Погорелова Людмила
Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Ученики начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, написание которых чаще всего невозможно подвести под известные учащимся правила. поэтому из урока в урок при написании таких слов дети допускают очень много ошибок.
Научить писать эти слова грамотно - одна из задач, стоящих перед учителем.
При знакомстве со словом должно быть осмысленно его значение, привлечена слуховая память, потом зрительная и, наконец, моторная память.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается изучаемое, тем прочнее оно запоминается.
Публикация «Приёмы и формы работы над словарными словами в начальной школе» размещена в разделах
Чтобы эти этапы усвоения были более эффективны, приходится использовать разнообразные приёмы и методы работы со словарными словами.
Создание игровой ситуации.
Игра способствует активизации процесса обучения.
• Такая ситуация может быть создана путем внедрения в учебный процесс загадок. (Слайд 2)
• Загадки оживляют урок, расширяют кругозор учащихся, их творческое воображение, образное мышление, приучают к наблюдательности. Учат рассуждать.
Кланяется, кланяется,
Придёт домой растянется. (топор)
Без рук, без ног,
А под окном стучится,
В дом просится. (ветер)
Эффективной эта работа будет тогда, когда ученики не только отгадывают загадки, но и составляют их самостоятельно (Слайд 3)
Быстрый, но не конь.
Мягкий, но не вата.
Трусливый, но не мышь. (заяц)
Картинный словарь (Слайд 4)
• Привлекает внимание учащихся, оживляет работу, облегчает запоминание слов.
• Эту работу дополняют слова на отдельных карточках со знаком ударения и с выделенной орфограммой – помогающие запоминать их написание.
Игра «Волшебные яблоки» (Слайд 4)
Эта яблоня необычная. Сорвать яблоко может тот, кто правильно подберёт для него подходящее слово.
Игра «Собери слово» (Слайд 5)
Слово спряталось и ждет : «Кто его быстрей найдёт?»
Кроссворды и ребусы (Слайд 6)
Игра «Исправь ошибки» (Слайд 8)
Один ученик пишет с ошибкой, а другой находит ошибку.
МАРОЗ – МОРОЗ
ЗОВОД – ЗАВОД
ПАСУДА – ПОСУДА
Прием усиления орфограммы. (Слайд 9)
(р машка, пуг вица, дуванчик)
Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв. (Слайд 9)
Варежка, газета, горизонт, метро, пирог,
Усиление орфограммы путем возвращения в этимологию слова
(Слайд 9)
(Ботинок –боты, дневник – ежедневный, малина – малый)
Ассоциативное запоминание. (Метод ярких ассоциаций)
(Слайд 10,11,12)
Суть данного метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который помогает правильно написать орфограмму.
Итак, название ассоциативного образа должно иметь в своем написании находящуюся под ударением ту букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Обобщенный способ запоминания. (Слайд 13)
Цель такого способа – научить учащихся приему укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов.
РАБОЧИЙ
Рабочий надевает пальто, сапоги, берет с собой завтрак и едет на машине на работу, на завод.
КОНЬКИ
Однажды в морозную погоду мы с товарищем в теплой одежде пошли кататься на коньках.
Этот обобщенный способ запоминания способствует:
• развитию памяти,
• логического мышления,
• воображения,
• помогает заучивать сразу несколько словарных слов.
Приём обращения к истории слова (Слайд 14)
Спасибо - возникло на основе древнерусского выражения «Спаси тебя БОГ!»
Словарные слова, которые «любят» счет. (Слайд 15)
БАРАБАН, КАРНАВАЛ, КАРАНДАШ – три гласных буквы А подряд;
МОЛОКО - три О.
Упражнения для формирования фонетических понятий
1) Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в. кзал, з. мл. ника, ж…л. зо, г. рох, уч. ник, пл. ток, с. рень, к…пуста.
2) Выпишите слова в два столбика : в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова : завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.
3) Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и,д.
4) Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г…рой, адр…с, ур. жай, р. кета, ябл. к., п. нал, т. пор, п. суда, б. лот. .
5) Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.
6) Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
7) Игра «Из каких слов выпали гласные?»
Д. р. вн. п. ртр. т
М. л. т. к с. л. м.
К. ньк. т. л. ф. н
8) Игра «Угадай слово».
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
ГО (город, горох, гореть, горизонт).
И наоборот, можно дать конец слова, учащиеся придумывают начало :
…суда, …реза, …сква.
9) Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на заданную тему : «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Животные» и т. д.
10) Найдите словарные слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.
11) Игра «Кто больше придумает слов».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов.
а е л г о р
в и д у п ю
с т к н я ж
12) Игра "Ступеньки"
В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.
Берег
агроном
фамилия и т. д.
13. Выборочный диктант.
Дети выписывают слова с непроверяемой безударной гласной.
По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.
гласную О, а в третьей – слова, в написании которых нужно запомнить гласную Е.
Использование данных методик способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой.
Результатом всей деятельности может стать учебный проект «Веселый словарик»
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
Используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости. Результатом применения данных упражнений является грамотное письмо.