одному из детей быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой ребёнок пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник.

Упр. № 6 «Рисование пальцами»

Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме.

Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых.

Упр. № 7 «Цветок»

Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок.

Как он выглядит?

Сколько у него лепестков?

Какого он цвета и формы?

Как он пахнет?

Что его окружает?

После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы дети поделились своими чувствами и ощущениями.

Упр. № 8 «Кляксография»

На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.

Упр. № 9 «Рисование губкой»

Это необычная техника рисования. Идёт большая работа с цветом.

Губкой легко закрасить большие поверхности. Можно использовать готовые трафареты, а можно вырезать самим.

Упр. № 10 «Рисование музыки»

Цель — восстановление сил, расслабление, успокоение.

Что для этого нужно:

Спокойная мелодия.

Листы бумаги.

Акварель.

Кисточка.

В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами.

Почему стоит попробовать изотерапию?

Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.

Изотерапия по праву считается одним из самых эффективных и популярных направлений в арт-терапии. Доказано, что люди на занятиях гораздо охотнее что-нибудь рисуют, нежели поют, танцуют или сочиняют стихи. Это позволяет наладить тесный контакт и вскрыть те внутренние нарывы, которые мешают жить.

Учитель начальных классов:

Левшина А. Г.

2022 г.

Публикации по теме:

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками»Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Приёмы игры на двух ложках: 1. «Цок-цок» - для этого кладут одну ложку выпуклой стороной.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Методические приёмы для проведения физкультурного досугаМетодические приёмы для проведения физкультурного досуга Успех проведения развлечений во многом зависит от того, насколько методически грамотно педагог скомбинирует приёмы взаимодействия с детьми.

Методические приёмы при разучивании песни «Зайчик» Методические приемы при разучивании песни: "Зайчик" музыка М. Старокадомского,слова М. Клокова Диапазон песни: ре - си Программное содержание.

Методические приёмы при разучивании русской народной прибаутки «Ладушки» Методические приёмы при разучивании русской народной прибаутки "Ладушки" Обработка Н. Римского - Корсакова Диапазон песни: ми - си Программное.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы изотерапии на уроках с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 10:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы изотерапии на уроках с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Левшина Алла (УИ 2041876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД