Левшина Алла
Приёмы изотерапии на уроках с детьми с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Приёмы изотерапии на уроках с детьми ОВЗ.
Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии.
Она заключается в использовании изобразительного искусства (чаще всего это рисование, но к нему относятся и лепка из глины и фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педогогических целях.
Публикация «Приёмы изотерапии на уроках с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Изотерапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Данная методика получила широкое распространение при работе с детьми, также она не менее эффективна и у взрослых людей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Метод широко используются в практике психокоррекции, психиатрии, терапии, медицинской психологии и социальной психологии.
История возникновения изотерапии
Изотерапия возникла на пересечении 3 наук – психологии, психиатрии, искусствоведения.
Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния.
Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать.
Основоположниками методики считают психиатра М. Симона и судебного медика А. Ардье.
Сам термин изотерапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году.
Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря.
С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй,
К. Роджерс, А. Маслоу.
По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации.
Методы изотерапии
Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства.
Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект.
Вся изотерапия делиться на два основных вида:
Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т. д.);
Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке.
Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.
Для каждого ребёнка вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком.
Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её.
Изотерапия для детей
У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания.
Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние
Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:
- Дети-инвалиды;
- С задержкой физического и психического развития;
- С нарушениями и расстройством психики;
- Имеющие физические особенности;
- Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.
Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:
- Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину.
- Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
- Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
- Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
- Повышение самооценки;
- Научить терпению и аккуратности.
В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам:
- улучшение настроения,
- нормализация сна,
- повышение коммуникабельности и самооценки.
Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия.
Даже если окружающие не видят результатов, сам ребёнок все отмечает значительные улучшения.
Основные принципы
Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.
1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов.
4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
6. Педагог не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.
На практике
Несмотря на то, что изотерапия активно применяется в работе со взрослыми, наиболее эффективной она зарекомендовала себя в детской психологии.
Это объясняется тем, что ребёнок обладает более ярким воображением, он более изобретателен, любит игры и эксперименты, обращает внимание на мелочи и детали. Доказано, что дети выражают в рисунках максимум своих эмоций, которые они не всегда способны оформить словесно. И делают это совершенно искренне.
Для дошкольников
Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме. Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:
• она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;
• яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.
Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка.
Без этих составляющих дело можно считать проваленным. Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.
Рекомендация. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова, в которой подробно расписаны аспекты данного направления.
Для школьников
Изотерапия для подростков имеет свои специфические черты, так как целенаправленно даже на занятиях с психологом их трудно сподвигнуть на то, чтобы они что-то нарисовали (стесняются, боятся показать своё подсознательное, сделать что-то не так и другие причины). Поэтому здесь от специалиста требуется применение совершенно другой схемы работы:
• с помощью родителей выяснить интересы подростка в живописи изучить его работы в данном направлении;
• выявить закономерности в технике рисования и создаваемых образах;
• проводить с ним беседы об интересующем его течении;
• после того, как контакт будет налажен, попросить что-нибудь нарисовать в данном направлении.
После этого уже можно постепенно собирать портфолио и вести целенаправленную работу по выявлению и коррекции имеющихся проблем психологического характера.
Для детей с ОВЗ
Изотерапия как метод психологической коррекции часто используется в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии:
• инвалидами;
• с задержкой в развитии (физическом, умственном, психическом);
• с расстройствами психики;
• с физическими недостатками;
• изгоями.
Часто для детей с ОВЗ изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии. Как показывает практика, использование данного направления в работе с такими детками всегда приводит исключительно к положительным результатам. Согласно статистике, уже через 3-4 занятия (это зависит от индивидуальных особенностей) у них заметно улучшается настроение, нормализуется сон, повышается коммуникабельность и поднимается самооценка.
Занятия по изотерапии
Занятия могут проводится как опытным педагогом, так и близкими друзьями или родителями.
Ребенок должен доверять этому человеку и не бояться его. Упражнения могут быть самыми разнообразными, их можно придумывать в ходе занятия. Можно использовать следующие упражнения:
Упр. № 1 «Марание»
Детям предлагается рисовать ладошками, ножками, кулачками, пальчиками.
Данное упражнение снимает запреты, позволяет ребёнку чувствовать себя свободным.
Он раскрепощается и может незаметно для самого себя осмелиться на действия, которые в обычной жизни не совершает
Упр. № 2 «Монотипия»
Заключается в рисовании образов на стекле (красками, а затем прикладыванием к нему бумаги и дорисовка полученного отпечатка. После того, как рисунок будет готов дети дают ему название и придумывают историю, связанную с ним. Или дорисовывание происходит с обратной стороны стекла.
Упр. № 3 «Пластилиновая композиция»
Детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.
Упр. № 4 «Рисование историй»
Ребенок рисует рисунок на тему какой-либо истории, а затем рассказывает о ней.
Терапия рисунка использует множество методик, стабилизирующих психическое и эмоциональное состояние человека.
Упр. № 5 «Каракули»
Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.
Предлагается одному из детей быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой ребёнок пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник.
Упр. № 6 «Рисование пальцами»
Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме.
Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых.
Упр. № 7 «Цветок»
Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок.
Как он выглядит?
Сколько у него лепестков?
Какого он цвета и формы?
Как он пахнет?
Что его окружает?
После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы дети поделились своими чувствами и ощущениями.
Упр. № 8 «Кляксография»
На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.
Упр. № 9 «Рисование губкой»
Это необычная техника рисования. Идёт большая работа с цветом.
Губкой легко закрасить большие поверхности. Можно использовать готовые трафареты, а можно вырезать самим.
Упр. № 10 «Рисование музыки»
Цель — восстановление сил, расслабление, успокоение.
Что для этого нужно:
Спокойная мелодия.
Листы бумаги.
Акварель.
Кисточка.
В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами.
Почему стоит попробовать изотерапию?
Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.
Изотерапия по праву считается одним из самых эффективных и популярных направлений в арт-терапии. Доказано, что люди на занятиях гораздо охотнее что-нибудь рисуют, нежели поют, танцуют или сочиняют стихи. Это позволяет наладить тесный контакт и вскрыть те внутренние нарывы, которые мешают жить.
Учитель начальных классов:
Левшина А. Г.
2022 г.